A Wind Called Amnesia
Автор: Heskuld
Формат: Полнометражный фильм (80 минут)
|
Как начинали крылато мы!
Какими станем в конце?..
ДДТ "Дороги"
Неужели человечество достигло вершины
своего развития? Неужели прогресс и эволюция остановятся? Неужели дальше
идти некуда? Такими вопросами задавались люди на протяжении веков. И
всегда находились скептики и пессимисты, которые категорично заявляли
"Да!". Но рядом с ними всегда стояли чудаки и мечтатели, своими
открытиями и изобретениями раз за разом опровергавшие мрачные прогнозы.
Так появились электричество, автомобиль, радио, телевидение, компьютер…
Но в каждом следующем поколении рождались новые скептики, которые снова
утверждали, что дальше идти некуда. А что же произойдет, если они
однажды окажутся правы?
По версии создателей A wind named
Amnesia, ЭТО случилось в 1997 году. Человечество достигло вершины
социального и технического развития, поднялось на самый верх и… кубарем
скатилось вниз. Одним чудесным утром над всей планетой пронесся ветер.
Ветер, стирающий память. Люди забывали все, вплоть до языка, по улицам
городов бродили толпы человекоподобных зверей, ищущие еду и питье,
спасающиеся от сильных и убивающие слабых. В поисках пищи
шестнадцатилетний парень забредает на секретную военную базу, где
встречает тринадцатилетнего Джонни, чья память была искусственно
усилена. Джонни, возможно, единственный человек на планете, сохранивший
свои воспоминания, он заново учит парня говорить и обращаться с
различными механизмами и дает ему имя Ватару (Странник). Два года спустя,
Ватару путешествует по территории бывших США (а именно там происходит
действие), пытаясь выяснить, кто или что породило Ветер, уничтоживший
человеческую цивилизацию, но оставивший самого человека жалкой насмешкой
над собой прежним.
Ватару - юноша, сознательная жизнь которого
началась (заново) всего два года назад, он почти ничего не успел узнать о
мире, кроме самых общих вещей. Он наделен наивностью, непосредственностью
и любознательностью ребенка, он не знает зла и хитрости. Ватару полностью
оправдывает свое имя, в нем горит жажда путешествий, ему всегда интересно,
что ждет за следующим холмом, за очередным поворотом, его влекут новые
места. Память - его главное богатство, поэтому по дороге он делает
фотоснимки всего, что кажется ему интересным и красивым: закат, океан,
бескрайние поля; Ватару заново открывает планету, все знания о которой
были уничтожены Ветром.
Мотив путешествия, странствия, поиска истины проходит через
весь фильм, самые первые кадры - голубое небо и пустынная дорога. Путь
Ватару лежит с запада, из Сан-Франциско на восток, в Нью-Йорк. Все
крупные города заброшены, виды опустевших Лос-Анджелеса и Лас-Вегаса
встречают Странника, люди давно покинули их или погибли, ощущается
гнетущая мрачная величественность этих пейзажей, их пугающая красота и
пустота давят на психику, угрожая свести с ума, но юноша упорно продолжает
свой путь в поисках ответов на мучающие его вопросы.
A wind named Amnesia относится к редкому для аниме (да и
для кинематографа, если на то пошло) жанру - философская притча. Притча
о Человечестве, о том, что может с ним стать, если сдуть тот легкий
налет цивилизованности, которым оно покрыло себя за века. Притча о
Человеке, который заново открывает мир и смотрит на него глазами, не
затуманенными злобой, корыстью, похотью, ненавистью... Притча о будущем
всего рода человеческого. А есть ли оно, это будущее? Имеет ли будущее
племя, поклоняющееся старой строительной машине и приносящее ей
человеческие жертвы? А город, управляемый компьютером, где живут всего
двое, вынужденные играть бесконечное количество ролей? Ватару достается
честь заявить последние аргументы в защиту людей, доказать их право на
прошлое… и на будущее. Символична последняя схватка его с жутким
наследием человечества - гигантским мехом-стражником, превратившимся,
со смертью пилота, в машину для убийств. Он преследует Ватару на протяжении
всего пути, от Сан-Франциско и до Нью-Йорка, где и состоится последний
бой человека и машины, порождения цивилизации, за память всего человечества.
И пусть Ватару еще сам не сознает важности момента, но его победа -
последний шанс человеческой расы отстоять свое будущее. Но не слишком ли
поздно, может, судьба людей уже решена? Этот вопрос создатели оставляют
без ответа. "Мне станет известно в течение часа" - вот все, что получат
зрители и Ватару в конце.
Но заканчивается фильм не актом уничтожения, но актом
созидания: Ватару срывает листок и начинает с его помощью насвистывать
какую-то простую мелодию, а прячущиеся за камнями и обломками стен
зверолюди прислушиваются, но не со страхом, а скорее с удивлением и
интересом. И именно это послужит последним и главным аргументом в пользу
человечества. А финальные кадры фильма - та же дорога, что и в начале, но
уже не пустынная - по ней к своему джипу идет Ватару, чтобы продолжить
свое путешествие…
Еще много можно было бы рассказать об этом фильме, но я не
стану. Это потребовало бы раскрытия подробностей сюжета, чего я делать
не хочу, так что буду заканчивать.
A wind named Amnesia - это не столько фильм для думающих,
сколько фильм, заставляющий думать. Сразу после просмотра у меня сложилось
впечатление об этом аниме, как о хорошей фантастике, не "грузящей", не
требующей специфических знаний для полноценного восприятия, с приятной
прорисовкой и музыкальным сопровождением. А через некоторое время я
задумался. Ведь если человечество и дальше пойдет тем же путем, которым
оно движется сейчас, то природные ресурсы закончатся где-то к 2030 году,
если сохранится теперешний рост населения, то Земля к тому времени будет
перенаселена. И тогда человечество ждет Кризис, из которого оно, вполне
возможно, не найдет выхода. Ни новых источников энергии, ни колонизации
других планет пока не предвидится. Может тогда нас ждет та же судьба, что
постигла людей в A wind named Amnesia: опуститься до уровня животных и
постепенно забыть себя? Сейчас это перспектива кажется далекой и фантастичной,
но смогут ли люди в будущем предотвратить катастрофу, не менее страшную, чем
дуновение ветра, имя которому - Амнезия…
|