Neon Genesis Evangelion - Голый король
Дело не в боге... Когда я ходил в этом состоянии, мне это нравилось... Такое приятное чувство, когда ты готов расстаться с жизнью, и тебе не страшно! Я около недели рассматривал подоконник на лестничной площадке и прикидывал далеко до земли ли, за какое время я буду на земле, как лучше прыгнуть чтоб "наглухо".
Цитата с одного из форумов о NGE.
Итак, дорогой читатель, вот ты и добрался до нашего мрачного закутка. Сейчас мы предложим твоему вниманию мнение небольшой группы отщепенцев, которые, почему-то, отказываются признавать, что велик NGE и Анно пророк его. С полными оптимизма отчетами тех, у кого "Ева" действительно что-то поменяла в жизни, ты мог ознакомиться ранее, теперь слово тем, кто при просмотре NGE почесал репу и задался вопросом "И чего они в ней все нашли?" Так что читайте, и не говорите, что вас не предупреждали.
P.S. Хотелось бы, конечно, заявить, что нижеследующий текст рассматривает NGE уже очищенным от шелухи мифов и легенд, настолько плотно облепивших его, что стали значительней самого сериала. К сожалению, практика показала, что отделить одно от другого уже не представляется возможным.
Смешно напоминать о сюжете сериала, который смотрели девяносто девять процентов анимешников, а оставшийся один процент все равно посмотрит завтра. Но для соблюдения приличий придется.
Давно прошедший 2000 год. Землю сотрясает катастрофа, в результате которой тают полярные льды и часть планеты оказывается затопленной. Малоприятное событие получает название "Второй Удар". Если отбросить дальнейшие сюжетные изыски, то выясняется, что в Антарктиде чересчур любопытные ученые обнаружили богоподобное существо, названное Адамом. Как обычно желание выяснить "а как оно там внутри устроено?", ни к чему хорошему не приводит и служит настоящей причиной Второго Удара.
Пятнадцать лет спустя мы встречаемся с Икари Синдзи, истеричным отроком с атрофированным чувством собственного достоинства, застывшим в задумчивости на улицах Токио-3 - последнего (и, как ни странно, единственного) оплота человечества в борьбе с неведомым врагом. По прибытии Синдзи враг, выжидавший пятнадцать лет после Второго Удара, проявляет недюжинную прыть и начинает активно мутузить силы самообороны. Тот факт, что регулярные войска с ним справиться не могут, удивления не вызывает, ибо пришелец слишком необычен по своей сути. А Синдзи, с трудом соображающего, что вообще происходит, шустро сажают в пресловутую Еву (можно я не буду разжевывать, что это за зверь?) и отправляют в бой, даже не объяснив, где у нее стартер. Ах да, противника Синдзи кличут Третьим Ангелом.
Вы меня извините, но начало серьезного сериала я представляю себе как-то не так.
Что ожидает неопытный зритель, усевшись за просмотр NGE? Широко разрекламированной глубины сюжета и невыносимого драматизма, преходящего в отягощенную суицидальными настроениями депрессию. Ну ладно, вы ведь всем, кому могли, уже рассказали, какой это тяжелый психологический сериал с сокрытым глубоким смыслом. Новообращенный отаку запасается валерьянкой с платочками и садится перед экраном. Вот тут-то и наступает первый облом - а драматизм-то вместе с глубоким смыслом, оказывается, вышли покурить как минимум на первую половину сериала.
Дорогой зритель, если ты смотришь NGE в первый раз, вдохни поглубже и успокойся, а главное, постарайся не ржать во все горло, как бы не старались персонажи внушить тебе нездоровое веселье. Евоманы это не поймут. Уверяю тебя - не пройдет и восемнадцати эпизодов, и ты получишь свой долгожданный депресняк. Только надо запастись терпением, потому что до того момента, пока Синдзи прикажут уничтожить зараженную Еву, пилотируемую его другом, ты будешь лицезреть некое подобие то ли "Sailor Moon", то ли "Grendizer" с неприлично высоким содержанием комедийного элемента. То есть на удивление настойчивые ангелы будут упорно досаждать Токио-3 и Геофронту суицидальными попытками показать, чьи в лесу шишки. Здравствуй тридцать четвертый ежик, здравствуй тридцать пятый ежик… Тьфу, черт, Ангел. Ну вы меня поняли.
