Пытаться сказать что-то новое про классические работы студии Ghibli довольно сложно. Современному анимешнику не знать как отче наш фильмы Миядзаки и Такахаты все равно, что в бытность октябренком не пересказывать наизусть пару-тройку историй из жизни дедушки Ленина. То есть позор и даже еще хуже, вплоть до неприема в пионеры. А потому взять на себя обязательство написать про "Пом-Поко" все равно, что на уроке чтения в далекие советские времена взяться озвучивать того самого дедушку. Ответственно, однако. С другой стороны - номер-то у нас юбилейный, а потому на таком торжественном событии в разделе классики без фильма от Ghibli никак не обойтись.
Прежде чем растекаться мыслью по древу, следует сразу предупредить тех, кто еще не видел "Пом-Поко" - он довольно серьезно отличается от остальных работ Ghibli, да и большинства аниме вообще, двумя моментами. Во-первых, фильм совершенно однозначно рассчитан на "внутреннее употребление", и зритель, незнакомый с японской культурой и мифологией, вряд ли сможет полностью разобраться в происходящем на экране. Безусловно, этничность - черта значительного числа аниме, однако в "Пом-Поко" именно она ставится во главу угла. Ну а, во-вторых, аниме не зря называется "Война тануки в эпоху Хэйсэй и Пом-Поко", ибо по сюжету это чистой хроника с вкраплениями сюжетных линий, касающихся отдельных персонажей.
Итак, "Пом-Поко" - аниме, повествующее о нелегкой судьбе одних из самых любимых персонажей японского фольклора - тануки (енотовидных собак) в наше время. Согласно народным поверьям, тануки населяли Ниппон с незапамятных времен. Они относятся к т.н. хэнгэёкай, животным-оборотням, способным принимать вид человека и не только. При этом, в отличие от своих западноевропейских собратьев по ремеслу, хэнгэёкай далеко не всегда отличались гнусным нравом и кровожадностью. Тануки же и вовсе описываются как страшные лентяи, обжоры и проказники, обожающие подшутить над людьми, но и сами не отличающиеся большим умом. Все эти черты лохматых шалопаев нашли свое отражение в фильме Такахаты.
Ну и что же могло заставить таких мирных, на первый взгляд, существ как тануки ввязаться в какую-то войну? Увы, человеческий фактор. Две тысячи лет японцы вполне мирно уживались со своими мифологическими персонажами, но с падением режима Токугава в страну хлынула волна цивилизации нового типа, в которой хэнгэёкай находилось все меньше и меньше места. И уж еще меньше места стало после окончания второй мировой войны, когда Япония сама стала превращаться в страну скоростных железных дорог, гигантских заводов, автострад и мегаполисов. Печальные последствия цивилизации нового типа нам известны - вырубка лесов, загрязнение рек, бетонные джунгли городов вместо зеленых холмов с деревьями хурмы. А значит, спокойной жизни тануки вдали от людских глаз тоже приходит конец.
В 31-м году эпохи Пом-Поко (1967 г. от Р.Х.) цивилизация пришла в холмы Тама, населенные племенами тануки лесов Судзуки и Такага. Начавшийся экономический рост сопровождался жилищным бумом и правительство приняло решение удовлетворить его за счет застройки холмов Тама. Увы, но скрытность тануки сыграла с ними дурную шутку - как это обычно бывает, их мнение относительно целесообразности данного проекта не учли. Ну, право дело, что это за правительство такое, которое верит в существование оборотней? А потому, когда беспечные тануки спохватились, было уже поздно - с холмов Тама исчезли не только леса и старые деревеньки, но даже храмы местных божеств.
Чрезвычайные времена требуют чрезвычайных решений, как говаривал один визирь из города Аграбы. И тануки собираются в заброшенном храме Мампуку, чтобы решить - что делать? Отныне они объявляют скрытную войну строительным корпорациям и риэлтерам. Теперь все серьезно - тануки начинают по новой изучать повадки человека, проводят настоящие террористические акты и даже обзавелись шпионом в мире людей - телевизором. Ну а почему война скрытная? Увы, тануки не настолько беспечны, чтобы не догадываться, что с ними случится, если люди прознают про то, что они существуют на самом деле.
