AnimemaniacsMagazine - АнимеСтатьи.
Nomad
Сверхъестественный ужас в
аниме.
«Никто не может объять необъятное»
Мудрость. |
Необязательно сверх, не
всегда - естественный, и не только в аниме. Если
ради интереса обратится к другому жанру, к
примеру, к фентези, то таких аниме-фильмов, как
собак нерезаных. И хорошую обзорную статью «обо
всем» написать не получилось бы при всем желании.
Прежде всего, по причине широкой
распространенности того же фентези.
Может, и получилось бы…. Но это была
бы уже не статья, а энциклопедия.
Посему будем понимать слово
"ужас" в самом что ни на есть широком смысле
и рассматривать все аниме-фильмы, где есть хоть
какой-то элемент ужасного. А их, надо сказать, не
так уж и много. Даже при глобальном подходе,
список выглядит до боли куцым:
Произведение |
Тип |
Blood: The Last Vampire |
Movie |
BioHunter |
OVA |
Blue Seed 1&2 |
TV& OVA |
Blood Reign |
OVA |
Boogiepop Never Laughts |
TV |
Dark Myth |
OVA |
Demon City Shinjuku |
Movie |
Demon Warrior Kenji |
OVA |
Devilman Lady |
OVA |
Ge Ge Ge no Kitarou |
OVA |
HellSing |
TV |
JoJo's Bizarre Adventure 1&2 |
OVA |
Imma Yojo |
OVA |
Kimera |
OVA |
Master of Mosquiton |
TV&OVA |
Mermaid's Scar |
OVA |
Nightmare Campus |
OVA |
Necronomicon |
OVA |
NightWalker |
TV |
Pet Shop of Horrors |
OVA |
Silent Mobius |
OVA |
Sin: the Movie |
Movie |
SoulTaker |
TV |
Tokyo Revelation |
OVA |
Twilight of the Dark Master |
OVA |
Urotsukidoji: Legend of the Overfiend |
OVA |
Vampire Hunter D |
OVA |
Vampire Hunter D (2000) |
OVA |
Vampire Princess Miyu |
OVA |
Vampire Wars |
TV |
Wicked City |
OVA |
Yami no Matsuei |
TV |
Долго думал, с
какой стороны подступиться к рассмотрению.
Вспомнил знаменитое высказывание Энштейна - «все
мы стоим на плечах великих». И незамедлительно
полез искать этих самых великих по забугорным
сайтам. Мне было крайне интересно узнать, писал
ли кто-нибудь еще нечто подобное.
Оказывается, нет. По крайней мере, я
не нашел. Зато отыскалась печка, от которой можно
плясать в дальнейшем. На сайте www.animecolony.com в итоге
обнаружился список ужастиков, каковым я и
воспользовался.
Читал, анализировал… и не смог
понять логику заокеанских коллег. Лукавенькая
позиция: вроде они хоррор/хентай в упор не
замечают, при том, что Urotsukidouji в списке есть… а
остальных, на мой взгляд лучших фильмов,
почему-то нет. Также не ясно, почему в таблицу не
вошли такие достойные картины, как Hellsing и Yami no
Matsuei. Первый - ужас в чистом виде, второй, хотя и за
милю шибает яоем, но тем не менее остается
добротным ужастиком. Одним словом, загадка…
В итоге восполнил дефицит, и
добавил несколько фильмов, которых янки
почему-то не удосужились отнести к жанру ужас.
Они выделены красным.
Стандарты.
«Если бы в свое время вместо
«Прибытия поезда» п е р в ы м фильмом сняли
«Дракулу», то история кинематографа сложилась бы
иначе. Если бы сложилась вообще.»
Один советский режиссер. |
И все равно, с чего начать? Раз
уж аниме - часть кино, то начнем со стандартных
типажей, "благодаря" многочисленным
экранизациям затертых до состояния расхожих
шаблонов. А уж потом перейдем на анимешную
специфику.
1. «Чистая
классика, апокрифы и перепевы». Ее не так уж
и много, но именно с нее все и начиналось. С
«Дракулы» Брема Стокера и «Франкенштейна» Мэри
Шелли.
Не буду особо изголяться, и так все
ясно, ограничусь скупой статистикой. По данным
"Книги рекордов Гиннеса" за 1998 год самым
популярным киногероем в мире (!) по количеству
экранизаций является граф Дракула Задунайский.
Вторым шел Шерлок Холмс, легендарный детектив с
Бейкер-стрит, но он нас сегодня не интересует.