Как вам уже хорошо известно, цель Ангелов - скрытая в недрах Геофронта первоматерь всех людей Лилит. Достижение любым из Ангелов этого прасущества грозит человечеству повторением Второго Удара и полным и бесповоротным прекращением существования. Теперь, как любой здравомыслящий человек, задайтесь вопросом - что, простите за грубость, за такое тупое сверхсущество отвечает за нашествие Ангелов, что у него не хватает ума послать их скопом? Учитывая то, с каким скрипом Евы управляются с одиночными Ангелами, заслуженный Апокалипсис наступил бы с первого группового захода. Не говоря уж о том, что Ангелы могли бы банально зачистить Землю от надоедливого человечества самостоятельно, будучи неуязвимы для современной боевой техники. Впрочем, как способ размазать манную кашу сюжета по тарелке в двадцать шесть эпизодов, это очень даже удачное решение. Загрузившись глобальностью мышления режиссера, никто не обратит внимания на подобные глупости.
Сразу отвечу сторонникам версии о том, что Ангелы прибывают согласно пророчеству в свитках Мертвого моря и являются испытанием для человечества. Ответ будет прост - все человечество сконцентрировалось в трех пилотах Ев и горстке сотрудников Геофронта? Мне такой расклад кажется сомнительным, особенно если учесть то, что Анно прямо-таки напирает на то, что у большинства героев серьезные дефекты психики. Есть мнение, что высший разум несколько более обоснованно подойдет к отбору достойных представлять человечество в лучшем из миров. Например, в Откровении Иоанна Богослова? описывающем конец света, ангел востока отметил печатью 144 тысячи спасенных, "пришедших от великой скорби", иначе говоря, праведников. А что отметило героев NGE, не озабоченных натурально ничем, кроме собственных проблем?
Ну и, конечно, есть радикальные отличия от "Sailor Moon". Сюжет NGE отягощают параноидальные идеи, вроде существования Тайной Организации Управляющей Миром. Знакомьтесь - SEELE, мировая масонская ложа, одержимая проектом комплиментации человечества. На самом деле понять, что ей нужно довольно сложно - в этом беда всех Тайных Организаций. Если пролить свет на их цели, они окажутся банальны до безобразия. Впрочем, к концу сериала мы точно узнаем, что цель SEELE - устроить встречу с Богом всему человечеству. Путем умерщвления последнего.
С подшефной SEELE организацией NERV, разработавшей Ев, все гораздо проще. Возглавляет ее отец Синдзи - Икари Гендо, внутренний диссидент SEELE, имеющий свои взгляды на проект комплиментации. Гендо уверен в том, что объединение человечества в единое живое существо - это существенный шаг вперед по эволюционной лестнице и благо для людей. Впрочем, как раз людей спросить, что им самим хочется, забыли.
Как Икари Гендо так и SEELE планируют использовать в своих проектах Лилит. Результат комплиментации зависит лишь от того, с кем она будет объединена, вокруг чего и вращается большая часть сюжетных спекуляций. Подающихся, надо сказать, небольшими урывками между экшеном и создающих иллюзию глубины сюжета.
Но так ли он глубок, как кажется?
Давайте называть вещи своими именами - сюжет в NGE прост как блин на сковородке. В двух словах его можно изложить примерно так: человечество - плохое, возомнило себя равным Богу и должно за это поплатиться/не поплатиться, в зависимости от того, как вы воспринимаете пикник на берегу океана LCL. Или цели SEELE и Икари-старшего. ИМХО, "поплатиться" ближе к истине. Само по себе ново и оригинально примерно так же, как библейская притча о Всемирном Потопе. Если при этом взять на вооружение парочку известных литературных приемов вроде пристраивания к месту и ни к месту умных слов из всех известных религиозных текстов, классическую японскую недосказанность в сюжете и пару цитат из практического пособия по подростковой психологии и предложить публике с загадочным лицом - будет самое то.
