Вы здесь
Статья написана в соавторстве с sariman.
Введение
Японская анимация как культурное явление была официально признана в конце 20 века. Тем не менее, несмотря на небольшой, по меркам истории европейской или американской анимации, срок, аниме (будем и дальше придерживаться этой терминологии), сейчас прочно занимает одно из первых мест в мировом киноискусстве. Более того, является неиссякаемым источником вдохновения для многих режиссеров, художников, дизайнеров.
По мотивам аниме Голливуд ставит фильмы, армия отаку растет день ото дня, японские аниме-режиссеры теперь - постоянные участники ведущих кинофорумов, и даже в наших странах обратили внимание на это явление: в будущем году запланирован выход аниме "Первый отряд", совместной работы российских авторов и Studio 4C.
АниМаг решил разобраться и определить, какое же место занимает японская анимация в мировом визуальном искусстве, что повлияло на развитие аниме, и как, в свою очередь, аниме влияет на развитие современных визуальных стилей, какими инструментами пользуются японские аниматоры и как переплавились классические европейские и американские кинематографические приемы в японском котле.
Истоки
Принято считать, что анимация зародилась в конце XVII века, когда Атанасиусом Киршером (Athanasius Kircher) была изобретена "волшебная лампа" (1671). Принцип её работы был таковым: свет от лампы или другого источника отражался на стекло с масляными рисунками, с которого изображение проецировалось на маленький "екранчик", в который зритель глядел, как в замочную скважину. Правда, нечто похожее существовало намного раньше: ещё в XV веке появлялись первые упоминания о китайском театре теней, на который, кстати, нередко ссылался изобретатель! Ещё раньше, а точнее, в начале XII века, буддистский монах Тоба (позднее возведённый в ранг святых) создал цикл графических историй, получивших название Тоба-э (Гравюры Тобы). Эти свитки описывали животных, совершавших человеческие глупости, и являлись по сути первой мангой с покадровым описанием событий и текстовыми комментариями. Поскольку в буддизме не принято излагать мысли прямо в виде текста, то подобный способ идеально подошел для буддистских притч и вскоре обрёл немалую популярность, что послужило толчком для других событий.
В 1760 году в городе Эдо (ныне Токио) родился Кацусика Хокусай - один из величайших японских художников укиё-э (японской гравюры). Совместно с художником Бокусэном он выпустил цикл иллюстрированных альбомов "Хокусай Манга" (Рисунки Хокусая, прим. 1814-1833 г.) впоследствии ставших основой стиля первых японских анимационных лент, но об этом немного позже. В1824 году начала пользоваться большой популярностью интересная игрушка, изобретённая не то Джоном Аритом (John Aryton), не то Чарльзом Баббиждем (Charles Babbage), точно уже, наверное, никто не узнает. Принцип её работы был очень прост, но именно он впоследствии сыграл значительную роль в развитии не только анимации, но и кинематографа в целом: на цилиндр крепилась полоска с нанесёнными на неё двумя частями изображения, и когда цилиндр быстро крутился, то изображения сливались, создавая картинку. Именно этот принцип лег в основу кино!
С 30-х годов XIX столетия просто посыпались всевозможные "скопы" (Фенакистоскоп, Кинематоскоп) основанные на этом принципе, однако настоящей революцией стал набор изобретений Эмиля Рейно (Emile Reynaud): он спроецировал изображение на экран (точнее на большую простыню, натянутую на стене) с 35 миллиметровой целлулоидной плёнки, на которую, в свою очередь, были нанесены кадры. "Оптический театр", как назвал его Рейно, начал своё существование в 1888, что, заметьте, на семь лет раньше первого фильма братьев Луи и Огюста Люмьер (1895), но кинематограф произошел от фотографии, а в первых мультах кадры наносились краской непосредственно на плёнку.
