Вы здесь
Эту статью, мы с Алекс решили написать по разным причинам - сели и написали.
Тень.
Что хочет сказать автор, усаживаясь за написание статьи?
- Донести до народа истину?
- Высказать своё мнение по какому-то определённому поводу?
- Осветить значительное событие?
Вариантов множество, но мы остановимся на втором, ибо с ним проблем возникает больше всего.
Сколько людей, столько и мнений, это непреложный факт, как и то что: "на вкус и цвет, все фломастеры разные". При работе над статьёй, автор, разумеется, не сможет полностью отбросить собственные впечатления и быть 100% объективным - что поделать. Не было ещё ни одного автора, за которым бы не водилось такого греха, и, на мой взгляд, это вполне простительно, при условии, если человек не скрывает этого. Другое дело, когда автор собственное субъективное мнение, маскирует как максимально объективное - по самым различным причинам. Тут может быть замешана и личная неприязнь к конкретному аниме, и нелюбовь к определённой студии, режиссёру или жанру. Бывает. Может человек ещё не вырос из подросткового "мне нравится, значит, это хорошо, не нравится - плохо", а может, взыграла гордыня. Мол, не может же мне, без пяти минут знатоку аниме (любой, кто берётся писать статьи, просто обязан так думать : ) не понравиться что-то просто так! И начинаются пространные рассуждения об отсутствии глубоких мыслей, с притянутыми за уши примерами, вездесущих штампах, призванных потакать любителям фастфуда, и заполонившей экраны попсе. На начинающих отаку такие приёмы производят впечатление, но те, кто уже посмотрел порядочно, знают:
1. Глубокую мысль, как известно, можно найти где угодно - было бы желание.
2. Ничто не ново в этом подлунном мире. Абсолютно ВСЁ - штампы, а если более точно - универсальный набор из 24 архетипов. Вопрос успеха - в их комбинации и языке изложения. Так что те, кто утверждает, что пышногрудая героиня, кромсающая непонятных монстров это штамп призванный потакать толпе, а израненная девушка, умирающая на руках у глав героя со словами любви, это глубоко, жизненно и символично, просто льстят себе любимым.
3. Аниме само по себе, есть проявление японской поп культуры, и утверждать что что-то в нем попса, а что-то НЕТ крайне "смело". br> br>
Алекс Хилл.
К сожалению, всё чаще появляются статьи (сейчас речь пойдёт конкретно о рецензиях на аниме), в которых автор пытается не просто навязать свою точку зрения, а открытым текстом заявляет примерно вот что: "Да, вот это отстой, ни в коем случае не смотрите - здесь полное отсутствие глубины мыслей и вообще хэппи-энд (какой ужас!), и до уровня ХХХ (всеми признанного шедевра) не дотягивает, качественное аниме сейчас не делают, хорошие режиссёры либо перестали быть таковыми, либо просто попали в Красную книгу…". И так до бесконечности.
Да, можно плевать на макушки свежеиспечённых анимешек, сидя на своём самовоздвигнутом троне, присвоив себе титул "короля отаку" и тщательно протирать золотую статуэтку-идола (под словом "идол" в аниме-мире обычно фигурирует "Евангелион", или "Призрак в доспехах" - в общем, что-то жутко умное и, само собой, доступное пониманию только "избранных"). Таких людей Тень окрестил "пафосными анимешниками", и я его в этом поддерживаю.
Для начала: чем вызвано такое самомнение среди этих личностей? Тут две основных причины.
Первая: когда посмотрел столько аниме, сколько не каждый японец выдержит, начинаешь думать, что понимаешь в этом намного больше остальных (которые зачастую посмотрели не меньше).