2. «Нечто мочит тинейджеров». Или
некто - сразу вспоминается гнуснопрославленный
Джейсон с заляпаной кровью хоккейной маской на
лице и бензопилой в руках. Хрестоматийный пример
- «Пятница, 13-ое» или «Техаская резня бензопилой».
Из свежатинки - «Джиперс Криперс».
3. «Чума из космоса». Прилетели
неведомые бармаглоты из черных недр вселенной
(параллельного измерения, атлантиды и т.д.) и
начали, понимаешь, ставить всех и вся с ног на
голову. Впрочем, не обязательно они к нам. Можем и
мы к ним в гости пожаловать - отправились людишки
на другую планету, а там… а там их уже ждут.
Представители: «Чужие», «Нечто», «Темная
вселенная», «Особь» и т.д.
4. «Из ада». Там,
оказывается, не только грешники на сковородках
шипят, но и другой живности хватает. Каковая
животина с завидным постоянством и воистину
адским упорством прорывается в мир живых, алкая
свежего мясца... душ.… мести... денег… женщин. Это
и «Восставшие из Ада», и «Исполнитель желаний», и
«Фантазм», и много чего еще.
5. «А зомби здесь тихие».
Беспокойные живые мертвецы, коим упорно не
лежится в могилах. Вот они, паскудники, и бродят.
Сначала поодиночке, потом - ордами. Начало может
разниться, но конец всегда выдержан в
мрачно-оптимистических тонах - все плохо, но то ли
еще будет!!! Не сейчас, так в следующей серии.
Самые знаменитые банды зомби: «Утро живых
мертвецов», «Зловещие мертвецы», из новья -
«Обитель зла» (так наши "гундосые друзья"
перевели «Resident Evil»).
6. «Мцырь, упырь и вурдалак» [1]. Все
вампирское кино, отколовшееся от классических
канонов Стокера - «Вампиры Карпентера», «Блейд
1-2», «Интервью с вампиром». Здесь единственный
прогресс наблюдается во второй части
"Блейда". Упертые сценаристы наконец-то
вывели тварей, которые питаются вампирами так же,
как сами вампиры - людьми. [2]
7. «Большое
страхолюдное». Кинг-конг и Годзилла в чем-то
похожи, как два сапога пара. В Японии или Америке
появляется на свет божий прорывается нечто
гигантское, страхолюдное и больно бьющее.
Естественно, немедленно устраивает
многосерийную кровавую баню.
8. «Вошел Иван-царевич в
избушку…» Начало самой короткой русской
сказки. Вошел горемыка в означенную избушечку к
Бабе-Яге, тут ему и звиздец пришел. Горемык может
быть несколько, да и лезут они далеко не всегда в
домик на курьих ножках. Годится пансионат, замок,
студия, музей, - словом, любое уныло торчащее
строение с мрачным прошлым, туманным настоящим и
кровавым будущем. Кровавым, естественно, для тех
идиотиков, каковые вопреки настоятельным
предупреждениями лезут-таки в запретные угодья.
Как правило, кончается все, как и в знаменитой
сказке. Также быстро и неотвратимо. За примерами
далеко ходить не надо: «Некрономикон», «Из-вне»,
«Истории с темной стороны», «Байки из склепа» [3],
«Семья вурдалаков» [4].
9. «Призрак замка Мухосранск». Так
называемые ghost story - истории о призраках и прочих
фантомах. Столь негативное название выбрано по
причине неразвитости сего направления. Ну-ка,
навскидку, постарайтесь вспомнить парочку
современных «приведенческих историй» [5]?
Пожалуй, «Другие» да «Призрак Лувра»… и все.
Вообще, сам жанр ведет свое начало с туманного
Альбиона. Там, и только там, в доброй старой
Англии, он и процветает.
Остальной мир предпочитает снимать
пародии, пользующиеся поразительным успехом.
«Приведения замка Шпессарт» и «Призрак замка
Морисвилль» стали культовой классикой по обе
стороны океана. Уж если даже советские киноведы
признали фильмы идеологически правильными и
закупили их для проката в СССР, то это говорит о
многом…
Крайне примечательно, что
единственный советский мультфильм с претензиями
на ужастик снят именно о приведениях. Правда,
мульт-то советский, да призрак - импортный.
Кентервильский….[6]
Впрочем, неудивительно, с учетом
условиях в которых мы жили тогда и доживаем
сейчас. Это в Европе - готические замки, роковые
тайны, убийцы-дворецкие… прекрасная питательная
среда для таинственного и жуткого… а у нас?
Согласитесь, призрак пьющего сантехника Петрова
или кровожадного наркома Сидорова, это, знаете
ли, сюрреализм. И вызывает он не страх, а с м е х.
