Так, куда же теперь идти? Дайте-ка вспомнить... Точно, сюда... Ускоряю шаг, выхожу в старую часть города. Ага, вот сумасшедший дом имени Otaku no Video, значит, я уже близко. Поворот, ещё один. Стоп!.. Замираю перед стандартной двадцатишести-этажкой. Рядом, слившись с основным, стоит строение поменьше. Более впечатляющий дом находится чуть поодаль, по другую сторону высотки. Хотя он тоже непосредственно связан с ней. Если присмотреться, можно увидеть за ними ещё три фундамента и одно недостроенное здание. Работа движется полным ходом. Наверное, его скоро закончат. Довольно интересно узнать, что оно будет из себя представлять, и всё-таки это второстепенно. Мой же путь лежит именно к самому большому строению. Улыбнувшись, иду к центральному входу и захожу внутрь.
-З-здраствуйте, - слегка запинаясь произносит оживившаяся девушка с короткой причёской и бежевой форме за администраторской стойкой, - сэмпай сейчас как раз отошла, но я постараюсь ответить на ваши вопросы!
Улыбаясь, дожидаюсь, пока она договорит - прерывать её кажется мне верхом хамства.
-Шинсейки? - спрашиваю я, заранее зная ответ.
-А вы о нас слышали? - с доброжелательным и любопытным лицом девушка задаёт ответный вопрос.
Я вздыхаю, и в моём сознании отражается вся гамма наиболее трогающих человеческую душу чувств - от лирической грусти до сентиментального счастья. Девушка настороженно всматривается в моё лицо, замечая в нём резкую перемену настроения. Видимо, собирается спросить, всё ли со мной в порядке, но я её опережаю - усмехаясь, встряхиваю головой и с улыбкой во всё лицо бодро произношу:
-Вы даже не представляете, насколько больше, чем просто слышал!
Фури-кури среди нас
Наверное, самое блестящее и емкое описание "NGE" дали ребята из GAINAX: все гениальные идеи (да и весь остальной мир) рождаются из головы, после хорошего удара гитарой. Последствия этого почти мифического удара ощущают на себе многие фаны, олдскулдовые и только причащающиеся, до мозолей на пальцах спорящие о том, шедевр "NGE" или нет. Хидеаки Анно своим творением взломал рамки жанра "меха", превратив классическую историю в противостояние мира и человека, заставив зрителя вместе с героями искать смысл и место в этой жизни. При всей логической проработанности сериала, Анно разрешил произвольное его прочтение, предлагая на душевный выбор зрителя несколько вариантов окончания. Можно принимать эту историю как поиски себя и смысла жизни, можно - как поражение "гордыни ума", как библейскую историю отца и сына, а можно - как повесть о жажде любви, непонимании между близкими людьми, которые очень любят друг друга, но никак не могут найти нужных слов. Любая трактовка будет правильной, - видимо, именно так режиссер и задумал. Это подтверждает и то, что в последней серии сюжет делает "мертвую петлю": посреди психоделического "потока сознания" главного героя вдруг возникает картина обычного нам мира, где нет Ангелов, нет Апокалипсиса, нет Евангелионов. Возникает ощущение, что все 25 серий до этого - всего лишь отражение мира фантазий Икари Синдзи, который он придумал, не в силах решить свои личные проблемы, главная из которых - проблема отношений с отцом. Мир, в котором Икари Синдзи последовательно перебирает решения, "подставляя" на свое место друзей и знакомых, размышляя, кто как бы поступил, будь на его месте. В этом случае вся психоделика двух последних серий - уловка режиссера, гениальный ход, чтобы на контрасте дать знак зрителю, что вот - настоящее.
В любом случае, смотришь ли "NGE" как линейную историю о личном Апокалипсисе каждого героя на фоне рушащегося мира, либо как историю о мальчике, который пытался найти для себя объяснения своего места в жизни, либо как историю о поисках любви и ее цене, все равно, "NGE" не дает ответов на блюдечке, заставляет задуматься, ставить себя на место каждого героя и решать, что бы ты сделал. Поэтому не важно, из головы рождаются роботы или создаются людьми, мир постоянно меняется, и это зависит только от направления взгляда.
