
Существует не так много японских видеоигр,
сделанных в стилистике конца европейского средневековья и начала
Возрождения. А ведь это такая благодатная почва: мрачные замки,
феодальные распри, дворцовые интриги, рыцарские ордена, крестовые
походы, инквизиция… Навскидку могу вспомнить только серию
Deception на PlayStation, Sword of Berserk на Dreamcast и
виновницу этого разговора - Vagrant Story (PS) от Square. Да,
во вселенной VS судьбы мира решаются не на полях сражений в
эпических битвах, а в темных коридорах мрачных замков и за
столами переговоров. Ну а магия здесь встречается немногим чаще,
чем в нашем мире.
Рыцари, культисты и немного мистики
Одной грозовой ночью, агент организации Рыцари
Мира Валендии (VKP - Valendia Knights of Peace) (вроде нашей ФСБ)
Эшли Райот (Ashley Riot) получает задание пробраться в замок
влиятельного феодала, герцога Бардобра (Bardobra), захваченный
последователями религиозного культа Мюлленкамп (Mullenkamp), и
освободить заложников - семью и слуг герцога. В замке он
сталкивается с таинственным предводителем культа Сиднеем
Лосстаротом (Sydney Losstarot). Арбалетный болт, пущенный Эшли,
пронзает его сердце. Но Сидней легко вынимает болт из смертельной
раны и, велев своим сподвижникам ждать его в Lea Monde,
городе-призраке, разрушенном землетрясением двадцать лет назад,
выпрыгивает в окно, а на его место, пробив крышу, падает
огромный дракон. Расправившись с опасной тварью, Эшли
устремляется в погоню, ведь культисты похитили мальчика,
единственного наследника герцога. Здесь кончается вступление
и начинается действие.
Итого у нас есть: крутой герой (в первом же ролике,
на предложение напарницы подождать подкрепления, он отвечает:
"Подкрепление? Я и есть подкрепление"), шикарный сюжет,
изобилующий неожиданными поворотами и побочными линиями,
неординарные и неоднозначные персонажи и открытый финал,
намекающий, что это только начало истории.
Охота на ведьм
Cложно загнать такую неординарную игру, как VS,
в узкие жанровые рамки. Пожалуй, самым точным определением будет
RPG/Adventure. Судите сами: все действие игры происходит на
улицах и в подземельях Lea Monde, где Эшли предстоит бегать,
прыгать, сражаться и решать простые головоломки, набор действий,
более подходящий для аркады или адвенчуры, чем для вдумчивой
RPG. Но хотя в VS нет очков опыта и уровней, зато присутствует
стандартный набор характеристик, пусть и в несколько урезанном
виде: сила, ловкость, интеллект, HP, MP. Увеличиваются они только
при использовании специальных предметов или в определенных
сюжетом местах.
Каждая конечность обладает своей шкалой здоровья
(как в Tobal), соответственно, если у героя ранены ноги, он не в
состоянии бегать, без правой руки - хорошо сражаться и т.д. При
встрече с врагом игрок может остановить игру, тогда вокруг героя
возникает полусфера, обозначающая радиус поражения, и список
попавших в нее конечностей противников. Обычно у врагов есть
какое-то одно уязвимое место, а остальные хорошо защищены.
Схватки напоминают бои из Parasite Eve (хотя здесь нет линейки
ожидания хода), с полной свободой перемещения по комнате и
возможностью бегства от противников в соседние помещения.
Боевая система VS построена на применении Chain
Abilities - связок приемов. В момент нанесения удара над головой
Эшли на долю секунды появляется знак "!". Если за это время вы
успеваете нажать одну из трех кнопок, то последует еще один удар,
и так далее, пока не собьетесь. Со временем Эшли выучивает новые
атаки (к концу игры получается довольно внушительный список), но
"носить" одновременно может только три. Та же ситуация с
защитными приемами (Defense Abilities): когда бьет враг, над
головой у героя тоже появляется "!" и, если игрок успевает
вовремя среагировать, Эшли проводит контратаку. Столь изящное
решение превращает игрока из пассивного наблюдателя (как в
большинстве JRPG) в активного участника сражения, а сами битвы
все время держат в напряжении, заставляя судорожно стучать по
кнопкам и тихо ругаться, когда связка прерывается на тридцатом
ударе из-за судороги, что сводит большой палец.
Темная сила Lea Monde пробуждает у Эшли способности к
магии. Увы, заклинания, по большей части, бесполезны, хотя
некоторые из них довольно оригинальны.
Рассказывать об особенностях игрового процесса VS
можно очень и очень долго: есть еще индикатор Risk, приемы Break
Arts, возможность собирать собственное оружие из запчастей… Но
журнал не резиновый, посему едем дальше.
Твой новый мир [1]
Графика, по меркам PS, просто великолепна, у
игрока есть возможность вращать камеру, масштабировать изображение
(правда, только в двух вариантах - чуть ближе и чуть дальше) и
осматриваться, переключившись на вид от первого лица. А ролики,
выполненные на движке игры, позволяют почувствовать любовь, с
которой разработчики подошли к созданию VS: прорисовка лиц
персонажей (они даже обладают мимикой!), эффект "расплывчатости"
изображения, естественность движений и отменная режиссура (не
хуже, чем в Metal Gear Solid) заставляют забыть об угловатости
фигурок и зернистости текстур. Рискну утверждать, что VS вполне
может побороться за звание самой красивой игры для PS.
А вот звуковое сопровождение разочаровывает. Не
каждое ухо способно долго терпеть эту какофонию лязгов, да и
предсмертные стоны противников звучат не слишком убедительно.
Музыки в игре нет, что, однако, идет только на пользу атмосфере.
Работники Square - известные мастера создания
атмосферы, это может подтвердить каждый, кто хоть раз сталкивался
с их продукцией, но здесь они превзошли самих себя. Vagrant
Story - страшная игра, она пугает почище попсовой Parasite Eve
и не меньше, чем классическая Resident Evil, но использует при
этом совершенно иные методы. В RE страх - следствие беспомощности
героев (мнимой ^_^), перед лицом врагов, природу которых они не
понимают, а в VS ужас вызывают гротескные формы монстров, мрачные
давящие стены подземелий, ощущение висящей над головой многотонной
каменной массы… И все как в сказке - чем дальше, тем страшнее.
Дизайн персонажей не уступает графическому оформлению.
Самыми яркими являются, пожалуй, Сидней, таинственный и
харизматичный, отдавший свои руки Тьме, а вместо них пользующийся
металлическими протезами, и демонический кардинал Ромео
Гильденштерн (Romeo Guildenstern). Дизайн уровней тоже на
высоте: залитые солнечным светом улицы города, мрачные подземелья,
величественная готическая архитектура Главного Собора. Единственное
к чему можно придраться - это однообразие помещений в пределах
одного уровня и однотипность головоломок (ящик A поставить на
ящик B и столкнуть на них ящик C).
Vagrant Story практически провалилась, не оправдав
ожидания своих создателей. Причин тому может быть масса, но факт
остается фактом - массовая аудитория игру не приняла. Но это не
говорит о качестве самого произведения, ибо VS просто великолепна.
Если бы не мелкие недоработки, мы получили бы шедевр калибра Metal
Gear Solid и, возможно, стали бы свидетелями рождения нового
игрового сериала.
Резюме: Если и есть на PS игра, которую можно
сравнить с Metal Gear Solid в плане сюжета, атмосферы, проработки
персонажей и напряженности игрового процесса, то это Vagrant
Story. Без пяти минут шедевр.!
[1] - Название песни группы "Ария"
|