Детство
С первых лет двадцатого века начался активный бум "кинематографической анимации", то есть кадры уже рисовались отдельно и снимались на киноплёнку. В 1905 году испанский оператор Сегундо де Шомон приспособил камеру для покадровой съемки, чтобы снять анимационный фильм "Электрический отель" ("Еl Hotel Electricо"), где объекты "самостоятельно" перемещались по экрану, а буквы складывались в слова. Что касается рисованной анимации, то первыми и самыми известными лентами являются "Humorous Phases of Funny Faces" и "Fantasmagorie" 1906-го года. Нарисованы они были мелом на доске и скорее изображали сам процесс рисования, чем передавали сюжет. Кстати, автор "Фантасмагории" (1908) Эмиль Коль (настоящая фамилия - Куртэ) считается первым профессиональным аниматором и именно с его работ началась эра анимационных карикатур! Что касается Японии, то их первый мультфильм датируется 1907 годом. Неизвестным автором была нарисована 50-кадровая лента, изображающая бегущего мальчика в матроске с иероглифом "живые картинки".
Вскоре просто волной полились разнообразные карикатурные, а также музыкальные короткометражки от студий со всего мира. В последующие годы активно начали уделять внимание развитию анимации и вскоре начали использовать четкое разделение труда между работниками. В 1913 году американский художник Джон Рэндольф Брэй начал применять статические фоны и недвижимые части рисунка, что заметно облегчило работу аниматорам. Впервые эту технологию он использовал в ленте "Сон художника" ("Тhe Artist's Dream") и впоследствии получил на неё патент, позже, совместно с киностудиями "Парамаунт" и "Голдин", основал студийное производство анимационных фильмов. В 1914 году впервые был использован целлулоид, что ещё больше ускорило процесс развития и открыло большие возможности перед аниматорами. В 1917 вышел первый в истории полнометражный художественный анимационный "Еl Apostol" режиссера из Аргентины, Квирини Кристиани. Вскоре США начинает активно выпускать короткометражные пропагандистские и обучающие мультфильмы, идею которых вскоре подхватили и в других странах мира (в т.ч. СССР, а позже и в Японии). Вовсю начались эксперименты с эффектами и стилизациями, а анимационные студии появлялись как грибы после дождя, однако, пожалуй, наиболее прославилась студия Уолтера Диснея, самой значимой из первых работ которого был мышонок Микки Маус. С 1928 года начали выходить первые "немые" черно-белые истории, которые вскоре наполнились звуком и цветом, и уже к 30-м годам Микки считался любимейшим мульт-персонажем в мире! Примерно в этот период Уолтом Диснеем были созданы знаменитые "12 принципов анимации", в которых описывались основные технические особенности создания анимационных фильмов. В это время в Японии развернули мощную националистическую программу пропаганды и началась жесткая цензура масс-медиа. Специально для этих целей было создано предприятие Fujifilm, что способствовало быстрому развитию крупных японских анимационных студий. Правда, в отличие от Диснея, Япония не имела четких анимационных стандартов и большинство работ того времени были скорее низкокачественным подобием американских работ. Для примера, в Штатах в то время уже активно использовался звук, который японцам ощутимо бил по карманам и использовался крайне редко, и вообще вскоре анимация стала применяться в основном как спецэффекты в фильмах.
Золотой век
Тридцатые годы XX столетия считают золотым веком кинематографа и анимации! В развитие студий вкладывались огромные, по тем временам, инвестиции, и вскоре появилось множество новых режиссёров, а студии выпускали не только коммерческие ленты, но могли позволить себе экспериментальные работы, задающие новые стандарты и поднимающие планку визуальных стилей в анимации на небывалую высоту.
В 1936 году была основана студия "Союздетмультфильм", вскоре переименованная в "Союзмультфильм". Студия получила на вооружение все технические достижения западных аниматоров того времени и стараниями талантливых работников начала свой стремительный рост, а вскоре получила и мировую известность!