Воистину, от ужасного до смешного - один шаг.
10. «Отряд по борьбе с
чудовищами» - так назывался один старый
фильм, и в этом названии - все. Существует некая
организация - государственная («Наследие»),
частная («Охотники за приведениями»), а то и вовсе
кружок умелые руки ("Отряд по борьбе с
чудовищами"). Контора, как несложно догадаться,
борется с проявлениями потустороннего мира.
Самый расхожий шаблон всех времен и народов.
Вроде все. Бывают, конечно, и
исключения, не перевелись еще оригинальные
фильмы, но большинство современных кинофильмов
без всяких натяжек укладываются в какой-нибудь
из десяти рассмотренных шаблонов. Или сразу в
несколько.
В то время как в аниме наблюдается
качественно иная ситуация.
Анимированная жуть.
« - Что зимой и летом одним цветом?
-КРОВИЩА!»
Загадка. |
1. Совмещение
ужаса с хентаем. Первое и главное. Ужасов в
чистом виде мало, как правило, его, словно пиво
водой, «разбавляют» каким-то другим жанром. Чаще
всего - хентаем.
Примеров громадье - Nightmare Campus,
Necronomicon, классический Urotsukidoji … Обычно хентая и
ужаса примерно поровну… и, что характерно, если
лихо поработать цензорскими ножницами и
вырезать из той или иной аниме весь хентай, то
сюжет не пострадает ни на йоту.
Хентай в анимированной жути бывает
разный. Так, в сериале Urotsukidoji секс, мягко говоря,
нетипичный для европейского зрителя. То бишь с
щупальцами. В то время как Nightmare Campus и Necronomicon
прочно стоят на позициях традиционного секса, Yami
no Matsuei неудержимо скатывается в яой, а Kimera,
которую зачастую припечатывают клеймом
«хентай», по сравнению с остальными фильмами,
упомянутыми в сем абзаце, может служить
образчиком целомудрия.
В западном кинематографе хентай в
ужастике, если и присутствует, то очень редко и в
крайне усеченном виде. О нем вспоминают только
тогда, когда речь заходит о суккубах или иных
бестиях, пожирающих тело/душу/деньги/траффик
посредством полового сношения. Тут уж волей
неволей приходится хоть полсиськи да показать.
Сколько не напрягал измученную память, пример
вспомнил только один - фильм «Дьяволица», но
вроде видел и что-то еще.
2. Частичная перестановка
классики на новые рельсы. Как правило,
заимствуют не весь сюжет, а о т д е л ь н ы х героев.
Строят новый мир на фундаменте бренных останков
старого, непременно запихивают героев черт знает
куда - позади аппокалипсис, да не один, под ногами
- выжженная земля на мили и мили вокруг, а впереди
- стандартный финал.
Ярким примером такого могут
служить оба фильма Vampire Hunter D (1986 и 2001 года
выпусков). Выдрали Дракулу, придумали ему сынулю,
да и начали танцы с шашками наголо. И на такие
заимствования горазды не только создатели
аниме-ужаса, вспомните хотя бы Neon Genesis Evangelion.
Вот уж содрали, так содрали. Неудивительно, что
стараниями Ватикана в некоторых странах сериал
оказался под запретом. Ведь с точки зрения
католического священника подобная поделка -
несусветная ересь, за которую даже в наше
просвещенное время неплохо бы тащить на костер…
3. Сплав хоррора с
фентези. Если внимательно читали/смотрели,
то практически все действие голливудских картин
разворачивается либо в наше время, либо в
недалеком будущем, на худой конец в начале
двадцатого века. Тем не менее, некоторые
разработчики умудряются сделать весьма
пристойное хоррор-фентези. Сходу пример - Imma Yojo.
Правда, для пущего веселья добавили хентай и вся
пристойность благополучно накрылась медным
тазом. Еще - Vampire Hunter D.
4. Оригинальность монстрятника.
Проявляется прежде всего в бестиарии,
точнее в оппонентах, с которыми рубятся удалые
воины, палят волшебным огнем маги, пронзают
щупальцами положительные бесенята. Да, таких
уродов ни Данте, ни Дали, ни уж тем более
штатовские режисеры не смогли бы измыслить даже
в пьяном бреду.
Сразу видно, что Японцы обеими
руками черпают сюжеты, героев и вражин из своей
(пример - любой) и чужой мифологии (Oh, my Goddes, Dark Myth),
а она у них ох как богата на клыкастых порождений
мрака. Да, второго такого кладезя чудищ просто
нет.