И вот этим г-н Анно хочет меня удивить?
Возьмем, к примеру, Лилит. Вообще-то происхождение ее тянется из аккадско-шумерской мифологии, в коей она являлась всего лишь разновидностью суккуба, овладевающего мужчинами. В Библии Лилит упоминается лишь единожды и то настолько вскользь, что до сих пор спорят то ли это бес, то ли вообще просто ночная птица. В большинстве еврейских священных текстов, откуда, в основном, набрался умных слов Анно, Лилит является довольно неприятным по характеру бесом, имеющим весьма опосредованное отношение к происхождению человечества. В Талмуде, например, описывается легенда, в которой Адам, после изгнания из Рая, на 130 лет расстался с Евой и начал отжигать с Лилит. Вот только в результате на свет появилось отнюдь не люди, а толпа демонов. В остальных интерпретациях Лилит, как бес, отличается редкостным младенцененавистничеством.
Оригинальная трактовка происхождения человечества, не так ли?
И в качестве анекдота - в Алфавите Бен-Сиры (еще один древнееврейский текст) Лилит отождествляется с так называемой Первой Евой (!!!), которая убежала от Адама и, настигнутая посланными в погоню ангелами, утверждала, что создана для того, чтобы губить новорожденных.
Примерно та же самая история творится и со свитками Мертвого моря, в которых, якобы, приведено подробно расписание прибытия Ангелов и много другого всякого. На самом деле свитки Мертвого моря это собрание древних манускриптов на нескольких языках, обнаруженных в 1947 году в пещерах Иудейской пустыни. Их основная заслуга в том, что они доказывают идентичность ныне существующих библейских текстов первоисточникам, ибо возраст некоторых рукописей насчитывал около трех тысяч лет. В настоящее время они досконально изучены, переведены и даже изданы. Приведенная Анно трактовка является еще одним вариантом дэнбраунщины и не имеет ничего общего с реальностью.
Теперь обратимся к еще одному столпу сериала - Ангелам.
В оригинале (на японском) используется понятие Shito, что скорее даже не ангел, а "апостол" или "последователь". Как ни странно, ангелы появились не по блажи западных переводчиков, а по настоянию Gainax. Равно как оригинальное название "Shin Seiki Evangelion", которое переводится скорее как "New Century Evangelion", заменен, по их же настоянию, на всем нам известный ныне "Neon Genesis Evangelion". Согласитесь, разница в солидности звучания существенная (Генезис - Книга Бытия), что подводит нас к мысли о еще одной прорелигиозной спекуляции, ориентированной на западный рынок. Отталкиваясь от этого, напомню, что христианских апостолов было всего двенадцать, и они явно не имеют никакого отношения к происходящему в NGE.
Ну и откуда же набралось семнадцать "последователей"? На самом деле, переведя Shito как Ангелы, Gainax по большей части были правы. Ниже приводится состав разношерстой апокалиптической команды Анно:
C Lilith и Adam все понятно и так, тут обсуждать нечего. Это такие же ангелы или апостолы, как мы с вами наследники благородных ариев.
Sachiel. Ангел четверга (как вариант - понедельника или пятницы) или Юпитера. Имя может переводиться как Содержащий (в себе) Бога или Жертва Господа.
Shamshel. Один падших ангелов, упомянутых в Книге Еноха, которые возжелали взять в жены людских жен и плодить от них потомство. Здесь прослеживаются определенные аналогии с историей Адама и Лилит, ведь в результате кровосмешения ангелов и людей появилось множество "великих исполинов, рост которых был в три тысячи локтей". Исполины оказались дурны характером и, после того, как слопали все, до чего смогли дотянуться, принялись употреблять человечину. Коллеги Самсавеела также научили людей массе богопротивных вещей, так что закончилась история всем нам известным Всемирным Потопом. В Зоаре, одном из комментариев к Торе, Самсавеел описан как ангел, охраняющий Эдем после изгнания Адама и Евы. Имя переводится как Одинокий Завоеватель Господа.