Подобная многоплановость прочтения - серьезный аргумент в пользу "NGE": как и всякий шедевр, сериал не поддается плоскостному, однозначному прочтению, каждый видит в этом произведении что-то свое.
Собственно гитара
Добивается этого режиссер разными средствами. Во-первых, за счет построения сериала: фрагментированность повествования, неожиданные возвраты в прошлое, перемешивание местами некоторых эпизодов, двойные названия, - все эти приемы позволяют автору скрыться за собой, как за завесой, подвигая зрителя шевелить извилинами и внимательно отмечать все намеки, все подсказки. Более того, умолчания, которых в сериале предостаточно, заставляют тех, кто его смотрит, самим искать объяснения, трактовать в силу собственного жизненного, этического, эмоционального опыта те или иные события. Не так уж часто встретишь культурные артефакты, которые предполагают совместную работу автора и зрителя, когда произведение вырывается за рамки, оживает и становится всеобщим достоянием. "NGE" не просто способен вызвать эмоциональный отклик, сериал заставляет додумывать, исследовать, творить, в общем - весьма активно работать с собой. В этом смысле немаловажен и "открытый конец" - каждый видит в нем то, что желает увидеть: только "официально" фаны Евы насчитывают пять вариантов окончаний, раскрашивая их в разные цвета.
Но композиционная составляющая сериала лишь часть инструментария, с помощью которого Анно добивается полного погружения зрителя в мир "NGE". Огромное значение имеет графика, которая при внешней своей простоте и типичности, выгодно отличает сериал от других аниме середины и даже второй половины 90-х. Достигается это за счет скрупулезного внимания к мелочам, которые, собственно, и несут на себе львиную долю по созданию атмосферы и передачи чувств героев. Все эти тщательно продуманные бетонные пейзажи города-обманки Токио-3, кровавые закаты, рассеянный свет и почти смазанный рисунок эпизодов в больничной палате, видимый зной городских улиц и свободный ветер в полях за городом, - может, в глаза все эти мелочи и не бросаются, но определенную, нужную атмосферу каждого эпизода создают. Еще более тщательно команда авторов во главе с Анно подошла к графике выражения чувств героев сериала: мельчайших деталей в прорисовке мимики, жестов, движений достаточно, чтобы четко обрисовать образ каждого и переживаемые чувства - бешенство Аски, неуверенность Синдзи, отстраненность Рей, надменность Рицуко, перепады настроения Мисато, боязливую и горькую любовь Икари Гендо.
Неудивительно, что графика последних 25 и 26 серий шокирует, даже раздражает: в сериале до этого внутренние диалоги главного героя все-таки решались в несколько другой манере, совпадающей с общим направлением визуального ряда сериала. "Поток сознания" не случайно выполнен в резковатой, "шершавой" стилистике, почти грубой нарезке перемежающей цветовые импульсы, наброски эпизодов и документальные вставки, чтобы показать - развязка наступила, но катарсиса не будет. Это оказало настолько шокирующее действие на фанатов, что некоторые товарищи даже "редактировали" Анно, вырезая документальные съемки, т.к. считали их лишними. А ведь нам всего лишь визуально показали процесс рефлексии.
Зато Евангелионы! Ни до, ни после никто не смог повторить их звериную пластику. Дизайном Евангелионов занимался в основном сам режиссер, ему и принадлежит идея "одушевить" юнитов, наделить их человеческими качествами, заставить любить, защищать и ненавидеть. Кстати, эта идея пришлась по вкусу сценаристам из других студий, и после "NGE" в некоторых "меха"-сериалах пошли по пути "очеловечивания" боевых роботов, наделив их возможностью испытывать эмоции.
