Вы здесь

01.05.2009 00:00    2281    0
         

Связующий термин: 

Довольно странно, но, будучи хорошо информированными об экологической угрозе, мы боимся ее меньше всего. По крайней мере, складывается именно такое впечатление. Одержимое манией потребления, человечество массово сгребает экологически вредную продукцию с прилавков, покупает все больше и больше машин, вырубает леса и элементарно загаживает мир неперерабатываемым домашним мусором. При таком подходе жалкие попытки посадить индустриально развитые страны на какой-нибудь Киотский протокол кажутся битвой муравья против пятисоттонного БелАЗа. Проблема в том, что хоть сейчас на Западе этот вопрос вроде как поставлен ребром, реального выхода из ситуации без кардинальной смены энергоносителей и технологий производства не существует. Повышение экологических стандартов и все такое – это конечно здорово, но проблему решает лишь частично.

Ну а поскольку до какого-то времени (пока из борьбы за зеленый мир не сделали коммерчески успешный бренд) вопрос этот старательно замалчивался, то одними из первых на тропу войны вышли люди искусства. Толку, честно говоря, было от этого мало. Как ни крути, а книги и кино призваны развлекать людей, и сколько бы критики не твердили, что они заставляют над чем-то задуматься, никто еще после прочтения тех же братьев Стругацких не отказался от покупки новой машины с вредным для окружающей среды ДВС, и не вышел с плакатами к близлежащей атомной станции.

Было бы довольно странно, если бы тему экологии обошли японские аниматоры. Для Японии, учитывая компактность территории страны и ее урбанизированность, проблема экологии давно является одной из основных. Стоит вам приехать в любой крупный японский город и выйти на его улицы в час пик, как проблема эта не то, что в глаза бросится, она еще и за горло возьмет. Впрочем, сами японцы не склонны излишне драматизировать ситуацию, а просто вкладывают деньги в технологии вторичной переработки и новые источники энергии, а также с детства приучаются выбрасывать мусор строго по видам. Наверно поэтому создатели аниме, предлагая зрителю разнообразный набор страшилок, не зацикливаются на описании ужасов разрушенного мира и оставляют неблагодарному человечеству шанс на выживание.

Первым в этой связи хочется упомянуть классику - "Kaze No Tani No Nausicaa" (1984) Миядзаки. Хотя мир Наусики не является результатом экологической катастрофы в прямом смысле, в аниме мы видим, как разрушенная после войны Земля вновь обретает шаткое равновесие благодаря удивительным биотехнологиям. Однако люди, забывшие об истинной цели нахождения в их мире странных насекомообразных созданий и растений, боятся ядовитого леса, даже не подозревая, что тот вбирает в себя смерть, посеянную их далекими предками, и очищает планету. В аниме (и особенно в манге) очень хорошо показано, как человеческая жадность и глупость способны поставить новое равновесие под угрозу. Если вы еще каким-то чудом не посмотрели этот фильм – исправляйте ошибку немедленно.

Во многом с мотивами "Kaze No Tani No Nausicaa" перекликается и "Gin-iro no Kami no Agito" (2006) от Gonzo. Аниме, конечно, во многом вторично и уступает работе Миядзаки, но в нем также четко прослеживается мысль о необходимости соблюдения баланса между техногенной цивилизацией и природой. В мире "Agito", четко разделенном на лес и технологические крепости-свалки, лес представляет собой не просто продукт биоинженерии, а разумное существо. По сути, причиной гибели старого мира стал именно лес, не пожелавший терпеть разрушение планеты. После его пришествия часть человечества скрылась в зеленых дебрях, вступив в своеобразный симбиоз, а отдельные особи так и вовсе перестали быть людьми. Оставшаяся же часть прочно окопалась на обломках былого величия и жаждет реванша. Как следствие, нежелание ни одной из сторон идти на уступки и сосуществовать мирно едва не приводит к новой катастрофе. Спасает ситуацию, как обычно, любовь-морковь и тут уж Gonzo встает на проверенные временем рельсы штампов. Так что, увы, ничем кроме прекрасной анимации и компьютерной графики "Gin-iro no Kami no Agito" похвастаться не может.

Вообще, из отсмотренного аниме, мне не удалось вычленить практически ни одного, где был бы напрямую показан мир с экологией, полностью разрушенной в результате массового загрязнения или переизбытка техноантропогенного фактора. Так и в следующем аниме, "Blue Submarine №6" (1998) все от той же Gonzo, ответственным за новый всемирный потоп объявляется зловещий (поначалу) доктор Зорндайк. Обезумевший ученый, потерявший свою семью, выводит новый вид существ – зверолюдей, наделенных разумом человека и силой животного. Попутно Зорндайк каким-то немыслимым образом сдвигает полюса, чем вызывает глобальное потепление. Образовавшаяся от таяния льдов вода затапливает большую часть планеты и выжившие люди оказываются загнанными на крошечные островки суши. Но даже здесь им нет покоя от мстительных зверолюдей, одержимых стремление навсегда избавиться от человека как вида. Итогом становится затяжная война, направленная на взаимное уничтожение.

В итоге "Blue Submarine №6" скорее можно рассматривать как новый пересказ "Острова доктора Моро" Герберта Уэллса, включающий в себя помимо прочего элементы апокалиптки.

Нельзя не отметить, что техническое исполнение "Субмарины", не смотря на ее солидный возраст, до сих впечатляет. Визуально аниме ошеломляет с первых же кадров – прекрасная комбинация компьютерной графики и рисованной анимации даже десять лет спустя не смотрится устаревшей. Это одна из тех работ, за которые мы прощаем Gonzo весь остальной хлам. Однако при этом нельзя не отметить, что сюжет OVA зияет многочисленными прорехами и явными проблемами с поведением и мотивацией героев.

Зачастую апокалипсис и вовсе используется лишь как один из элементов повествования. Так, например в "Х", который формально можно отнести к жанру "городского фэнтези", события происходят до того, как наступит конец света. Две противоборствующие группы магов, Драконы Земли и Неба, решают вопрос – достойно ли человечество продолжить свое существования на планете, которую оно губят своими руками? Непосредственно экологического апокалипсиса не происходит, но видения его преследуют героев на протяжении всего действия.

Примерно та же ситуация наблюдается в «Wolf's Rain»: экологический апокалипсис присутствует здесь, скорее, метафорически. Потерянная связь с природой, загаженная планета, которой антитезой – яркие краски Рая. Это и понятно, ведь речь в аниме не об этом, но, тем не менее, на протяжении всех серий неявно, но упорно прослеживается мысль: у тех, кто потерял связь со своей планетой, с живой природой, будущего нет.

В общем, тема загрязнения родной планеты, которая мстит человечеству, не была обойдена вниманием японских мастеров анимации. В последнее время особенно много появляется новинок, именно на экологическую тему: по одному, как минимум в каждом сезоне. Но мы просто хотели показать, как японские аниматоры используют образы экологического апокалипсиса для реализации своих идей. Потому решили сделать это на самых известных примерах.

Monosugoi
Аватар пользователя Monosugoi
Ваша оценка: Нет Средняя: 10 (1 оценка)

Добавить комментарий (обзор)