Внутри, пожалуй, каждого живет мечта посмотреть такое аниме, чтобы полностью отключиться от реальности, жить несколько вечеров в совершенно другом мире и потом, после просмотра, грустить, что все уже закончилось. "Ayakashi - Samurai Horror Tales" - именно такая вещь, захватывающая, прекрасная и изменчивая. Это аниме состоит из трех историй, снятых тремя разными режиссерами, в основе каждой лежит старинная японская легенда. Все три истории очень разные, отличаются они и динамикой, и графикой, и идеями. А сходство одно - все три выполнены на высоком профессиональном уровне, авторы, что называется, душу вложили. Три вечера, совершенно непохожих один на другой, я наслаждалась этим аниме.
Yotsuya Kaidan
Режиссер Имадзава Тэцуо
Автор оригинала Цуруяма Намбоку
Сценарий Конака Тиаки мл.
Художник-постановщик Като Хироси
4 эпизода.
В первый вечер была разыграна классическая пьеса театра кабуки, с сильными мотивами судьбы, неутоленной мести, предательства и возмездия. Пьеса представляет собой произвольно обработанную старую японскую легенду о брошенной жене, ставшей призраком. Щедро навязав сюжетных узлов, смешав мистику и рок, авторы представили публике захватывающую историю, пусть немного сумбурную, но в своей жизненности очень жестокую. Молодой самурай Иемон Тамия, став ронином, озлобился: жена ему опостылела, младенец раздражает своим плачем, денег нет. Он срывает злобу на слугах, промышляет темными делами. И тут, как на грех, им пленилась внучка богатого самурая. Устоять против искушения решить разом свои денежные проблемы и избавиться от надоевшей жены, Иемон Тамия не смог, и сделал роковой для себя выбор. Кстати, мотив Рока, ужасной судьбы в этой истории приобретает какое-то античное звучание. Здесь не только неотвратимость возмездия за предательство, но классические внезапное обнаружение кровной связи между мужем и женой, неожиданное появление человека, которого считали мертвым - эти и другие судьбоносные случайности двигают сюжет вперед.
Обрамляется история как театральная постановка: в каждом эпизоде обязательно появляется автор пьесы, комментирующий события. История разбита на сцены, перебивающие плавный ход событий. Графика слегка стилизована под классическую японскую живопись. Авторы на протяжении всей истории выдерживают стиль: не только в графике, но и в повествовании - мороз по коже в некоторых моментах гарантирован.
Хотя в самом конце они не отказали себе в удовольствии немного повеселиться после столь леденящей истории: долгое перечисление имен режиссеров и актеров, названий театральных групп, таинственным образом умерших после постановок этой пьесы, в конце концов, вызывает улыбку. Я все ждала, когда заявят, что каждый, кто посмотрел эту историю, тоже умрет, но - напрасно! "Звонка" не было.
Tenshu Monogatari
Режиссер Нагаяма Кодзо
Автор оригинала Идзуми Кёка
Сценарий Сакамото Юдзи
Художник-постановщик Юки Синдзё
4 эпизода
В один прекрасный день они встретились, столкнулись взглядами, и пропали, - оказались в своем собственном мире, отгороженном наглухо невидимой стеной. И какая, в сущности, разница, как их звали - Тристан и Изольда, Танкред и Кларинда*, или Дзосеносукэ и Томи-химе.
Бывает так, что влюбишься и всех предашь: господина, жену, да и весь людской род. Тут ничто не поможет: можно, как Дзосеносукэ уйти, поддавшись уговорам, даже жениться, но однажды разлука станет невыносимой и обязательно вернешься в заколдованный замок, пусть и зная, что можешь умереть. Можно, как Томи-химе замкнуться в своем величии принцессы "забытых богов", но рано или поздно все равно поддашься страсти.
Как всякая классическая история любви, "Tenshu Monogatari" трагична и печальна: влюбленным не суждено быть вместе. Из-за их преступной, как не посмотри, любви, гибнут и люди, и демоны. И пусть Томи-химе не разбили сердце, как ее матери, счастья в ее жизни все равно было немного. Но было, а потому грусть, которую чувствуешь после просмотра, светла. Она сказала: "Хочу, чтоб все цветы цвели для тебя", - и цветы зацвели.
Bakeneko
Режиссер Накамура Кэндзи
Сценарий Ёкотэ Митико
Художники-постановщики Хосака Юми и Курахаси Такаси
3 эпизода
Они всегда есть, эти унылые скептики без романтики в душе, кому мои восторги покажутся смешными. Они проскучали на первой истории, презрительно фыркали на второй. Ну, а теперь для них настал час расплаты. Тех же, кто искренне наслаждался, кого мороз продирал от крысиного писка, у кого щипало в носу от любовных страданий человека и демона, ждет заслуженная награда: праздник души, пиршество для глаз, наслаждение для ума. Достаточно сказать, что режиссер третьей истории Никамура Кендзи поставил в свое время сериал "The Soul Taker", а сейчас, совместно с Курахаси Такаси, выпустил "Мононоке" - продолжение третьей истории.
Развернулись они еще при съемках "Bakeneko": графика этой трехчастной истории необычайно красочная, была бы просто кричащей, если бы не "вуаль", приглушающая цвет. Рисунок персонажей исполнен в удивительно современной манере, почти гротескно. Кроме одного - Торговца лекарствами, по совместительству охотника за демонами, со своими острыми ушами, синим ртом и нечеловеческими глазами не сильно отличающегося от тех, с кем сражается. История построена как классический английский детектив, слова Торговца лекарствами "Котори, Матоко и Котовари" звучат как "место, время и мотив". Хотя история не выглядит как пародия, временами просто невозможно сдержать смех - авторы разгулялись вовсю, буквально демонстрируя зрителю идиомы и доводя до абсурда метафоры. Серьезен только Торговец лекарствами, он и с демоном бьется в полную силу, по-настоящему. Возможно, он уже не раз сталкивался с черной изнанкой человеческой природы, а потому делает свое дело, никого не обвиняя и не судя. Ведь весь этот красочный балаган, все это шутовство только подчеркивают жестокую простоту давнего преступления. А потому на последних минутах, когда раскрывается страшная причина происходящего, смех застывает и сердце сжимается от жалости к той, другой невесте.
Из всех трех, последняя история - самая страшная и жестокая, страшная не потусторонним ужасом, не неумолимостью судьбы, а тем, что в основе преступления лежат такие человеческие чувства как вожделение и эгоизм.
"Ayakashi - Samurai Horror Tales" - прекрасная возможность увидеть разные работы режиссеров, художников, сценаристов. Причем аниме это, повторюсь, сделано на самом высоком уровне. Ни одна история не проигрывает другой, несмотря на очень сильные различия в подаче материала. В качестве еще одной приятности могу отметить великолепные оппенинги и эндинги. Оппенинги у каждой истории различаются - и по графике, и по музыке. Хотя использована одна музыкальная тема, исполняемая группой "Rhymester", но для каждой истории был выбран свой "кусок" композиции. С темой этой все тоже непросто - зритель слышит зажигательный "японский рэп", исполняемый под старинные струнные инструменты и на рефренах, имитирующий тональность старинных песен. Визуально каждый из оппенингов решен в той же стилистике, что и рассказываемая история. При этом сохраняются общие для всех графические элементы.
Итог: стоит смотреть, слушать, сопереживать - все истории замечательные.
* Токвато Тассо "Освобожденный Иерусалим"
|