Вы здесь
(статья написана в 2011 году)
Япония хоть и не является колыбелью тяжелой музыки вообще и метала в частности, зато широко раскрыла для нее свои объятья. Достаточно сказать, что любая уважающая себя «металическая» команда считает своим долгом дать в Стране восходящего солнца хоть несколько концертов. В Японии любовь к тяжелой музыке цветет пышным цветом, группы имеют тысячи поклонников, а их японские релизы иногда расходятся большими тиражами, чем в Европе или США. Так что прелесть восхищения японской публики многие оценили давно и по праву. Настолько, что, к примеру, Марти Фридман, лидер-гитара «Megadeth» с 1990 по 2000 годы, виртуоз-гитарист, теперь живет в этой стране, и неплохо, заметим, живет!
Понятно, что любовь эта недолго была пассивной, и довольно быстро, уже в восьмидесятые, в Японии начали создаваться свои собственные группы, играющие метал.
Как всегда с европейскими ценностями, касается ли это художественных идей, культурных веяний, здесь вот – музыки, Япония прожевала, переварила и выплюнула что-то особенное, свое, отличающееся от оригинала. Причем, «свое» заключается не в каких-то музыкальных прорывах или новшествах: все-таки не вспоминается ни одна японская команда, совершившая революцию в музыкальном плане, а в общем звучании и образах, воплощаемых на сцене.
Скорее всего, дело в специфике восприятия японской речи, которая на слух европейца звучит мягко и высоко, но японский метал, в отличие от американского или европейского, в общей своей массе отличается большой мелодичностью. Конечно, есть команды, играющие весьма жестко, активно использующие гроул и скрим, но большинство известных японских групп, особенно «мейджоров», тяжело звучат только пока вокалист не открывает рот. Возможно, поэтому в Японии наиболее распространены легкие стили метала. Конечно, в Японии достаточно групп, играющих блэк, но мы говорим сейчас о массе – той, что формирует образ.
А начиналось все в середине восьмидесятых, причем, под большим впечатлением от американских команд, играющих в стиле глэм-рок и глэм-метал. Хотя уже 1982 ознаменовался созданием группы X Japan, но до их первого сингла было еще три года, а в Токио с 1980 по клубам уже играли Anthem, начинавшие как хеви-металисты и невероятно жизнерадостные паверщики теперь, музыкальная сцена Японии стала повсеместно сотрясаться от тяжелых гитарных риффов годов этак с 85-86-го. Тогда в моде были глэм/хэви/спид/трэш, разноцветные хайры до пояса, а гитаристы выбивали всю пыль из публики. Многие команды той поры смогли прорваться за границы японской метал-сцены и стать известными и популярными в Европе и Америке. Это культовая X-Japan, которая выступала в США и произвела огромное впечатление на многих американских музыкантов своим видом и отвязной игрой, а также невероятно мелодичными и красивыми балладами; B'z – весьма крепкая команда, отличающаяся великолепной техникой игры, выпуском потенциальных хитов; играющая на стыке хард-рока и хеви-метал, мрачноватая Luna Sea, The Piass, прославившаяся большей частью трагической гибелью первого состава, чем своей музыкой.
Японская метал-сцена меняла свой стиль и звучание вслед за веяниями с запада: от хэви и треша к связке «дэт-блэк-мелодэт», а в середине двухтысячных с восторгом подхватила моду на готический стиль. Причем проявлялось это не только в новых командах, появлявшихся на сцене, но и у старых групп. Начиная в восьмидесятые и девяностые с хэви или блэка, многие к концу нулевых перешли на альтернативный метал или мелодэт. Как пример можно привести группу Sigh, которая на заре своей карьеры звучала намного брутальнее, чем сейчас. Или Dir en grey - одну из самых популярных рок-команд не только в Японии, но и за ее пределами, прошедшую путь от хард-рока и альтернативного рока к более резкому и ожесточенному альтернативному металу.
Но, по большому счету, японские метал-группы не оказали существенного влияния на развитие метала, здесь, скорее, развитие общей стилистики, а не стиля. Конечно, японские группы, копируя лучшие и не очень образцы европейской метал-сцены, стараются привнести в свою игру некоторую изюминку. Как пример можно привести Blood Stain Child, больших поклонников In Flames, и не скрывающих этого, которые в качестве отличительной особенности своей музыки начали вводить клавишные в стиле техно и транс. Сплав холодной электронной музыки и дисторшн производит сильное впечатление. Или Quest for Blood, которые активно используют звучание классической японской бамбуковой флейты в своих композициях. Вообще, соединение в звучании элементов традиционной японской музыки и метала для японских групп в последнее время не является чем-то неординарным. Есть и более экстремальные примеры – трио девушек Gallhammer, выдающих весьма мрачный блэк. Хотя, в последнем случае, «изюминка» - исключительно половая принадлежность музыкантов, крайне редко встречающаяся среди блэк-групп.
Металическая сцена Японии не выдает на-гора пачками шедевральные команды, тем не менее, есть очень достойные и интересные. Многие группы смогли добиться известности и за пределами своей страны. Тем не менее, большинство команд, особенно изначально строившихся как коммерческий проект или попавшие в руки «мейджоров», прославились не сколько своими музыкальными достижениями, сколько невероятно цветастым и необычным видом. Да, мы переходим к такой неотъемлимой части музыкальной японской сцены, ее отличительной особенности, как «вижуал кей» - Visual kei.
К аниме японские металлисты довольно равнодушны, как и оно к ним. Detroit Metal City вспоминается, скорее, как экзотика. Хотя в девяностые вокалист Anthem Эйдзо Сакамото создал группу Animetal, исполнявшую кавер-версии популярных музыкальных тем из аниме-сериалов, но это была своеобразная шутка.
А так, можно назвать только Nightmare, на заре туманной юности увлекавшихся альтернативным металом, а ныне играющих хард и альтернативный рок. Группу эту часто приглашают для записи музыкальных тем для аниме. К примеру, они исполняли первый опенинг Death Note, заглавные композиции в Claymore и Mouryou no Hako.
Добавить комментарий (обзор)