5. «Ломание» женщин. Всю
жизнь думал, что нимфоманками рождаются, а не
становятся… Однако, японская анимация
утверждает обратное. Оказывается, можно довести
женщину до такого состояния, что вступать в
извращенные половые сношения с каждым
встречным-поперечным ей станет в удовольствие.
Конечно, поначалу соития идут по принуждению,
потом - по доброй воле.
Главное - "вовремя" бить и
истязать в н а ч а л е. Поверьте, ломание
человеческой психики, пусть и женской, это
воистину с т р а ш н о. Ломание личности путем
утонченного насилия, групповых изнасилований и
мучительных пыток…
Лучший пример - все пять частей Imma
Yojo. Безжалостная камера снимает без прикрас и
цензуры, со смаком показывает, как из обычной
миловидной девушки можно в рекордные сроки
сделать законченную, простите за выражение,
блядь. Жестокость, кровищи - море разливанное,
раздирающие ночь предсмертные крики… а тут еще
забойные вывихи сюжетной линии, упирающейся в
кладбище. В смысле, до конца каждой серии
доживает только главная героиня. Та самая, на
вторую букву алфавита…
Аниме оставляет настолько гнетущее
впечатление, что опосля просмотра неудержимо
хочется нажраться…
Ну да, я увлекся. Касательно
метаморфоз женщин можно вспомнить некоторые
серии Cool Devices, и, пожалуй, Demon Warrior Kenji. Там
измывательство над дивчиной не ставится во главу
угла, а упоминается мимоходом в одной из серий.
Буквально за две минуты авторы экранизовали весь
сей абзац… вплоть до нажраться.
6. Шаблоны. Их не
удается избежать никому. В японской анимации
самим живучим оказался шаблон за нумером 10;
последний в моей классификации, зато первый по
степени распространенности. «Отряд по
борьбе с чудовищами».
Это Blue Seed 1&2, NightWalker, HellSing, Yami no
Matsuei. Все перечисленные произведения
объединяет общая задумка, простая, как мычанье:
некий отряд мочит гадов. И так - от серии к серии.
Надо отдать должное восточным
разработчикам. Они и сюда умудрились внести
толику оригинальности, причем каждый - на свой
лад. Blue Seed берет оригинальной
концепцией растительных тварей Арагами, NightWalker
- драматизмом и великолепной продуманностью
каждой серии, HellSing соблазняет
размышлениями о нелегком бытие вампиров в
современном мире, ну а Yami no Matsuei в общем и целом
добротный середнячок, но у любителей яоя
пользуется завидной популярностью. Словом,
японцы умудряются сделать для зрителя
привлекательными даже самые затасканные штампы,
за что им спасибо.
Теперь задумаемся о природе страха.
Затаившийся страх.
«Мы люди цивилизованные.
Мы не едим с ы р о г о человеческого мяса. Мы его
жарим».
А. Тюрин «Конечная станция - Меркурий» |
Вы когда-нибудь задумывались,
к а к нас пугают? Атмосфера страха и затаившегося
ужаса, как в аниме, так и в кинофильмах, обычно
создается двумя способами. Первый способ
характерен для многих голливудских фильмов.
Гнетущая музыка и сцены насилия постепенно
формируют в сознании зрителя образ подспудной
опасности, затаившейся где-то неподалеку и
терпеливо ожидающей своего часа - того страшного
момента, когда человек расслабится, ошибочно
полагая, что он в безопасности. Именно в этот
момент следует неожиданная атака.
Сердце ёкает, руки нервно
стискивают пульт… Иногда этот способ усложняют
атакой ложной: идет герой по пустырю, никого нет,
тихо, страшно, какие-то шорохи… и, вдруг, сзади
что-то ухает. Вы вздрагиваете, а герой тем
временем на шатающихся ногах подходит поближе,
аккуратно, затаив дыхание исследует источник
звука и…
….и выясняется, что имела место
ложная тревога - камень с крыши упал, кошка
пробежала, друг главного героя незаметно
подкрался и хлопнул по спине. Зритель утирает пот
со лба, облегченно вздыхает полной грудью… и вот
тогда и только тогда следует НАСТОЯЩЕЕ
нападение.
Резюмируя, можно сказать, что такой
подход к созданию атмосферы страха ставит во
главу угла прежде всего НЕОЖИДАННОСТЬ, но
подкрепленную соответствующем графическим и
звуковым антуражем. Достигается смачный эффект
присутствия, но надолго сего эффекта не хватает.
От силы на один или два просмотра.
