Вы здесь

11.11.2013 11:15    5401    3
         



Если «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» был самым большим событием в музыке 1960-х, то «Евангелион нового поколения» стал таким событием для аниме 1990-х. Через 18 лет со дня релиза мы все еще пытаемся анализировать каждый аспект сериала (и Gainax продолжает зарабатывать большие деньги с проектом «Евангелион - Перезагрузка»). Даже ученые писали статьи об этом феномене, - что-то невообразимое для зрителей-неанимешников. Здесь я хотел бы сосредоточиться на популярности одного персонажа и его влиянии на аниме индустрию: Рей Аянами.

Рей – антигерой, как все персонажи сериала. Она красивая, загадочная четырнадцатилетняя девушка, которая не проявляет ни единой эмоции и действует, скорее как робот, а не как человек. Она очень тихая и если говорит при всех, то только короткими содержательными ремарками. Женские персонажи в «Евангелионе» прекрасны по-своему: медлительная, но заботливая Мисато, злая, но беззащитная Аска. Но именно Рей изменила правила и совершила революцию в аниме-индустрии.

Внимание: Возможны спойлеры, так как невозможно обсуждать «Евангелион» без раскрытия сюжета

Загадочный характер


Когда идет речь о «загадочном характере» эпохи «до Евангелиона», обычно нам представляется кто-то со сложным и часто трагическим прошлым, подробности которого будут постепенно открываться по мере развития сюжета. Что самое таинственное в Рей, так это то, что у нее нет прошлого. В пятом эпизоде мы узнаем, что все записи о ее прошлом были стерты из базы данных NERV, организации, которая занимается постройкой гигантских роботов, известных, как «евангелионы». Это создает ощущение загадки вокруг персонажа и становится главной темой для разговоров в течении всей серии.


Знаменитая «Улыбка Аянами Рей» из фильма «Евангелион: 1.0 Ты (не) один»Знаменитая «Улыбка Аянами Рей» из фильма «Евангелион: 1.0 Ты (не) один»

Личностно развитая, она всегда вне общества, ни с кем не разговаривает и не выражает никаких эмоций. В пику традиционным женским характерам, которые всегда сильны, заботливы и харизматичны (таких мы видим в фильмах студии Ghibli), Рей абсолютно иная. У нее совершенно другой тип харизмы, который и сделал ее популярной. Она дает фанатам возможность фантазировать о чем она думает и что чувствует. Это заставляет их сидеть на самом краешке стула при каждом появлении Аянами, так как трудно предсказать, что она собирается сделать. В конце концов, кто знает, о чем она думает?

Потом была знаменитая сцена в конце шестого эпизода: «Улыбка Аянами Рей». Мы узнаем, что у нее есть эмоции, просто она не знает, как выразить их. Столкнувшись с плачущим Синдзи, который был рад тому, что выжил после первой большой схватки, она сказала: «Я не знаю, что чувствовать в такие моменты». На что Синдзи ответил: «Улыбайся». И после минутных колебаний она улыбнулась. Эта сцена настолько сильная и знаковая, так как впервые Рей осознанно показала эмоции, и это один из немногих подобных моментов в сериале.


Без крика. Ее не заботит то, что на ней лежит парень, а она без одежды.	Без крика. Ее не заботит то, что на ней лежит парень, а она без одежды.

Рей можно рассматривать как прототип «mukuchi», молчаливого персонажа. Этот термин используется фанатами аниме в отношении персонажей, которые не говорят больше необходимого и не демонстрируют никаких эмоций во время разговора. Все это считается элементом моэ. Такие персонажи обладают монотонным голосом, говорят по существу и избегают ненужного общения. Рэй популяризировала этот моэ-элемент, и позднее мы можем видеть таких персонажей, как Юки Нагато из «Меланхолии Харухи Судзумии», Лэйн из «Серийных экспериментов Лэйн», Ив из «», Ай Энму из «Адской девочки», которые подходят под определение «mukuchi». Персонажи-«mukuchi» очень популярны среди любителей аниме.

Подходящий для додзинси


Секс продает. Это очень простое правило в бизнесе. Рей – четырнадцатилетняя школьница с красивым лицом и хорошо сложенным телом. Вместе со своей загадочностью, она – это персонаж, который дает возможность зрителям пофантазировать. Следовательно, создатели могут произвести большое количество продукции, связанной с Рей, для продажи. Ее изображение печатается на бланках, постерах, футболках и других аксессуарах. В огромных количествах производятся фигурки Рей в различных образах (в купальниках или вызывающих позах). Эти товары очень хорошо продаются. До «Евангелиона» аниме-товары не считались среди производителей рынком, где можно было получать большую прибыль. С выходом «Евангелиона» все изменилось. Рей создала и расширила рынок, а Gainax на этом заработала.

