Вы здесь

01.08.2008 00:00    2207    0
         

Связующий термин: 

Чиби и Бисёдзё

В прошлом номере анимага мы остановились на возникновении такого ответвления кавая, как стиль «чиби» (известный на западе как super deformed), который, вполне вероятно, берет свое начало в конце 80х годов, предположительно в несерьезных сценах цикла «Gundam» студии Sunrise, но, подобно каваю как таковому, вплоть до «DiGi Charat» самостоятельным стилем не считался, не говоря уже о полноценных лентах, выполненных полностью в этом стиле. С другой стороны в серии «Gundam» было выпущено несколько самостоятельных jrpg-игр для NES полностью в чиби-стилизации, но эти случаи далеко не первые, потому как, учитывая возможности графических платформ того времени, чиби-подобная стилизация часто использовалась как альтернатива «спичечным человечкам». За примерами далеко ходить не нужно: всем известный цикл «Mario» (1981 — Donkey Kong), хотя он скорее был просто в числе пионеров японских ролевых игр, нежели полноценная jrpg, а также «вечные» сериалы «Final Fantasy» и «Dragon Quest» (1986). К слову в концепт-арте и обложках использовалась «типичная» анимешная рисовка, а не игровой стиль.

В общем, как уже неоднократно упоминалось, вплоть до дебюта Коге Донбо кавай проявлялся лишь как элемент стилизации. Кстати про элементы — одна из наиболее известных составляющих бисёдзё (bishojo - красивая девушка), а именно пресловутые большие глаза, в подавляющем большинстве случаев считается кавайной составляющей образа. Стоит заметить, что тут играет роль не сколько размер самих глаз, сколько детализация их прорисовки, подчеркивающая упомянутый ранее эффект симпатии. Кстати ещё одна интересная деталь — следом за Пачико (главной героиней ДиДжи) во всем кавае как таковом была заметна интересная особенность, а именно - этакая гендерная инверсия. Проще говоря, главные героини проявляли натуральное мужество и вообще вели себя подобно героям эпосов, в то время, как мужских персонажей отличала наивность и общая инфантильность. Вскоре подобная тенденция перекочевала и на «большое» аниме (явные представители «Neon Genesis Evangelion» и «Tenchi Muyo!»).

Позднее эта особенность значительно проявила себя в новом жанре, сочетавшем в себе все упомянутые ранее особенности кавая, но вместе с тем полностью противоречащим его принципам.

Кровавый кавай

В период с 2002-2004 годов подобное сочетание казалось бы несовместимых составляющих произвело настоящий фурор! Визуальная сторона в стиле бисёдзё и чиби сочеталась с физическим и психологическим насилием и реками крови. Пожалуй, наиболее известными представителями являются циклы «Elfen Lied» и «Higurashi no Naku Koro Ni». Правда, нельзя сказать, что он были пионерами, т.к. подобные элементы встречались в аниме ещё в период «золотого века», не говоря уже о легендах и эпосах, которым по несколько тысяч лет. Просто они были одними из первых представителей «чистого» жанра и уж явно самыми популярными.

В 2002 году в журнале «Young Jump» начала печататься манга Линн Окамото «Elfen Lied». История из 12 томов была выполнена в типичной для сёдзе рисовке с её характерными особенностями: ярко выраженные глаза, розовые волосы героинь и манера поведения (обозреватель сайта AnimeNewsNetwork заметил некое сходство с Чии из сериала «Chobits», которую многие называют самой кавайной героиней в истории аниме), но вместе с тем сюжет повествовал о новой расе мутантов (Диклониусов), имевших необычайные возможности, огромную силу (Векторы) и невиданную склонность к насилию. Также сюжет пестрил диалогами философского содержания и был пропитан общей атмосферой триллера. В сочетании с раздвоением личности героинь (наивная Ню и беспощадная Люси) читателя ожидал прямо таки «эффект дятла»! В 2003 году манга была экранизирована с более реалистичной стилизацией и заметно умеренным количеством насилия (были также вырезаны сцены жестокой педофилии) но, несмотря на это, сериал все так же шокировал критиков и зрителей, попутно становясь одним из самых значительных событий года в аниме индустрии.

Цикл «Higurashi no Naku Koro Ni» хотя и вышел на несколько месяцев раньше, и в первозданном виде не получил такой популярности как «Эльфийская Песня», но впоследствии приобрел значительно более широкий фендом. В данном случае группа создателей «07th Expansion» пошла по несколько иному принципу и выпустила серию визуальных новелл (созданных в программе NScripter), которые позже были экранизированы, а также изданы в виде манги. История была целиком выполнена в кавайном стиле со всеми его атрибутами: неестественные цвета волос персонажей, измененные пропорции тел, чиби и векторные вставки, даже место действия и персонажи подходили под основу типичной кавайной истории! Но, после местного праздника в честь одного из богов (Ватанагаши в честь Ояширо-сама), начинаются загадочные убийства, раскрываются местные кровавые тайны и действие резко переходит из романтической комедии в жестокий триллер с детальными сценами физического и психологического насилия. Как апофеоз история прерывается без малейших пояснений, а следующая часть является новой альтернативной историей. Ответы на вопросы раскрывались лишь во второй половине цикла (арке ответов), но речь сейчас идет именно о том, что подобные психологические издевательства авторов имели не меньший, а можно сказать, и более тонкий эффект, нежели вышеупомянутые реки крови. В общем, как бы там ни было, но из жанра, взявшего за основу игру на позитивных ассоциациях, вырос совершенно противоположный его вид, сочетавший в себе ещё и негатив.