Ramiel. В имеющемся у меня переводе Книги Еноха звучит как Рамуел. Фигурирует там по той же причине, что и Самсавеел. Один из переводов имени - Гром Божий.
Gaghiel. Имя переводится как Ревущее Чудовище Господа. Каюсь, кроме этого ничего выяснить не удалось.
Israfel. Появление этого персонажа порадовало меня больше всего. Чем? Тем, что он появился фактически в середине сериала. Вообще-то у мусульман Исрафил - ангел, возвещающий приход конца света. Игрой, так сказать, на трубе. Вам не кажется, что по логике вещей он должен быть либо первым (после Адама и Лилит), либо последним?
Sandalphon. Каббалистический Князь Ангелов, один из Херувимов Ковчега. Я знаю две основные версии его происхождения. Первая - это вознесенный на небеса пророк Илия. Вторая - это брат-близнец Метатрона. Метатроном считается вознесенный на небеса Енох. Уловить логику в помещении Сандалфона в виде зародыша в вулкан довольно сложно. Конечно, в изданной в 1996 году книге "Ангелы от А до Я" (Visible Ink Press) говорится, что Сандалфон определяет пол у эмбриона... Но это ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ натяжка для объяснения такой версии. Никакой достоверной информации о переводе его имени не имеется, исследователи, в основном, склоняются к банальному "носящий сандалии".
Matarael. В ряде мистических текстов действительно Ангел дождя. Имя переводится как Предостережение Господа. Почему в NGE он изображен пауком - для меня загадка.
Sahaquiel. Страж Четвертых Небес. Один из семи Архангелов в книге Еноха. Имя переводится как Мастерство Господа. Ангел изобилия и милосердия. Последнее с трудом соотносится с тем, что он вытворяет на экране.
Ireul. Дословно - Страх Божий. Есть мнение, что амулеты с его именем помогают беременным женщинам.
Leliel. Довольно странный ангел - ангел ночи. В некоторых мистических текстах считается принцем демонов, что прямо противоречит его ангельскому происхождению.
А вот далее не помогают уже не онлайновые библиотеки, ни знакомство с основными религиозными текстами. Все, что удалось узнать о последних пяти Ангелах - перевод имен их прототипов из христианской мифологии. Они, в основном, приводятся по "Hitchcock's New and Complete Analysis of the Holy Bible" by Roswell D. Hitchcock.
Bardiel - Смиренный Сын Господа.
Zeruel - Рука Господа.
Arael - Свет Божий или Видение Господа.
Armisael - Гора Божественного Правосудия.
Tabris. Никакой информации об ангеле с таким именем мне найти не удалось. Впрочем, в том же "Hitchcock's New and Complete Analysis of the Holy Bible" высказано мнение, что Табрис это производное от "Tabrias" - Божья Благодать.
Как мы видим, набраны ангелы от фонаря, без малейшего следа какого-либо смысла. Экранные функции большинства из них в какой-то степени соответствуют их реальному аналогу. Часть ангелов упоминается как в каббалистической мистике, так и в бреднях вроде творчества Папюса. Но получившийся результат подозрительно напоминает американскую настолку Indy Heroclix, где в битву друг против друга можно вывести Супермена и Бэтмена. Подозреваю, что в Японии, где христианские догматы не имею такой силы как в Европе или Америке, сериал вряд ли получил столь широкую известность благодаря псевдохристианским мотивам.
Вот из такой сборной солянки, где смешались реально существующие понятия и плоды собственной фантазии, родилась мифологическая основа NGE.
Впрочем, самый гениальный маркетинговый ход Анно сотоварищи заключался в следующем - в большинстве случаев сказав "А", они старательно забывают сказать "Б". Это, конечно, классические способы напускания тумана в пустую комнату, но народ-то принимает все за чистую монету! А в результате зрителем каждый прокол в сюжете или ввернутая без малейшей смысловой нагрузки деталь превращается в зашифрованное откровение. Серьезно напоминает попытки чтения зашифрованных посланий в Библии.
