Масимо Койти, режиссер, на мой взгляд, довольно «неровный», - снимающий и такие выдающиеся вещи как «Irresponsible Captain Tylor» и «Noir», и проходные как «Madlax» и «Meine Liebe». Отличает его одно – в каждое свое произведение он вносит личный взгляд, иногда даже не совпадающий с идеей оригинала, если аниме, к примеру, снимается по манге.
Вот и взявшись за экранизацию манги Хироаки Самура «Mugen no Juunin» («Пленник вечности», английское название – «Клинок Бессмертного»), он не стал дословно следовать манге, выхватив лишь одну, на его взгляд, главную идею, и перестроив весь строй сюжета так, чтобы ярче ее обозначить.
Игрушки судьбы – вот что увидел Масимо Койти. Все эти суровые и жестокие люди: забияка Мэдзин, нежная и решительная Рин, упрямый Аноцу, неистовый Магацу, шпионы сегуна, бандиты, ронины, - все они лишь игрушки в руках судьбы, которая несет их как река, крутит в водоворотах, бросает на камни, топит в омутах. Герои могут думать, что правят своей судьбой, что именно от их решений все зависит, но это лишь иллюзия, и старая колдунья презрительно усмехается, глядя на все их трепыхания.
На эту идею работает и то, что история рассказывается не линейно: сюжет скачет от эпизода к эпизоду, выхватываются «куски», узловые моменты жизни героев, показывающие их либо в драматических обстоятельствах, либо в воспоминаниях. Человеку, не знакомому с первоисточником довольно трудно поначалу понять, что происходит на экране: действие мечется от героя к герою, то возвращаясь в прошлое, то без какого-либо перехода оказываясь в настоящем. Никаких объяснений, обязательных отступлений, зрителя бросают в историю как щенка в воду, и ему приходится разбираться со всем этим самому.
Сериал снят по первым шести томам манги, в нем показана самая «завязка»: родителей 16-летней Рин жестоко убили прямо на ее глазах. И теперь она жаждет отомстить за их смерть некоему Аноцу, главе лучше сказать шайки, хотя сам он называет ее школой боевых искусств Итто-рю. «Школа» эта славится тем, что не придерживается какого-то одного стиля боя, а ее ученики используют в своем боевом арсенале все известные им приемы, в большинстве своем весьма подлые. И славятся своей жестокостью и разнузданностью. Убедившись, что в одиночку с такими отморозками ей не справиться, Рин нанимает себе в помощь ронина Мэдзина. Последний известен как массовый убийца, жестокий мечник, к тому же, бессмертный. И вот эти двое начинают охотиться за членами шайки, которые участвовали в убийстве родителей Рин. Вот только они не единственные, кто преследует бойцов Итто-рю и Аноцу.
То, что сериал не планировалось ограничивать лишь 13 эпизодами, для меня не вопрос: уже по опенингу ясно, что планировалось снимать второй сезон, а, возможно, и третий, и четвертый. То, что мы видим в этих 13 сериях – только завязка, обозначены главные герои и враги, а кукловоды все еще в тени.
Претерпели некоторые изменения и характеры героев: Мэдзин уже не такой мужлан, несмотря на свой характер, обладает некоторой душевной чуткостью. Рин сразу показана как довольно решительная, пусть и очень юная и порывистая, девочка. Стал намного выразительнее Аноцу – в сериале его противоречивый характер показывается практически сразу.
Очень интересна, на мой взгляд, графика сериала: практически все действие происходит либо ночью, либо в сумерках. Рисунок довольно темный, даже когда действие происходит днем, при этом часто используются почти кислотные краски, оттеняющие общую мрачность фона. Что и не удивительно: рассказывать историю о жестоких нравах, наполненную убийствами, предательством, насилием невозможно, используя чистые и светлые тона. При этом каждый кадр композиционно оформлен просто изумительно, особенно сцены смерти: такая яркая, умирающая красота. В некоторых сценах картинка даже застывает на долгие секунды, фиксируя, если можно так выразиться, «гармонию смерти», которая показана как произведение искусства. Кстати, этот момент довольно навязчиво повторяется: смерть и искусство. Многие герои в этом аниме, отвернувшись от жизни, раз за разом рисуют кровью, пытаясь достичь совершенства. Но их произведения мертвы и недолговечны. И это противопоставление красоты жизни, и мертвой, искусственной, притягательной и отталкивающей в одно и то же время красоты смерти, постоянно повторяется, раз за разом.
Это слышно, если можно так выразиться, даже в саундтреке: композитор Отани Ко (Otani Ko) выбрал довольно странную и нетипичную для аниме музыку, только подчеркивающую общую беспокойную атмосферу сериала. Странный, раздражающий опенинг, «грязный» гитарный звук и плывущий, почти мяукающий, вокал Макура-но-Соси сразу настраивает на то, что история не будет ни приятной, ни легкой, ни забавной. А боевые сцены под джаз-рок и этно-рок смотрятся мучительным диссонансом. Музыка бьет по нервам, заставляя постоянно пребывать в напряженном ожидании ужасных сцен.
Лишь некоторое время спустя, понимаешь, что все это не случайно: и темные краски, и резкая музыка, и буддистская свастика на кимоно Мэндзи, и его имя, и скачки сюжета. Но как только рассыпанная на пазлы картинка начинает потихоньку собираться, тут же все и обрывается. Нам только еще показали направление, по которому пойдут герои, только намекнули, какие шуточки выкинет с ними судьба.
Я очень надеюсь на продолжение, это аниме не из тех, где в первых же сериях обозначены все расстановки сил и ясно, чем дело кончится. Оно разворачивается медленно, как свиток, обещая немыслимые повороты и события. Очень жаль, что о продолжении пока не слышно.
Итог: сериал не простой, многих оставит равнодушными, многим совсем не понравится. Он категорически не похож на обычные самурайские боевики, несмотря на внутреннюю динамику каждого эпизода, общее действие разворачивается довольно медленно, и это многих может отпугнуть. В него нужно всматриваться и помнить, что все здесь не случайно, что авторы рассыпали множество подсказок и намеков, и тот, кто захочет их увидеть, увидит.
(c) АниМаг основан в 2002 году.
Использовать материалы можно
только с разрешения авторов!