Занимайтесь любовью, а не войной
Странно, но - все герои сериала страдают "поствоенным синдромом" еще до объявления войны. Еще до нападения Ангелов, все они испытываю ненависть, печаль и чувство, что их обманули. Только вот, кто обманул - каждый выбирает сам. Отсутствие внутренней цели при наличии внешней - защищать остатки человечества, - странное состояние для тех, кто принял на себя такую глобальную миссию. Возможно, испытывать сомнения в предназначении - нормальное состояние для любого человека. Через это проходят все, независимо от возраста. Один из мифов "NGE" гласит, что Анно как раз в таком состоянии и пребывал, когда создавал сериал, что и отразилось на его атмосфере. При внешней простоте событий, с каждым новым Ангелом удушливая атмосфера сомнений вокруг героев сериала только сгущается. Каждый из них - просто клубок противоречий, каждый ищет истину, которая как всегда где-то рядом и в руки не дается. Каждый проходит свой путь постижения собственных чувств и желаний. И что самое главное для этого сериала - практически никто из героев к концу так к разрешению своих внутренних конфликтов и не придет. Единственный луч надежды, возникающий вместе с появлением последнего Ангела - Табриса, который ясностью своих чувств и поступков дает надежду Синдзи. Любовь, бывшая до этого такой душной, истеричной, безответной, жертвенной, вдруг становится самой собой - яркой и спокойной, почти счастливой. Вот это "почти" - доверие, Синдзи и пытается отыскать внутри себя, вот это "почти" Анно и предлагает найти в себе каждому зрителю. Эта идея как ниточка тянет за собой и другие - поиск цели в жизни, проблему самоидентификации, действий в ситуации выбора - на примере каждого из героев. Довольно жестокие примеры - биться с самим собой и друг с другом, царапая и кусая.
Дилемма дикобразов
Немало людей считают, что одной из самый важных составляющих Евы является план эмоциональный. Не будь его, "NGE", безусловно, не стал бы абсолютно невзрачной и неинтересной картиной. Но превратился бы в сухую трактовку древних и небольшой блеклый блокнотик нескольких свежих идей. И, что более важно, лишился бы свойства остроты и пронзительности, что ранила и ещё ранит многие сердца, смотревших Евангелион. Всё же, когда автор вкладывает в своё детище душу, это всегда заметно. Неважно, представляет ли из себя получившееся шедевр или просто среднестатистическое творение, коему будет суждено в скором времени почить в миру устаревших и ненужных никому - кроме, возможно, самого автора - продуктов умственного труда. Знакомясь с подобными вещами, не просто воспринимаешь поток информации, но явственно ощущаешь волну чувств, которые были с автором в момент создания сего произведения. К подобным примерам смело можно отнести Евангелион. Он отнюдь не является непрерывным потоком уныния и депрессии, как утверждают некоторые, ведь есть там и юмор. Более того, отдельные эпизоды ни в одном кадре или фразе не несут хоть сколь либо значительную частичку грусти. Анно очень умело оперирует эмоциональным фоном, порой опасно балансируя на грани, чудом удерживаясь от того, чтобы скатиться в тяжёлое и непрерывное течение тоски или превратить всё в бессмысленный фарс. Кроме того, режиссёр мастерски использует этот инструмент, чтобы вовремя подсунуть зрителю нужную мысль, аккурат в этот момент подставить тот или иной сюжетный поворот.
