Animemaniacs Magazine Online (2006) Аниме ОБЗОР: Gankutsuou.
 |
АНИМЕ ОБЗОР > GANKUTSUOU > Призрак графа в доспехе |
 |
 |
Знакома ли вам такая картина: хороший, прямо-таки замечательный японский режиссер берется за экранизацию некоего классического произведения? И все-то получается прекрасно: персонажи моментально узнаваемы, словно выужены из вашего же подсознания, атмосфера первоисточника флюидами струится с экрана, диалоги переданы слово в слово... Но тут аниме доходит до середины, и происходит магическое превращение. Герои вдруг меняют линию поведения, а сюжет начинает извиваться змеей и бить хвостом. А все потому, что замечательный японский режиссер - тоже автор, и ему тоже хочется показать, чего он стоит.
Нет, я не о "Замке Хаула" и даже не о "Семи самураях". Я о сериале Махиро Маэды, который называется "Gankutsuou", буквально переводится как "Повелитель Пещеры", а в Европе и Америке известен как "Граф Монте-Кристо".
Первые критики были ошарашены визуальной стороной этого 24-серийнго полотна. Притом что заставка настолько строга, насколько может быть стилизация под графику модерн, основное действие разворачивается среди ярких плавающих пятен, неоднородных и постоянно колеблющихся. Это относится и к некоторым деталям пейзажа, и к костюмам героев. Метод текстурной раскраски, использованный вместо традиционной заливки, сделал сериал отчасти трудным для восприятия, но в то же время прекрасно передающим атмосферу роскоши, в которой купаются персонажи, и одновременно намекающую на неопределенность, зыбкость их существования. Как только герои делают для себя какие-то решающие выводы, блики с их волос и одежды исчезают.
|
 |
 |
|
 |
 |
|
 |
|
Персонажи поначалу несколько теряются в буйстве красок, но вот мы привыкаем к мельтешению на экране и начинаем различать, кто есть кто. Тут нас ждет еще один сюрприз. Даже те, кто не очень хорошо помнят содержание романа, знают, что история начинается с заговора против моряка Эдмона Дантеса и его заключения в замок Иф. Это уж потом нам в подробностях расскажут, как Дантес выбирается на свободу и разыскивает своих друзей-предателей, чтобы отомстить. В аниме же тот, с кем мы знакомимся первым - это Альбер, сын возлюбленной Дантеса, и все, что мы увидим, будет представлено через его восприятие. Альбер появляется только в третьей части романа, соответственно, встречает он не Эдмона Дантеса, а графа Монте-Кристо.
И вот перед нами граф - весьма похожий на того, которого мы помним по книге: элегантный и загадочный, пугающий и обаятельный. Правда, с лица он несколько синеват, а уши торчат, как у летучей мыши, но мы успокаиваем себя: чего только не сделает с человеком одиночное заключение! Затем чередой проходят его враги - деляга Данглар, честолюбивый Морсер, жесткий Вильфор - и мы их тоже узнаем. Однако мы по-прежнему смотрим глазами Альбера, и поэтому чаще будем встречаться не с ними, а с младшим поколением. И здесь акценты, расставленные Дюма, вновь слегка смещаются. Молодежь оказывается гораздо симпатичнее своих прототипов из романа, а главное, обладает собственной волей, а не устремляется пассивно туда, куда махнет дирижерской палочкой граф. Палочка, кстати, пока что машет именно в том направлении, в каком нужно, и постепенно заплетает узел интриг. Все это, даже с учетом отступлений от канонического текста, сохраняет дух романа, так что зритель быстро перестает отвлекаться на психоделику красок и даже на футуристические детали вроде межпланетных кораблей.