Пародийное безумие

Однако не все так мрачно как кажется! В 2005 году на свет появилась история, наделавшая не меньше шуму, хотя и с меньшим размахом — «Bokusatsu Tenshi Dokuro-chan». Манга была напечатана в журнале «Dengeki hp», а позже была экранизирована в виде двух ОВА-сезонов (8 и 4 серии). Необычность истории была ээ... как бы сказать... в полном отсутствии здравого смысла, что ли. В отличие от двух вышеупомянутых историй, Докуро-чан не несла в себе ни малейшей смысловой нагрузки, равно как и психологического подтекста. Фактически сюжетно история была подобна «DiGi Charat» в том плане, что сюжетная завязка была лишь поводом для полнейшей бессмыслицы, творившейся на экране, но в данном случае это было подкреплено рафинированным туалетным юмором и кровью в количествах не меньших, чем в той же «Эльфийской Песне». Да и сам сюжет был весьма своеобразен: у старшеклассника по имени Сакура неожиданно поселяется миловидный ангелочек Докуро-чан. По большому счету она является в семье обычным нахлебником и только и делает, что отвлекает на себя все внимание Сакуры. В случае же если он чем-либо ей не угождает, Докуро-чан сносит ему голову своей магической булавой (Экскалиборгом), которой тут же его и оживляет... Вскоре появляются ещё ангелы (хотя и с рогами на голове) и выясняется страшная тайна — когда Сакура вырастет, он изобретет эликсир вечной молодости, благодаря которому все женское население земли прекращает свой рост и развитие в 12-летнем возрасте. Небесам такой вариант не пришелся по нраву, и Докуро-чан была отправлена в прошлое, чтобы убить Сакуру ещё до его изобретения. Та же в свою очередь решила поступить по-своему и всячески мешать ему сделать открытие более мирным путем... Собственно, на этом сюжетная нагрузка подходит к концу, а всю остальную часть эфирного времени составляет бред, сопровождающийся постоянными убийствами главгероя. В принципе концепция напоминает «Эксель Сагу», с тем лишь различием, что то - в первую очередь пародия, а это - кавайная мясорубка с пародийными элементами.

Раз уж речь зашла о безумии, то нельзя не вспомнить ещё одного представителя жанра, а именно «Jungle Wa Itsumo Hale Nochi Guu» (ещё один вариант названия «Hale+Guu»). Манга Рэндзиро Киндайчи начала выходить в журнале «Enix» издательства «Kodansha» в 1996 году, а в 2001 была экранизирована студией Bandai. История настолько необычна, что описать её двумя словами будет ой как сложно (тем более по ней была отдельная статья). Если вкратце, то это история о 10-летнем парнишке по имени Хале, который жил себе спокойно со своей раздолбайкой-матерью (с неслабой слабостью к алкоголю) в маленьком поселке посреди джунглей. Ел себе бананы, вел все хозяйство и развлекался консольными ролевушками, до тех пор, пока в его доме не поселилась новая соседка — Гуу. Это на первый взгляд абсолютно кавайное создание, за милым личиком которой скрывается нечто, что вовсе нельзя назвать обычным человеком! В её желудке находится отдельная вселенная, она с легкостью может сменить время года по своему вкусу или выпить весь мировой океан, а законы всех земных наук для неё вообще не писаны, но главное, что ей удается скрывать всё это от всех за исключением несчастного Хале. От дальнейших же сюжетных событий порой просто сносит голову и теряется всяческое ощущение присутствия здравого смысла в этом мире. Как результат - ничего удивительного в том, что история выполнена в кислотной чиби-подобной рисовке с вездесущими бисёдзё и бисёненами. В общем, как уже неоднократно упоминалось, кавайные элементы и чиби-стиль в частности очень часто используются в комических или пародийных случаях или же в своеобразных обучающих циклах («Bottle Fairy»), где реалистичная рисовка и точная проработка не только не требуется, а, откровенно говоря, является лишней. Признаюсь, увидеть подобный стиль в, скажем, «Tehnolyze», было бы шоком на всю жизнь! Кстати о шокирующем — режиссером Докуро-чан и Гуу был Мидзусима Тсутому (Mizushima Tsutomu), который снимал описанный в прошлом номере «Dai Mahou Touge», а также «Ichigo 100%» и все экранизации «xxxHolic!». Собственно, продолжать можно почти до бесконечности, потому как элементы кавая встречаются в подавляющем большинстве аниме, но об этом стоит поведать отдельно! В следующем номере - последняя статья из цикла о кавае, в которой речь пойдет о его влиянии на японскую культуру и наоборот.

В статье использованы материалы следующих сайтов:

http://koge.kokage.cc/
http://www.sanrio.com/
http://kawaii.org.ua/
http://www.wikipedia.org/
http://www.animenewsnetwork.com/

Всеволод ГлюМ
Аватар пользователя Всеволод ГлюМ
Ваша оценка: Нет Средняя: 6.5 (2 оценок)

Добавить комментарий (обзор)