Хотя совершенно ясно практически с самого начала - Ева не является просто мехой и уж тем более никакого пафосного и беззаботного хеппи енда не ожидается и в помине. Каждую минуты герои сериала мучаются вопросом - как выжить в этом мире? Мире одиночества и непонимания. Кто-то задумывается над этим каждый день, кто-то уже давно оставил попытки что-то изменить, свыкся с обстоятельствами. Но рано или поздно наступит момент, когда каждому в голову придёт мысль, что, в сущности, он одинок. Понимая это, зрителю проект комплементации человечества возможно уже и не покажется столь бессмысленным и чудовищным. Ведь после его завершения не будет ни грусти, ни печали. Все обыденные проблемы исчезнут, рухнут барьеры между человеческими существами и воцарится вечный мир и покой. Утопия перестанет быть такой, какой она воспринимается, став реальностью. Зачем же тогда сражаются главные герои аниме? Быть может просто потому, что так им кто-то приказал? Или дело в похвале, в удовлетворении желания быть кому-то нужным, что-то для кого-то значить? Возможно ли, что так они самоутверждаются, доказывают себе, что достойны существовать в этом мире? Цель у каждого разная, но лишь только поверхностно. В одном же она едина - пускай кто-то об этом не догадывается, кто-то даже это отрицает, но участвуют все в битве между Ангелами и людьми, чтобы выжить. Выжить не просто в буквальном смысле, получить своё место под солнцем, но и стать значимым элементом в обществе. Чтобы радоваться и огорчаться, наслаждаться победами и стойко переносить поражения... чтобы любить. Однако, мало кто это понимает. Катастрофа пятнадцатилетней давности разобщила людей, извратив их жизнь, а впоследствии и цели существования. Великая бездна непонимания окружает четырнадцатилетних детей. Бездна, с которой им нередко приходится справляться в одиночку.
Возможно, зритель увидит в ком-то из персонажей Евы себя (и так действительно нередко происходит) и всё же необходимо помнить, что происходящее на экране суть вымысел, призванный задуматься о жизни собственной, либо же просто развлечь зрителя. "Сказка ложь, да в ней намёк...", - и Евангелион очень точно попадает под данное описание.
Конец или начало?
Мы с drugon,ом поломали голову над вопросом, как объяснить мистическую составляющую сериала. Обойти ее молчанием невозможно - слишком много эта часть на себе несет. Точно ответить на вопрос, какую именно роль играет мистика в сериале, мы тоже не могли. А потому решили ограничиться перечислением возможных причин ее введения. Вполне возможно, что Анно и сотоварищи не ставили перед собой цель при помощи анимации показать, что происходит, когда человек пытается стать равным Богу. Но у них неожиданно получилось: Апокалипсис мирового масштаба неожиданно перекликается с личным крушением мира каждого героя. Поступательное движение вперед к цели - комплементации человечества, - в отношении каждого из героев имеет обратное значение. К концу сериала вместо ясности и радости от выполнения предназначенной миссии мы видим лишь разламывающихся буквально на куски людей, все мечты которых обратились в прах. Неожиданно оказывается, что внешние цели - победа над Ангелами, - не имеют значения, не решают личных проблем, не позволяют примириться с собственным существованием. Вполне возможно, что вечная неудовлетворенность лежит в природе человека - столь несовершенной, что даже пройдя все испытания, он способен сломаться на последнем шаге. Либо наоборот, - человек настолько совершенен, что никакие появляющиеся Ангелы и собственные демоны не в состоянии его остановить на пути постижения собственной души. И путь этот бесконечен, потому что душа тоже растет и развивается и постичь ее окончательно и бесповоротно просто невозможно.
Надо заметить, что вторая половина девяностых во всем мире прошла под знаком грядущей смены тысячелетий, наполненная мрачными предзнаменованиями, предчувствиями конца света, что заметно в произведениях культуры этого времени, в фильмах, книгах. Возможно, все это оказало влияние и на Анно, который, невольно поддавшись общим настроениям, ввел мистический образ мировой катастрофы, чтобы на ее фоне обострить восприятие внутренних конфликтов героев сериала. А может, вся мистика была введена лишь для того, чтобы придать проблемам героев космический масштаб, показать, что каждый человек уникален и самобытен, как вселенная, поднять до метафизических высот такие типичные для каждого вопросы как открыться/закрыться, боль/равнодушие, быть/не быть.
Более понятно, почему именно кабалла - все-таки путь постижения в иудаизме прописан четче, нежели во многих других религиях, и дает надежду, что руководствуясь рекомендациями Бога, можно постичь душу. В отличие от христианства, которое этот момент резко ограничивает (вследствие ограниченности человеческого опыта, который может только принять на веру какие-то постулаты, но проверить эмпирическим путем - нет), и от буддизма, с его понятиями иллюзорности существующего мира и практиками не сколько постижения, сколько совершенствования с целью разрыва цепи перерождений как способа вырваться из иллюзий.