Более того, сформировавшиеся в результате мифы зажили собственной жизнью, абсолютно игнорируя в головах фэнов даже мнение самого создателя NGE. Так, например, отвечая на вопрос о судьбе Кадзи, Анно сам заявил, что его грохнули оперативники NERV или SEELE. Но вот мы открываем, например, весьма подробный и обстоятельный FAQ по NGE от Hexer's FAQ Server.
Вопрос: Как вы можете быть уверены, что Кадзи был убит Мисато?
Ответ (привожу вкратце): Мы, конечно, знаем, что Анно сказал, что его убили люди SEELE или NERV, но мы верим, что на самом дел он задумал все гораздо трагичней.
И далее следует полтора абзаца объяснений, почему это сделала Мисато. Конечно, фэнам ведь видней. Наглядная иллюстрация к тому, что эти люди живут в выдуманном ими самими мире.
Вот и выходит, что NGE сугубо коммерческий продукт, рассчитанный на употребление подростками. Ибо подобная мистерическая кашка-малашка хорошо впитывается неокрепшим бунтарским сознанием, хотящим много, но знающим мало. Не обижайтесь, но я помню по себе - увлечения эзотерикой, массовая скупка Папюса и прочая дребедень. С возрастом начинаешь понимать, что в жизни все намного сложнее.
Так может быть тогда у сериала все в порядке с глубоким проникновением в подростковую психологию? Ага, как же.
Банальный конфликт переходного возраста между Синдзи и его отцом раздувается здесь до вселенских масштабов. Очередной коммерческий ход, мгновенно записывающий в аудиторию потенциальных фанатов NGE бесчисленную армию подростков, которые получили очередное подтверждение того, что они правы, а весь мир - нет.
Проработка характеров Синдзи сотоварищи? Их многогранность заключается в том, что каждый из них тупо отыгрывает свой психологический типаж. Развития персонажей нет, все приходят к финалу с тем, с чего начинали. Больше тут сказать нечего, кроме разве что того, что метания Синдзи действительно местами пересекаются с тем, о чем говорится в Каббале. Страдание, бегство от переживаний, отсутствие возможности найти смысл жизни в своем маленьком ограниченном мирке - один из путей познания духовного мира. По которому, кстати, по мнению каббалистов, идет весь мир. И путь этот неправильный.
Как закономерный результат - завершение сериала сорокаминутным психоделическим трипом в сознание четырнадцатилетнего размазни, в течение которого нам разжевывают парочку прописных истин. На этом фоне наличие альтернативной концовки на самом деле смотрится не как режиссерская задумка, а необходимость, продиктованная спонсорами и озверевшими фанатами. Впрочем, просмотр EOE не избавит вас от необходимости бесконечно слушать истеричный визг Синдзи и внимать его самодеструктивным глюкам.
Знаете, это не впечатляет. В конце-концов существуют вещи, куда как более сильные в плане психологии. Например "Kimi Ga Nozomu Eien", который заставляет задуматься любого нормального человека. И он обходится без метафизического бреда и поедания кишок Ев. В этом плане NGE до серьезной психологии в сюжете как отсюда до луны.
И о реализме. Считается, что когда кто-то говорит о реализме в аниме, где-то умирает нека. Надо думать, при упоминании реализма в меха они дохнут толпами. И я в жизни бы не заговорил об этом, если бы не увидел на нашем же форуме, что люди считают, что в том, как показаны Евы, есть признаки реализма. Я говорю, к примеру, об umbilical cables. Не хотелось бы заострять внимание, но совершенно очевидно, что чисто художественный (и, кстати, весьма симпатичный - тут не поспоришь) ход послужил причиной появлению массы домыслов о необходимости этого девайса.
Напомню, что Евы вроде как считаются живыми существами. При этом каждый выход Евы зачем-то сопровождается подключением ее к питающему кабелю. Если уважаемому читателю воткнуть в район позвоночника электрический кабель, он, конечно, тоже начнет двигаться. В частности произведет несколько макабрических движений и рухнет хорошо прожарившись. В живом организме электричество выполняет функции передачи сигналов по нервам. Мышцы же сокращаются отнюдь не электрической энергией.
