Вы здесь
Первые фантастические короткометражки снимались еще в начале прошлого века. И все же знаковые работы, на коих следует остановиться более подробно, появились гораздо позже – в 1960-х. Речь идет о таких творениях Рене Лалу, как «Зубы обезьяны» (1960), «Времена смерти» (1964) и особенно «Улитки» (1965).
«Улитки» – это потрясающая апокалиптическая история про гигантских тварей, уничтожающих мир. Медленно и неторопливо они губят людей и все, что те успели сотворить за долгие тысячелетия. «Улитки» до сих пор способны напугать практически любого зрителя, не говоря уже об особо впечатлительных.
Безусловно, трудно недооценить вклад Р. Лалу в развитие жанра. И все же большая часть лучших фантастических короткометражек в последующие два десятилетия появились благодаря отечественным аниматорам – «Контакт» (1978) и «Контракт» В. Тарасова (1985), «Урок» Р. Саакянца (1987) и др.
В тех же 1960-1990-х творили и многие зарубежные сюрреалисты. Особенно выделяются парадоксальные, утонченные, изысканные работы братьев Куэй и ленты Яна Шванкмайера, кои, однако, тяжелы для понимания, а посему, несмотря на их значимость, понравятся далеко не всем…
В 1990-х для отечественных НФ/фэнтези лент наступило трудное время. Фактически в эти годы в России только Геннадий Тищенко занимался НФ. Хорошо известны его талантливые двухсерийные ленты из так и не завершенного цикла «Звездный мир» – «Геона» (1992) и «Амба» (1994).
В 1995 Хаяо Миядзаки снял музыкальную ленту «На старт!» об удивительной крылатой девушке и полицейских. Более чем через десять лет, в 2006 году, специально для музея студии «Гибли» он создал несколько короткометражек, в том числе фантастическую – «День, когда я нашла звезду».
Но не только Миядзаки трудился на данном поприще в Японии. Нельзя не восхищаться абсурдностью «Дневника Путешественника» К. Кунио (2003), парадоксальностью «Бледного Кокона» Е. Ясухиро (2006) и изяществом «Голоса далекой звезд» С. Макото (2002) о влюбленных, разделенных пространством.
Кроме того, следует сказать, что еще в 2000-х начался настоящий бум компьютерной анимации – появилось немало фантастических короткометражек. Далеко не все из них удачные. Но они – есть! Это и «Божество» К. Бронзита (2004), и «Кафедральный собор» Т. Багински (2002), и «Чабба Чаббс» Э. Армстронга (2002) и др.
Студия «Pixar» создала ряд неплохих лент, среди которых выделяется «Похищение» (2006) об инопланетянине, пытающемся сдать экзамен. Да и партнер «Pixar» – студия «Walt Disney» выпустила рисованный фильм «Судьба» (2003), над коим некогда начинали работу еще У. Дисней и С. Дали.
Упрощение техники создания анимации породило еще одну тенденцию: экранизацию культовых произведений энтузиастами. Здесь нельзя не вспомнить о деятельности «ТТТ», создавшей по мотивам рассказов и стихов Дж. Р. Р. Толкина такие ленты, как «Мистер Блисс» (2004), «Фириэль» (2006) и др.
Порой короткометражки дают жизнь полнометражкам. Пример: история о чудаковатом ученом и его собаке – «Уоллес и Громит» Ника Парка. Сначала был «Великий выходной» (1989), затем «Неправильные штаны» (1993) и «Выбрит наголо» (1995) и, наконец, полнометражная лента «Проклятие кролика-оборотня». Кроме того, существует мультсериал.
Иногда из короткометражек собираются тематические альманахи, не уступающие по хронометражу полнометражным лентам. Чаще всего так поступают в Стране Восходящего солнца. Это и «Тяжелый металл» (1981), и «Карнавал роботов» (1987), и «Воспоминания о будущем» (1995), и «Аниматрица» (2003) и т. д.
Завершая обзор анимационных лент прошлого, хотелось бы надеяться, что среди тех мультфильмов, которые появятся в будущем, будет немало шедевров. И НФ/фэнтези не исчезнет, не превратится в жалкое дополнение к художественным фильмам, как произошло с «Хрониками Риддика: Темной яростью» П. Чанга (2004).
Добавить комментарий (обзор)