Одна вещь, которую, по моему мнению, популяризовала Рей – это повязка на глазу. В первой серии она предстает замотанная в бинты после тяжелого ранения, вызывая чувство симпатии в Синдзи. Это создает образ Рей, которая нуждается в защите от других. Такой образ вызывает желание стать защитником среди мужчин – основных поклонников Рей. Gainax, разумеется, не упустила свой шанс. Автор Кадзухиса Фудзие писал: «Фигурки Рей, в ее перевязанной красоте, разлетались, как горячие пирожки». Фигурки Рей в бинтах были полностью распроданы. Повязка на глаз практически стала торговой маркой ее образа и общей чертой в косплее.

«Евангелион» идеален для додзинси. Многие сцены сериала не получили детального объяснения, что дает возможность фанатам создавать свои версии того, что в них происходит. Загадочность Рей отлично подходит в этом аспекте, так как позволяет фанатам писать множество историй в стиле «что если», особенно если это касается отношений Рей с другими персонажами. Последний эпизод «Евангелиона» содержит сюжетную линию альтернативной вселенной, где Рей – общительная девушка, словно Gainax сама принялась создавать додзинси, мотивируя фанатов на собственные творения.

Умри и дай умереть


Каждый персонаж «Евангелиона» пережил свой собственный экзистенциальный кризис в ходе сериала. Все они боролись с реальностью, спрашивая себя - за что они борются. Рей не сталкивается с подобными проблемами. В действительности она не удивляется, почему жива, но задается вопросом, почему до сих пор не умерла. Анти-кульминация для антигероини.


Редкое проявление эмоций перед самой смертьюРедкое проявление эмоций перед самой смертью

На протяжении всего сериала, она намекает на свое безразличие к смерти и принимает участие в решительных действиях, которые могут стоить ей жизни. В отличии от других персонажей ей все равно, умрет ли она. Можно сказать, что Рей нигилистка, но только в 23 эпизоде зрители понимают, почему она бросается в объятья смерти. В этом эпизоде Рей взрывает свой евангелион, чтобы победить ангела. (Так совпало, что в этой сцене звучит музыкальная тема, которая называется «Танатос». Это фрейдистский термин означающий стремление людей к смерти через участие в опасных для жизни ситуациях.) Когда она «чудесным» образом выживает, этот момент объясняется тем, что на самом деле Рей – клон матери Синдзи, Юи Икари (которая «умерла», когда Синдзи был маленьким), созданный для запуска Проекта содействия человечеству. Вот почему Рей не беспокоится о своей смерти, так как может быть легко заменена другим клоном, если умрет. В определенной степени она хочет умереть, так как смерть – это единственное доказательство того, что она жива.

Если мы рассмотрим это в контексте 1990-х, известных в Японии как «потерянное десятилетие» и время лопнувшего экономического пузыря, станет понятно, почему Рей так популярна среди японских подростков. Они связаны с ней отсутствием целей в жизни и большими психологическими потрясениями.

Интересно то, что имя «Рей» также означает «ноль». Это перекликается с пустотой ее ощущений.

Эдипов комплекс: пересмотр


То, что Рей – клон Икари Юи, объясняет, но в то же время усложняет привязанность Синдзи к Рей и показывает глубину его Эдипова комплекса. В психоанализе Фрейда, Эдипов комплекс – это сексуальное влечение мальчика к своей матери и ненависть к отцу, как к потенциальному сопернику за материнское внимание. С самого начала у Синдзи плохие отношения с отцом, а если учесть то, что Рей – клон его матери, то вся ситуация идеально вписывается в описанный Фрейдом случай.


Рей, «разговаривающая» с Синдзи поскольку, он борется со своим существованиемРей, «разговаривающая» с Синдзи, поскольку он борется со своим существованием

Затем роль Рей становится неоднозначной. Она не только становится другом и потенциальным объектом любовного интереса, но и материнской фигурой для Синдзи, которой ему так не хватало, когда он рос. Многое из этого относится к напряженным отношениям Синдзи с Гендо, который отдалился от сына после смерти Юи. Во время «Потерянного десятилетия» многие отцы редко бывали дома, потому что должны были работать (или делали вид, что работали, пытаясь избежать стрессов и давления в семье из-за безработицы), и матери становились основной поддержкой детей. В «Конце Евангелиона» Синдзи с помощью Рей исследует свой экзистенциальный кризис. Можно вспомнить, как Рей спрашивает Синдзи, что он действительно хочет, словно это разговор сына и матери. Она практически направляет его в решении принять или нет Проект содействия человечеству. Здесь Рей и Юи можно рассматривать как единое целое.