|
|
 |
|
 |
 |
|
 |
|
И все же какое-то неуловимое напряжение заставляет ждать подвоха. Почему-то мы невольно начинаем перебирать все шаблоны, возможные в аниме, и гадать, какой из них нанесет экранизации смертельный удар. Первый предполагаемый шаблон кроется в самом сюжете: как мы помним, уже скоро Монте-Кристо начнет повергать своих врагов в прах и каждое выступление заканчивать фразой: "Узнаешь меня? Я Эдмон Дантес!" Зритель в ужасе представляет хэнсин в матросскую робу и вопль: "Я несу возмездие во имя замка Иф!" Следующее подозрение начинают вызывать два молодых друга, Франц и Альбер - не дай бог бросятся друг другу в крепкие яойные объятия! Избыток боевой техники наводит на мысль о наличии гигантских роботов: какая была бы картина - Монте - Кристо на Грендайзере бегает по Парижу за недругами! Наконец, размышления зрителя устремляются в другом направлении: уж очень страшные у графа уши, а зубы еще страшнее. К тому же во лбу у графа имеется третий глаз в комплекте с четвертым, а разговаривает он с проникновенными интонациями Алукарда. Не иначе как лишь серебряная пуля избавит его от страданий!
Правда же, как всегда, оказывается кошмарнее любых фантазий, которые на поверку вполне невинны. Да, Франц неравнодушен к Альберу, но все его чувства остаются в рамках дружеской нежности. Да, боевые роботы здесь есть, но они настолько органично вписываются и в сюжет, и в дизайн, что не вызывают отторжения.
А вот с графом действительно сложности.
Меня всегда удивляло, почему японцев так зачаровывает тема одержимости. Причем порой одержимыми в аниме изображаются европейцы - очевидно и у них отсутствует иммунитет к демонам. Одержимостью подменяются все душевные метания, все внутренние конфликты, это своего рода "deus ex machine" в тех случаях, когда приходится изобразить неоднозначного, терзаемого противоречиями персонажа. Таким образом, единственный волевой характер книги, Монте-Кристо, здесь становится единственным безвольным участником событий, в которые его вовлекает второе "я", причем даже не его собственное. И с того момента, как нам дают это понять (а это как раз роковая середина сериала), повествование отклоняется от оригинала все больше и начинает вибрировать вместе с текстурной раскраской. При этом теряется цельность персонажей, и то, что до сих пор было изящной, глубокой экранизацией, превращается в калейдоскоп. Затеи Маэды рвутся наружу, раздирая внутренности романа Дюма, точно так же, как пресловутый Ганкуцу лезет из Эдмона Дантеса. И никакие откровения графа по поводу своего прошлого уже не вызывают ни волнения, ни симпатии.
…Редкий сюжет долетит до середины нетронутым, когда за дело берется японский мастер.
|
|
 |
|
 |
 |
|
 |
|
Возможно, этот пестрый сериал действительно украсила некоторая сумбурность, а многие сцены в нем полны неподдельного, режущего сердце драматизма, которого так не хватало прежним глянцевым экранизациям "Графа Монте-Кристо". Однако не лучше ли было сохранить образ графа таким, как задумал его Дюма - вечным странником, ищущим свой путь между ненавистью и любовью? В аниме этот путь заставляют пройти Альбера, и такая смена позиций, безусловно, неожиданна и интересна. Но граф, которым движет лишь зло, становится тем самым роботом, появления которого мы опасались - пустой оболочкой. Заслуживает ли центрального места в сериале эта оболочка, тем более с таким сомнительным ядром, как шестиглазый демон из глубин космоса?
Тем не менее, работу студии Gonzo решительно нельзя назвать неудачной. Сериал неординарный, запоминающийся, и во многих отношениях на голову выше того, что демонстрировалось одновременно с ним на японском телевидении. В нем удивительное цветовое решение, отражающее переменчивое сияние мира Монте-Кристо. В нем прекрасные песни, которые можно было бы вложить в уста Монте-Кристо. В нем хорошо выписанные персонажи, представляющие идеальное окружение для Монте-Кристо.
Но где же сам Монте-Кристо?
Впрочем, не будем обманываться: ведь сериал называется не "Граф Монте-Кристо", а "Gankutsuou".
А значит, это совсем другая история.
|
|
 |
|
 |
|
|
|
|