Попыток объяснить наличия кабеля в сериале не делается - и вот рождается очередная порция легенд, ни имеющая под собой никакой основы, кроме наших с вами домыслов, причем один смешнее другого. Например, что umbilical cable носит сакральный смысл и переводится как "пуповина". Пуповина, дорогой читатель, есть umbilical cord. Это достаточно внятно прописано в любом словаре.
Вроде одна из приближенных к реальности версий гласит, что энергия по кабелю идет на работу капсулы с пилотом, и именно в случае ее отключения Евы останавливаются. Но, извините, не раз и не два мы были свидетелями того, как она двигалась и без пилота.
Ценность кабеля кажется еще более сомнительной с точки зрения реализма, если представить, что с ним может случиться в бою, учитывая то, насколько активно ведет себя Ева.
Из этой же оперы и способ управления. Объясните мне, зачем пилоту, если он управляет Евой силой мысли, те самые рычаги, за которые с таким остервенением иногда дергают Синдзи ли Асука?
Но, кажется, пора закругляться.
Ситуация с популярностью NGE сильно напоминает старую сказку про голого короля. Если очень стараться убедить себя в том, что черное - это белое, в конченом итоге в это поверишь не только ты, но и окружающие. Особенно, если портной говорит, что невидимое платье не видят только дураки. При таком раскладе посредственный сериал с горой ляпов легко выдается за гениальное произведение искусства.
Загляните на форумы, прославляющие NGE. Уверяю вас, в подавляющем большинстве они заселены подростками переходного возраста. Помимо зрительских домыслов о сюжетных ходах, там лежит масса отзывов о том, что, дескать, NGE окончательно и бесповоротно изменил мою жизнь. Только в 99 процентах случаев, что именно изменилось, не объясняется. Разве что на подоконники стали смотреть по-другому. Как верно заметил один товарищ на одном из форумов - я начал толкать умные вещи как Акаге и извиняться как Синдзи. Ага. А после "Elfen Lied" все начали некать.
Ну а те, кто пытаются объяснить изменения, чуть ли не дословно цитируют основные постулаты подростковой психологии. Дорогой друг, у тебя период жизни такой, что все меняется! К чему тут приплетать NGE? Сегодня это Ева, завтра Паланик, а послезавтра - сказка о репке, если рассмотреть ее через призму фрейдизма. А если просмотр аниме тебя на месяц вгоняет в депрессию - сходи, поработай в хосписе месяцок-другой. Вот тогда ты поймешь, что такое настоящая депрессия.
Как уже было сказано выше - NGE сугубо коммерческий продукт, сильно потакающий трудному возрасту. И особенно тяжело он бьет по мозгам, когда вокруг тебя все орут - Ева круто! Те, кто не понимают ее гениальности - лохи! Стадное чувство, и это факт, сильнее всего развито у подростков. Давайте честно - даже у завзятого евомана найдется пример, когда человек отсмотрел NGE, нихрена не понял, но через день уже рассказывает о глубине его восприятия. Вот он, принцип голого короля в действии.
Однозначно у NGE был неплохой потенциал, но идиотские концовки и невнятный метафизический бред свели его ценность к нулю. Глядя на бессмысленное завершение сериала, волей-неволей начинаешь сомневаться - а такая уж ли это байка о больной голове Анно? Ибо зачем было городить огород, если судьба человечества попала в руки такому недоумку, как Синдзи?
Вот такие неутешительные выводы посетили автора этих строк в свое время при просмотре NGE. Причем, надо сказать, повторный прием его прием внутрь перед написанием статьи лишь подтвердил это мнение. И если тебе, читатель, еще только предстоит познакомиться с творчеством г-на Анно, постарайся не забывать, что иногда товар мало соответствует по качеству его рекламе. А подоконник - это только подоконник, а не порог в другой мир.