Вообще-то, всем советуем почитать сайт Драгомирова (www.dragomirov.narod.ru), где даны весьма познавательные трактовки имен каждого Ангела, его предназначения в каббалистике и версии появления в "NGE" (примечание соавтора: стоит заметить, что Драгомиров не раввин и точка зрения, приведённая на сайте, разумеется, не является истиной в последней инстанции, но также нужно сказать, что она куда более правдоподобна и гармонична, по сравнению с большинством других). Хотите однозначного ответа - зачем? Все равно не получите. ^_^
Синдром дойной коровы [*1]
Корова - как много в этом слове!.. Не каждой корове удаётся стать дойной, но если уже ей выпала такая возможность, её хозяин не упустит подвернувшегося шанса. Впрочем, хватит эксплуатировать эту старую, как аниме, идиому. Скажем прямо, если автору удалась и задумка и реализация, то получившийся продукт будет пользоваться определённым спросом и популярностью. И на поднявшейся волне популярности, публике куда проще будет скормить и всевозможные сиквелы и игровые воплощения и Ками-сама знает, что ещё. Надо отдать GAINAX должное - самую свою удачную корову они доят по сей день. Причем, опять же, по сей день доят довольно активно. С момента выхода "Neon Genesis Evangelion" GAINAX выпустила несчётное количество побочных продуктов, на большинство из которых фанаты набрасывались, словно свора голодных собак на кость [*2]. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые "кости" всё же заслуживают внимания, так как представляют из себя хоть что-то способное возбудить интерес не только у законченных фанатиков, но и у людей, которым Ева просто пришлась по душе.
Возможно, кто-то сейчас из еванутых начнёт подумывать о том, каким бы кирпичом критики потяжелее запустить в мой почтовый адрес, так как прежде всего считаю нужным отметить мангу, коей вышло уже аж одинадцать томов. Мангака манги по Еве никто иной, как Йошиюки Садамото (Yoshiyuki Sadamoto) - дизайнер персонажей оригинального сериала. Выходит она и по сей день, хотя, есть вероятность, что закончится уже в этом году. События в ней по большей части отображают происходившее в аниме, но в некоторых местах расходятся. И причём довольно сильно. Пожалуй, именно эта деталь делает из неё что-то, заслуживающее интерес не только у пробитых любителей манги, но и у тех, кто хочет узнать знакомую историю под несколько иным углом.
Далее поговорим об OST'ах. Вот тут уж GAINAX разгулялась на славу! По подсчётам автора, только выпущенных студией альбомов (не считая того, что отдельные сейю включили в альбомы собственные) было от семнадцати до двадцати девяти. Такой разброс в подсчётах связан не в последнюю очередь с количеством дисков в альбомах (считать ли их в качестве отдельных продуктов, или же брать в расчёт именно альбомы). Абсолютным лидером является Shiro Sagisu (оно же S^2). Впрочем, в этом сборнике можно встретить абсолютно все OST'ы из Евангелиона. С точки зрения еванутости, отакувости и прочей ценности, они превосходят всё остальное вместе взятое. Потому что представляют собой не просто OST'ы, но OST'ы прямиком с монтажного стола - треки поинструментально и в разных модификациях. Кому же охота взять по минимум, но не упустить ничего важного, тем нужно искать: "Neon Genesis Evangelion" (Vol. 1,2,3), "Evangelion: Death", "The End of Evangelion".
Не обделим вниманием и игровую ветвь, тем более, что и её размер весьма внушителен. Вести здесь подсчёты тоже не имеет особого смысла. Но если уж хотите удовлетворить своё любопытство, то ориентировочно официальных игр около полутора дюжин. На различные платформы - от GBA до PC. Наиболее известные и интересные для русской игровой-аниме общественности (по причине существования нормального эмулятора консоли и переводы игры хотя бы на английский язык) следующие.
