Сразу скажу - Ким Ки Дук снял фильм-обманку. Все, что зрители чувствуют при просмотре на протяжении почти полутора часов, имеет совсем другую подоплеку, о которой и не догадываешься. Все испытываемые ими чувства ложны. Но об этом узнаешь только в самом конце, когда Хан Ги, главный герой, наконец-то произносит несколько слов.
Сюжет фильма прост: парень, типичный уголовник, видит на скамейке красивую студентку, ждущую своего друга, грубо к ней пристает, получает в результате оплеуху. Парня хватают прохожие, избивают его, девчонка требует, чтобы он извинился. Но парень не произносит ни слова. Тогда девушка в сердцах плюет в него.
Все, что происходит дальше похоже на дурной сон: девчонку банально подставляют, подбрасывая кошелек, так как она не может расплатиться, делают проституткой.
И тут начинается какая-то странная, завораживающе-замораживающая история, все, что происходит на экране одновременно и притягивает, и отталкивает. Девчонка сначала сопротивляется, потом сдается, потом даже начинает получать удовольствие от некоторых клиентов. Парень все это время наблюдает за ней через фальшь-зеркало: как она спит, как она плачет, как обслуживает клиентов. Все это происходит в каком-то замедленном ритме и в то же время так одуряюще обыденно: вот была жизнь, любимый человек, маленькие грешки, вот все грубо разрушили. Но ведь жизнь продолжается? Значит, надо приспособиться, научиться врать, играть на чужих чувствах.
Перелом в фильме происходит после странной и пронзительной сцены на берегу. Сун Хва, так зовут девушку, пытается сбежать, Хан Ги ее ловит, привозит на морской берег, где они оба наблюдают за девушкой в красном, которая, закопав клочки фотографии в песок, заходит в море, пока вода не скрывает ее с головой. Тут и начинает брезжить, что не все так просто, что любовь может обернуться чем угодно, принять любую личину. Она может быть приятной и комфортной, а может - удушающей и мутной, но все равно это любовь. И, возможно, Хан Ги угадал тайные и темные желания своей избранницы даже раньше, чем она сама их поняла - с первого взгляда, как ее увидел.
Финал фильма весьма неоднозначен и даже неправдоподобен: ну не могут люди, ободранные чувствами до самых костей, так спокойно и радостно начать новую жизнь. Да и насколько она будет новой? Не примеривают ли они на себя чужие роли вместе с чужой одеждой? С другой стороны, возможно, именно зная друг о друге полную и ослепительную правду, можно без страха примерять любые маски, потому что точно знаешь, что это всего лишь маски.
Несмотря на общую удушающую атмосферу всего фильма (за исключением неправдоподобного финала), постепенно в нем начинаешь различать светлые печальные моменты. Светлые и печальные потому, что они показывают как в этих людях, мусоре с точки зрения обывателей, есть человеческие чувства. "Мадам", которая вяжет шапочку своей "девочке", проститутки, весело выставляющие цветы под ливень, юный друг Хан Ги, который нечаянно узнает, что это не месть, а любовь, и пытается хоть как-то помочь.
"Плохой парень" не менее провокационный, чем другие фильмы Ким Ки Дука: режиссер в который раз показывает, что в основе человеческих поступков часто лежат сильные чувства - гордость, благодарность, привязанность, любовь. И эти чувства всегда сильнее любых условностей.
|