Во многом, как например, альбом "Kid A" группы Radiohead, «Евангелион» и Рей были рассмотрены настолько глубоко, что сейчас трудно найти что-то новое по этой теме. Я могу только пытаться, возможно, необоснованно, назвать причины и последствия популярности Рей в указанных категориях. Очевидно, что говорить об этом можно еще долго, но я ограничу себя 30-страничным эссе.

Что вы об этом думаете? Оставляйте комментарий.

Оригинал статьи: the-artifice.com
Переводчик: кавайщик

Переводы
Аватар пользователя Переводы
Ваша оценка: Нет Средняя: 6 (31 оценка)

Комментарии

Аватар пользователя Warlock

В первой серии она предстает замотанная в бинты после тяжелого ранения, вызывая чувство симпатии в Синдзи" Симпатия? По-моему, жалость это и шок. Не могу поверить, что он в этот момент думал что-то вроде: "Ах, какая няшная девочка в бинтах!"

Это ошибка перевода. В оригинале стоит слово "sympathy", которое обычно означает "сочувствие", "сострадание".

30-страничным эссе? Здесь явно меньше 30 - 3 разве что.

И здесь переводчик накосячил. Правильнее было бы сказать "Очевидно, что говорить об этом можно еще долго, но я воздержусь от превращения статьи в 30-страничное эссе."

Аватар пользователя drugon

Я бы не сказал, что это была первая большая схватка Синдзи. К шестому эпизоду он уже третьего Ангела валил. Термин mukuchi слышу впервые. У нас как-то принято такой типаж называть кудере. 30-страничным эссе? Здесь явно меньше 30 - 3 разве что. Хотя не узнал ничего нового о любимом сериале, но почитать было интересно. Разве что "потерянное десятилетие" вызвало любопытство. Думаю, на страницах АниМага, при возможности, стоило бы рассмотреть эту тему подробней. Да и вообще, быть может кто-нибудь напишет цикл лёгких исторических статей о Японии?

Аватар пользователя kotovi4

Статья, конечно, любопытная, но есть в ней несколько утверждений, с которыми я не могу согласиться.

1. "Рей – антигерой, как все персонажи сериала" Ну, здесь, скорее, проблема терминологии. Героев, в классическом их понимании, в сериале действительно нет, но утверждать, что все персонажи являются антигероями как-то неправильно. Неужели любой неодназначный характер, обладающий отрицательными чертами, можно назвать антигероическим? И где тот герой, в сравнении с которым проявляются антигеройские качества? В общем, такие утверждения требуют обоснования. Если где-то проводилось исследование на эту тему, с нормальной доказательной базой, поделитесь ссылкой, пожалуйста, интересно почитать.

2. "медлительная, но заботливая Мисато, злая, но беззащитная Аска" Интересно, в каком месте Мисато медлительная? На её работе нерасторопные долго не протянут. Аска злая... Агрессивная, нервная, стервозная - пожалуй, но злая... Осторожно, злая Аска)) Не люблю, когда персонажа или произведение характеризуют словами "добрый", "злой", "хороший", "плохой" - по-детски это как-то.

3. "До «Евангелиона» аниме-товары не считались среди производителей рынком, где можно было получать большую прибыль" Скажите это создателям Гандамов (с 1979) и Сейлор Мун (с 1992).

4. "В первой серии она предстает замотанная в бинты после тяжелого ранения, вызывая чувство симпатии в Синдзи" Симпатия? По-моему, жалость это и шок. Не могу поверить, что он в этот момент думал что-то вроде: "Ах, какая няшная девочка в бинтах!"

5. "«Евангелион» идеален для додзинси" Для додзинси идеально ВСЁ, у чего есть хотя бы парочка поклонников. Фанаты такие затейники :)

6. "В этом эпизоде Рей взрывает свой евангелион, чтобы победить ангела. (Так совпало, что в этой сцене звучит музыкальная тема, которая называется «Танатос». Это фрейдистский термин означающий стремление людей к смерти через участие в опасных для жизни ситуациях.)" Сложно поверить, что эта композиция, именно с этим названием, оказалась там случайно. Думаю, на то была воля создателей сериала.

Спасибо за перевод, я хоть вспомнила, зачем нужна клавиатура))

Добавить комментарий (обзор)