Сюжет "Пом-Поко", как уже было сказано выше, подается в форме своеобразной хроники и охватывает довольно длительный временной период. Интересно, что как и во всякой уважающей себя хронике, в аниме отсутствую главные персонажи как таковые. Кончено, есть несколько значимых фигур, но все они рассматриваются как часть племени. И история, рассказанная в аниме - это именно история племени тануки, а не отдельных персонажей. Обращение к ним происходит лишь для усиления художественного эффекта, для показа наиболее ярких моментов безнадежной борьбы тануки против людей.
Сравнивая режиссерские работы Миядзаки и Такахаты, нельзя не отметить, что фильмы последнего вообще-то гораздо более жизненны и не так оптимистичны. Чего стоит одна "Могила светлячков", после которой только законченный отморозок не смахнет с лица несколько слез. Так и "Пом-Поко", несмотря на выбор персонажей, сложно отнести к комедийному жанру и уж тем более рекомендовать к просмотру детям. Конечно, ужимки тануки не лишены комичности, где-то они нарочито выпячиваются, но в течение всего фильма Такахата не отходит от главного его лейтмотива - наступление хайтек-цивилизации губит исторические корни. Война, начатая тануки, как и следовало ожидать, проходит для человека практически незамеченной. Сброшенные с дороги грузовики объявляют несчастным случаем, парад буйства духов деляга-директор парка развлечений объявляет промо-акцией, а о сверхъестественных событиях на холмах Тама люди забывают, как только о них перестаю писать газеты. Вроде бы, по неумолимым законам истории, неудачи на фронте означают поражение тануки. Но только ли в этом заключается истина?
Дело в том, что Такахата в "Пом-Поко" ухитряется обходиться без лишнего трагизма. Развитие человеческой цивилизации оценивается им не как локальный Апокалипсис, а как закономерный эволюционный процесс. Пускай его не остановить, но под него можно подстроиться! В какой-то степени аниме можно рассматривать как аллегорию на новую историю самой Японии. Так ли сложно усмотреть в происходящем в мире тануки аналогии с периодом послевоенной оккупации? Какой выход был у проигравшей войну страны, обескровленной, с пошатнувшимися устоями и изуродованной ядерными шрамами, к тому же практически находящейся под властью бывших противников? Превратиться в придаток сверхдержавы, трансформироваться в еще один тихоокеанский штат? Нет, Япония, приняв все то, что могла ей дать послевоенная помощь США, всего лишь пару десятилетий спустя заставила говорить об экономическом чуде. Возможно, в этом заключается одна из самых замечательных черт японской культуры - способность принять лучшее из-за границы и вписать это лучшее в рамки национальных устоев. Пусть, в какой-то степени, подобного рода ассимиляция влечет за собой отказ от старых обычаев и привычек, зато способствует выживанию нации. Так и тануки, проиграв войну на холмах Тама, не сгинули вместе с вырубленными лесами, а влились в человеческое общество. Вы ведь не забыли об их способности превращаться в людей? И теперь многие японцы, поглядывая на своего бывшего коллегу, вдруг ставшего начальником, задумываются - а не тануки ли он, подскочивший по карьерной лестнице благодаря своей хитрости? А может он даже и не тануки, а вовсе кицуне?
Без малейшего сомнения "Пом-Поко" - одна из самых блестящих работ студии, и уж точно лучшая Такахаты. Искать в ней недостатки или живописать ее иные художественные достоинства (картинка, музыка и проч.) совершенно бессмысленно по той простой причине, что понятия "качество" и "аниме от Ghibli" давно уже стали синонимами. Но, все-таки, на взгляд автора этих строк, "Пом-Поко" требует к себе немного особого отношения. Возможно, оценив ее как "для внутреннего употребления" я немного погрешил против истины. Но, с другой стороны, во что превращается "Пом-Поко" без понимания ее этнической составляющей? В японский вариант "Лесной братвы"? Поверьте на слово, это не так здорово, как может показаться на первый взгляд. Гораздо больше удовольствия зритель получит от просмотра "Пом-Поко", будучи хотя бы немного подкован в мифологии Ниппон. Ну, по крайне мере, он не будет делать квадратные глаза при объяснении некоторых интимных особенностей организма тануки :).
|