Вторая причина, идущая рука об руку с первой - это, как ни странно, возведение чужого мнения в абсолют. Если, например, какой-нибудь влиятельный человек (группа людей) скажет, что ХХХ - шедевр, значит, так оно есть. Так распространяется снобизм. Схема эволюционирования в сноба примерно такова:
1) ХХХ -это шедевр, надо поставить памятник;
2) Кто тут сомневается, что ХХХ - шедевр? Так было написано в издании N (так утверждает сам Z, а он - маститый режиссёр/продюсер/авторитет);
3) А вот это аниме явно не дотягивает до ХХХ, значит в отстойник, и это, и это, и это…
4) Слушайте меня! Я - пророк, избранный анимешным Богом, и я повелеваю: да будет так, как я скажу, и все слова мои - сплошь правда. Ищите глубину, и да воздастся вам по заслугам вашим…
Ситуация в мире аниме сейчас сродни ситуации в мире литературы и кино. Сплошной ширпотреб, а классика и таланты остались в своём веке. Но почему же мы тогда читаем и смотрим всё это? Нельзя отрицать - на данный момент это неотъемлемая часть нашей культуры. В мире искусства всегда так: стремительный взлёт, и чем выше, тем больнее будет падение. Сейчас царствует мир техники, а не мир духовности. Многих это устраивает, остальным приходится ждать лучшего. Но становиться ханжой в этой ситуации - не выход, это лишь усугубит положение.
Нельзя всех стричь под одну гребёнку. Кому-то нравятся безобидные комедии - при просмотре которых не испытываешь психологической нагрузки, а потому можно просто приятно провести время и расслабиться. Кто-то без ума от слезливых мелодрам, кому-то трусики подавай, да побольше - поклонники есть у каждого жанра. Поймите, далеко не все люди могут найти (многие и не ищут) и оценить глубину мыслей. Кроме того, не надо искать мудрость веков там, где её по определению быть не может, и обижать простенькие, но лёгкие и весёлые аниме. Вот представьте: прихожу я домой, усталая и злая - кто-то нагрубил мне, кого-то послала я, друзья про меня забыли и даже не почешутся в ответ на какую-нибудь просьбу, все чего-то требуют, никому я не угодила - короче, жизнь не удалась и всё настолько фигово, что хоть на стенку лезь, а ещё простуда с насморком и весёлые соседи. В такой ситуации хочется лишь покоя и какое-нибудь аниме для поднятия настроения. Так что ж я, смотреть стану - "Школу убийц" (чтобы окончательно впасть в минор)? А вот перетопчетесь! Включу себе "Рубак" или что-нить такое же смешное без намёка на какую-то серьёзность. И жизнь сразу налаживается!
Ну а если уж хочется поругать аниме, то предоставьте факты или уточняйте "это только моё мнение". Это как с презумпцией невиновности - не доказано, значит, и клеймо ставить "позор в мире аниме" право не имеете.
br> br>
Тень.
Причем "это не похоже на моё любимое аниме" доказательством не считается. : ) Порой, читая очередную "критическую" статью осознаешь, что если убрать из неё краткий пересказ сюжета, бочку яда (как правило, завуалированных "реплик из зала"), в ней останется только голое и дрожащее "Мне не понравилось". Ну, не нашел там человек того, что ему в аниме нравится больше всего и обозлился…
Что касается сравнения с ХХХ, то, на мой взгляд, не стоит всё сравнивать с "идолами", которых не похвалил только ленивый. Это вроде если приключения - значит Бибоп, если киберпанк то Лейн, комедия Фури Кури и.т.д. Безусловно, в любом жанре есть свои наиболее яркие представители, но зачем превращать их в иконы и помещать в образа? Сказал же один классик - "Не трогайте кумиров, вы испачкаете руки позолотой". br> br>
Алекс Хилл.
Ну, считаешь ты, что, допустим, "Утэна" - краеугольный камень всей аниме-культуры, так считай себе на здоровье! А вот я скажу, что терпеть её не могу. И что? Побить меня за это или в тюрьму за слова, "неугодные власти"? Можешь до потери пульса доказывать мне глубину мыслей этого шедевра, но если я этой глубины не вижу, то меня всё равно не переубедить. Но если мне что-то не нравится, я никогда не скажу другим: "Это отстой, даже не смотрите". Я просто поделюсь своим мнением: "Мне не понравилось", а если спросят, почему - приведу свои доводы. И всё!
br> br>
Тень.
Возвращаясь к вопросам, поднятым вначале.
Что же хочет сказать автор, усаживаясь за написание статьи?
Разумеется, ему хочется осветить значительное событие - иначе, зачем ему вообще этим заниматься. Разумеется, при этом он будет стремиться к истине, стараясь быть максимально объективным, но… При всём при этом, необходимо помнить, что от личных впечатлений уйти все равно не удастся. И талантлив тот автор, который сможет органично вписать их в свою статью.
Добавить комментарий (обзор)