В 1938 году состоялась премьера первого полнометражного фильма Диснея - "Белоснежка и семь гномов", ставшего самым дорогим анимационным фильмом в мире! Он же стал первой цветной полнометражной лентой в истории. Её создание началось в 1934 году и продолжалось до 1937, пока у студии не закончились деньги. Чтобы закончить картину, было принято решение устроить показ эпизодов фильма (фактически первый трейлер :)), и лишь благодаря кредиту Банка Америки удалось завершить ленту. Впоследствии Дисней основал новую студию и начал волну полнометражных анимационных фильмов, в результате на долгие годы за студией закрепляется статус законодателя в мире мультипликации.
В 1948 была основана студия, создавшая к 1958 первый цветной японский анимационный фильм "Hakujaden", очень во многом напоминавший работы Диснея и, по сути, являвшийся первым примером аниме в современном значении! Аж до 70х годов их работы были во многом идентичны раннему Диснею, даже несмотря на то, что каждый режиссер имел свой характерный стиль рисовки и особенности. Кстати, некоторые из стилей того времени позже стали основой для работ "новых студий", но об этом позже.
С 50х годов началось активное развитие компьютерных технологий и первых случаев использования цифровых технологий в анимации и кинематографе. Стали появляться первые наборы спецэффектов, а также эксперименты с трёхмерной графикой.
Пожалуй, в 1963 году началась настоящая революция в мире японской анимации! На экраны вышел сериал "Tetsuwan Atom", снятый по манге легендарного Осамы Тедзуки, прозванного позже "Богом аниме и манги". "Атом" имел столь большой успех, что вскоре был показан и в Штатах под названием "Astro Boy". Будучи во главе студии "Mushi Pro" (пионера японской анимации) Осаму Тедзука всегда отличался любовью к Западу и очень любил американские фильмы и комиксы. Также в свое время он посещал анимационные курсы от студии Диснея. За свою жизнь мангака создал свыше 400 томов манги со своим особенным стилем, основанным на стилистике гравюр Хокусая и мультфильмов Диснея. Кстати, именно от последнего Тедзука взял пресловутые "большие глаза", которые лишь сделал более выразительными и подогнал под "рамки" японского мировоззрения: дети жадно поглощают информацию о мире с широко открытыми глазами, в то время как старики имеют достаточно жизненного опыта и их глаз практически не видно.
В 70х годах началось соперничество больших японских студий, большинство из которых впоследствии распадались на множество мелких, что дало молодым аниматорам шанс опробовать себя в роли режиссеров и дало достаточно возможностей для экспериментов. Как пример: Хаяо Миязаки и Исао Такахата после коммерческого провала ленты "Heidi, Girl of the Alps" ушли из студии Nippon Animation и основали свою собственную Studio Ghibli (1985)
Также в это время зародился и приобрел огромную популярность жанр "меха" - истории об огромных человекоподобных пилотируемых роботах.
В 1975 году выходит, пожалуй, самая известная из работ Юрия Норштейна - "Ежик в тумане". За много лет мультфильм получил огромное количество наград (зачастую ган-при!), а в 2003 году на международном конгрессе аниматоров в Токио был признан лучшим анимационным фильмом в истории! Второй по популярности была "Сказка сказок (1979), причем всё того же Юрия Норштейна!
В 1976 американец Мартин Ньюэлл продемонстрировал первое трёхмерное изображение чайника (рядом с экраном находился точно такой же настоящий).
Новая волна
В 80х годах началась новая волна японской анимации. Начали выходить весьма своеобразные и амбициозные проекты, удивлявшие не только сюжетным наполнением, но и технической стороной. Для примера первая работа студии Ghibli "Nausica? of the Valley of the Wind" (1983) имела небывалый успех, что не могло оставить равнодушными других представителей индустрии. Начались массовые экранизации известных романов, самым известным представителем которых является "Grave of the Fireflies" (1987) той же студии. Также весьма неожиданным событием оказался выход аниме "Royal Space Force: The Wings of Honneamise" (1987) от студии Gainax, созданной фактически группой аниматоров, которые просто любили мультфильмы и захотели создать собственный!