"Neon Genesis Evangelion 64" (NGE 64) 1999-го года, как видно из названия, вышедшая под платформу Nintendo 64. "NGE 64" объединила в себе несколько различных игр, как например тир, попади-в-нужную-кнопку-в-нужный-момент (эту вещь явно придумали садисты, ибо пальцы в процессе прохождения таких уровней устают просто жутко) и, самое главное, файтинг. Одной из интересных особенностей "NGE 64" является нелинейность отдельных уровней. Дабы избежать спойлеров скажу лишь, что некоторых Ангелов можно победить несколько иным способом, нежели это делали герои аниме. Либо банальным и невзрачным, либо бесподобным и красочным. Отдельно стоит сказать про последний уровень, состоящих из трёх фаз. Каждая последующая фаза открывается при повторном прохождении игры на более высокой сложности, и если первые две вполне соответствуют происходящему в аниме, то с последней разработчики что-то перемудрили...
Неравнодушны русские еванутые также к "Girlfriend of Steel" (1998; Sega Saturn, PlayStation, PC), менее известной под названием "Iron Maiden". Историю этой игры можно было бы запихнуть куда-нибудь в середину сериала, увеличив его серии на две как минимум. Игра относится к жанру квестов и является счастливым для нас случаем, когда у добрых народных умельцев доходят руки до её перевода. Кроме того, не так давно в одно время с одноимённой мангой вышел её сиквел - "Girlfriend of Steel 2" (2005; PlayStation 2, PC), также имеющий альтернативное название "Iron Maiden the 2nd". ^_^ Увы, сказать что либо по игре от себя не могу, так как жутко не хотелось тупо перелистывать картинки и жать на всё подряд наугад, - на руках есть только оригинальная версия и, насколько мне известно, "GoS 2" так и не перевели. С полной уверенностью заявлю лишь, что это по-прежнему квест и к первой части (судя по первым трём томам манги, которые на данный момент переведены на английский) сюжетная линия никак не относится.
Жутко интересно узнать, имеется ли у кого-нибудь из читателей "Ayanami Raising Project" (2001; PC & Dreamcast) в версии для PC. Кроме шуток - все известные мне любители Евы если и имеют при себе эту игру, то только в версии для Dreamcast. Лично у автора так и не получилось раскочегарить эмулятор и посмотреть, что из себя представляет этот образчик игровой индустрии. Но, слушая немалочисленные позитивные отзывы игравших, и зная, что эта вещь по жанру схожа с "Princess Maker", а также помня, кто сделал "Princess Maker" (для справки - GAINAX), хочется надеяться, что её не зря нахваливают. Да и вряд ли совсем уж провальный проект разжился бы двумя сиквелами - по одному на двух других пилотов. "Ayanami Raising Project with Asuka Complement Project" (2003; PlayStation 2) и "Shinji Ikari Raising Project" (2004; PC) соответственно.
Остальные игры рассматривать особого смысла не вижу, так как большинство из них не переведены даже на английский, платформы, на которых они вышли, у нас не слишком распространены, да и вообще - я в них не играл. Но одно ясно точно, GAINAX как минимум ещё в течение нескольких лет будет издавать по две-три игры в год. В качестве же гаранта можно привести хотя бы выходящую серию movie (если, конечно, она не окажется полностью провальной).
Кстати, касательно аниме. В 2003 году был выпущен так называемый "Renewal of Evangelion", представляющий из себя всё ту же Еву, но слегка с улучшенной рисовкой, более качественным звуком и вырезанными ранее эпизодами (т.н. Director's Cut).