Очевидно, что места таких
неожиданных (по первому разу) столкновений с
УЖАСОМ, как правило, накрепко западают в память и
при третьем-четвертом просмотре зритель уже
знает, что и где его поджидает. Он з н а е т чего
ему следует бояться, а потому - не боится. Эффект
неожиданности теряется и оригинальный хоррор
вырождается в примитивный боевик или мелодраму -
в зависимости от того, чего больше в сюжете
помимо пресловутого ужаса.
Второй подход представляется более
перспективным, но его гораздо сложнее
воссоздавать в эфемерном мире голубого экрана.
Речь идет о п о с т е п е н н о м нагнетании
атмосферы страха. Фильм начинается как обычное
приключение, обыденная жизнь, привычное
окружение. Загородная поездка, ветренное
свидание, чаще - небольшое, казалось бы ни к чему
не обязывающее расследование, проводимое на свой
страх и риск. И страх становится ужасом, а риск
средством познания и выживания…..
Человека выдергивают из рамок
привычного не единым махом, как в первом случае,
когда основная ставка делается на неожиданность,
а постепенно, неторопливо, с ужасающим
постоянством. Боле того, человек сам
прикладывает усилия, пытаясь познать неведомое,
погружаясь все глубже в гибельные тенеты
кошмара, из которого нет выхода…
Если первый метод
напоминает падение с обрыва жизни в пучину
смерти и кошмара, то второй - мягкую посадку.
Постепенно, без лишней суеты привычный мир летит
в тартарары…
В аниме, как правило, используются
оба подхода, но в весьма своеобразном виде.
Потому, как мне кажется, можно говорить о третьем
способе. Того самого, с помощью которого
создается ощущение кошмара в а н и м е.
Эффект ужаса достигается за счет
блестящего сюжета и бешеного динамизма
происходящего. Нагнетать атмосферу приходится
прямо-таки стахановскими темпами. Дело в том, что
режисеров связывает жесткое ограничение по
времени. За жалких полчаса, что идет средняя
ТВ-серия, особо не погоняешь зрителя по затхлым
подземельям, потому-то пугать приходится иначе. И
получается в итоге не фильм, а короткая новелла.
Потом еще одна. И еще…
Серии могут быть связаны между
собой, когда одна эдак плавненько перетекает в
следующую (Blue Seed), либо переход происходит резко
(NightWalker), или же другая крайность - общие герои, но
сюжет отличается предыдущей и последующей
отличается как небо и земля (Pet Shop of Horrors).
Во всех случаях быстрота развития
событий никоим образом не мешает авторам
использовать в той или иной форме первые два
подхода, размерено и монотонно давить на психику,
вставлять элементы загадочности и
недосказанности. Обычно, на протяжении всего
ТВ-сериала помимо решения сиюминутных задач,
есть еще какая-то генеральная цель, зыбкой тенью
присутствующая на заднем плане. Это Золотая Заря
в NightWalker-е, нашествие прочипованной [7]
нежити в HellSing-е, затмение в Blue Seed. И заканчивается
сериал, образно говоря, битвой с этой тенью…
Вива аниме! (Послесловие).
Некоторое время назад - лет эдак
семьдесят - появилось эссе Г.Ф. Лавкрафта под
названием «Сверхъествественный ужас в
литературе». Я подумал - он писал о том искусстве,
которое было в е г о время, когда кинематограф
назывался «электротеатр» и пребывал в
зачаточном состоянии. Почему бы не написать об
искусстве современном? В мое время?
Поводом к написанию статьи
послужил выход фильма Resident Evil. После просмотра
создалось впечатление, что нормальные фильмы
ужасов делать разучились. В отличие от аниме, где
и по сей день встречаются просто шедевры. Отсюда
вывод - Голливуд себя изжил, вива аниме!
1. Фраза принадлежит Лермонтову.
2. Первоначальная концепция была выдвинута
Роджером Желязны лет так тридцать тому назад.
Наконец-то, вспомнили!
3. Помимо телесериала было и два полноценных
фильма. «Кровавый бордель» и «Демонический
рыцарь». У того и другого названию предшествовал
слоган «Байки из склепа».
4. Единственный СОВЕТСКИЙ ужастик, помимо
экранизаций гоголевского "Вия". «Семейку»,
кстати, снимали по рассказу Толстого.
5. Термин Астрид Линдгрен. Очень хорошо звучал в
устах «призрака» с моторчиком. Того, который
живет на крыше…
6. «Кентервильское приведение». По одноименной
новелле Оскара Уайльда.
7. Вампир с микросхемой внутрях - енто круто.
|