Можно сказать, что революцию в аниме произвел знаменитый фильм "Akira" (1988), где впервые была использована компьютерная графика и даже 3D, а также новый стиль рисовки, совершенно отличавшийся от всех предыдущих японских проектов!
Правда в то время лишь немногим проектам удавалось окупиться, и даже приведенные выше работы не смогли покрыть свой бюджет. Единственной, кому это удавалось, оказалась студия Ghibli, все проекты которой окупались с лихвой. Для примера - прибыль от проката "Kiki's Delivery Service" (1989) составила свыше 40 миллионов долларов.
Кстати, именно с выходом "Акиры" начал активно расти интерес зрителей к японским анимационным фильмам и фактически в этот период начали появляться первые отаку (любители аниме). Многих зрителей заинтересовала история анимации, работы многих режиссеров, любители аниме начали записывать картины и сериалы на домашние видеомагнитофоны, а вскоре студии стали официально распространять аниме на видео носителях (Laser Disc, VHS кассеты), наладилось производство сувенирной и коллекционной продукции анимешной тематики.
В 1989 году умирает Осаму Тедзука, а период "новой волны" японской анимации переходит к её современному виду.
С 1990 года начинает выходить сериал "Тhe Simpsons" от студии "Fох Network" (реж. Мэт Гроунинг), который создаётся совместно американскими и корейскими аниматорами, и является на сегодня самым долгоживущим сериалом в истории анимации.
В 1996 выходит полнометражный "Тоу Storу", производства компаний "Пиксар" и "Дисней", ставший первым полностью компьютерным мультфильмом и фактически положивший начало новому периоду мировой анимации! С этого времени начали активно практиковать использование 3D и компьютерного моделирования, например, в полнометражном "Neon Genesis Evangelion: The End of Evangelion" полностью отказались от использования целлулоида. Студия Диснея так вообще отказалась от использования рисованной анимации после коммерческого провала ленты "Симбад - история семи морей" (2005) и, начиная с полнометражного "Цыпленок Цыпа" (2006), перешла к полному использованию трёхмерной графики. Правда, в 2000-х годах появилась весьма интересная технология "cel-shading", после обработки которой трёхмерные объекты приобретали "плоский" рисованный вид. Сейчас эти технологии активно развиваются и не менее активно используются аниматорами всего мира, но, даже несмотря на это, рисованная анимация продолжает жить.
В последнее время активно выпускаются римейки старых работ, что только подтверждает факт значимости анимации в киноиндустрии. В большинстве случае анимационные проекты с лихвой окупаются и инвесторы охотно вкладывают свои капиталы в развитие студий, а те в свою очередь не перестают нас радовать новыми лентами. И хотя большинство новых работ созданы на чистом 3D, лично я сомневаюсь, что со временем ему удастся полностью вытеснить рисованную графику и аниме яркий тому пример. Красивейшая трёхмерная техника прекрасно уживается с рисованными персонажами и отрендеренные здания отлично выглядят на фоне акварельных пейзажей. Кстати, тот факт, что трёхмерную графику используют в основном для техники и механизмов, а "рукотворные" вещи и живых существ создают художники, является крайне символичным и эта шутка истории прекрасно себя оправдала. В общем, хотим мы того или нет, но технологии всегда будут развиваться дальше, а что из этого выйдет, мы увидим позже.
В статье использованы материалы с ресурсов:
www.creaturedesign.org/
www.japantoday.ru/
www.manga.about.com/
www.noscene.org.ru/
www.npj.ru/
www.visualtech.ru/
www.wikipedia.org/
www.lumiere.ru/
www.youtube.com/
Добавить комментарий (обзор)