Пожалуй, за сим всё, разве только осталось добавить стандартный набор продуктов, сопутствующий каждому успешному аниме: арт-буки, футболки, брелоки, значки, много чего ещё и, безусловно, garage kits... Последнее выделяется особенно, ибо уж где-где, а здесь можно встретить всех героев в самых разнообразных позах, в самой разнообразной одежде... или без неё. Совсем уж апофеозом является супер-деформед серия, глядя на которую, лично у меня, пробуждается чувство тоски и разочарования. Кажется, что товарищи из GAINAX совершенно потеряли совесть, зарабатывая на поклонниках и впаривая им то, что уж никак не соответствует теме и духу оригинала. Хотя, всё же есть хорошие игры, альбомы, включающие в себя только оригинальный OST, и нормальных пропорций в контактных комбинезонах гараж киты пилотов (/me взглянул на стойку для дисков, на вершине которой стоит нормальный гараж кит Рей и в подтверждении только что записанной мысли удовлетворённо покивал головой). Таким образом, можно прийти к выводу, что сопутствующих Еве товаров хватит, чтобы удовлетворить любой, чуть ли даже не самый извращённый вкус. Что же касается самого-самого извращённого вкуса, то тут поможет только одно - творения фандома, где еванутый на голову может не только найти практически всё, что душе угодно, но и проявить себя в полной мере, дабы приумножить кладезь фан-творчества. Однако, это уже совсем другая история...
Диагноз: шедевр или массовый психоз?
До смены всех цветовых оттенков уж который год спорят анимешники, является ли Евангелион шедевром или нет. В отдельных случаях такие дебаты превращаются в вооружённые конфликты, целые войны, в которые затягиваются всё новые жертвы. Словно беспощадный и одержимый убивец практически любой начинающий (и не очень начинающий) еванутый не щадит никого, кто встречается ему на пути. Даже родственников. Нет... Родственников в первую очередь! Уж сколько неразумных подростков (и не очень подростков) под тем или иным предлогом подло заставляли смотреть "NGE" своих родителей, друзей, девушек/парней (нужное подчеркнуть)... И армия фанатов увеличивалась. А армада признающих Еву достойным художественным произведением росла, словно грибы после дождя. Да, людей (не только анимешников) испытывающих негативное отношение к этому аниме много. Но других, придерживающихся противоположной позиции, куда больше.
Честно говоря, никогда не являлся сторонником массовости и если бы в своё время узнал, что Евангелион так популярен, возможно, и вовсе не удостоил бы его своим вниманием. Но так уж вышло, что к тому времени я практически не разбирался в аниме и на свою голову загорелся идеей достать то, что когда-то видел в AMV на песню Engel. Три года минуло с тех пор, как перед моим взором впервые появился тот самый пляж, радость после первого просмотра спала, эмоции поблекли, а жар в груди и вовсе остался в воспоминаниях, да в виде тихо тлеющего уголька, иногда раздуваемого ветром ностальгии. Но когда в дисковод помещается диск с надписью "NGE" и припиской рядом с такой-то по такой-то эпизод, призрак давно ушедшего переживания незаметно подкрадывается сзади...
Призывать к тому, чтобы восхищаться этим творением - глупо. Радости от того, что кто-то вдруг захотел присоединиться к движению фанатов Евы, не будет и в помине, если только человек не решит сам, что ему это интересно. Прошу вас, читатели, только об одном - формируйте собственный взгляд на вещи, стараясь относиться к ним как можно менее предвзято. Шедевр Ева или нет? Не знаю. Каждый сам для себя решает и если это аниме не вызывает у вас никаких эмоций, что ж - вы не одиноки. Однако в случае, когда вы выпадаете из жизни на несколько дней, а то и недель, после просмотра "End of Evangelion", ночами не спите, дабы переспорить на форуме другого, что Аска лучше Рей или наоборот, с восторгом и радостью смотрите на проходящего мимо человека, у которого на шее болтается медальон с символикой NERV... Тогда, вы влипли, ибо принадлежите к одному из самых мощных аниме-движений. Движению еванутых на голову анимешников.
Примечание:
1.За подбор информации о коммерческой продукции (а также нескольких комментариев ^_^) выражаю свою благодарность RBI
2.О большинстве этих продуктов более подробно можно прочитать здесь http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Neon_Genesis_Evangelion_media