Вы здесь

01.01.2009 00:00    2677    0
         


Обозревая НФ/фэнтези мультфильмы, нельзя не выделить в отдельную категорию большой блок лент, оказавших несомненное влияние на развитие жанра. Зачастую в них фантастика является не самоцелью, а приятным дополнением – приправой к основному блюду. Конечно, здесь можно было бы повести речь о таких шедеврах для детей, как «Мой сосед Тоторо» Хаяо Миядзаки (1988), или о картинах для взрослых в духе «Загадок Некрономикона» Такаяма Хидеки (2000). Однако гораздо логичнее расширить границы жанра в несколько иной плоскости – поговорить о смеси фантазий и реальности.
Одной из первых действительно остросатирических лет был вышедший в 1972 эротический «Кот Фриц» Ральфа Бакши. Башки, выступив в роли змея-искусителя, создал уникальный проект; в нем сцены насилия с участием животных не шокируют, а заставляют улыбнуться и задуматься о смысле жизни (удивительно – но факт!). В 1974 Роберт Тэйлор снял сиквел «Фрица» – «Девять жизней кота Фрица». Несмотря на негативные отзывы критики тех лет, вторая часть немногим уступает первой.
В 1980 Поль Гримо завершил свой самый известный фильм – «Король и Птиц». Работа Поля Гримо, насыщенная символизмом, основана на сказке Ганса Христиана Андерсена «Пастушка и трубочист». Король влюбляется в пастушку и пытается заставить ее выйти за него замуж, однако, она любит трубочиста. Спастись влюбленным помогает птица.
Следующий рывок в развитии жанра связывают со многими лентами, однако, из них всех выделяется, точно гора на фоне равнины, «Босоногий Ген» Масаки Мори (1983). «Босоногий Ген» поставлен по одноименному автобиографичному роману Кейдзи Накадзава, знающего не понаслышке, что такое радиация – он был в Хиросиме, когда город бомбили. Наверное, именно поэтому «Ген» получился гораздо жестче, чем «Могила светлячков» Исао Такахаты и «Когда дует ветер» Джимми Мураками. В 1986 Тосио Хирата создал «Босоногий Ген 2», которой, увы, значительно уступает работе Масаки Мори.
Через год, в 1984, венгерские мастера во главе с Аттилой Даргаи завершили работу над исторической картиной «Саффи». Еще в младенчестве Ионаша и Саффи обручили. Но им не суждено было расти вместе. Ионаш долгое время бродил по миру с цыганами, а Саффи жила у приютившей ее мудрой Цафринки, кою многие ошибочно считали болотной ведьмой…
В 1985 ныне культовый режиссер Мамори Осии произвел фурор, подарив миру «Яйцо ангела». Мультфильм «Яйцо ангела», удивительно близкий по духу произведениям братьев Стругацких, повествует о скитаниях девочки и мужчины по сюрреалистическому миру, в котором можно отыскать даже воплощенного Бога.
Казалось бы, что еще можно сотворить необычного? И тут вновь продемонстрировали свое мастерство венгры. Насыщенная юмором криминальная «Ловушка для кошек» Бела Терновски понравилась не только детям, на которых и была ориентирована, но и искушенным взрослым. Необходимо отметить, что 20 декабря 2007 года Бел Терновски снял сиквел.
На протяжении следующих девяти лет не вышло ни одного фильма, который можно было бы поставить в один ряд с упомянутыми ранее. Только в 1995 режиссер Ёсифуми Кондо, сам того не ожидая, свершил долгожданный прорыв. Его «Шёпот сердца», поставленный по сценарию Хаяо Миядзаки, завораживает своей чистотой – школьница, любящая читать, решает испытать себя и что-нибудь написать. В этой ленте больше реализма, чем фантазий, однако это не делает ее менее значимой. В 2002 Хироюки Морита выпустил сиквел «Шёпота» – детскую сказку «Возвращение кота», лишенную глубины и искренности оригинала.
Опорочив идеалы Миядзаки и Кондо, в 1997 Трей Паркер и Мэтт Стоун сняли сериал «Южный парк», Кунихико Икухаро «Южную революционерку Утэну», а Хуан Антин «Меркано-марсианина». В 1998 вышел полнометражный мультфильм «Южный парк: большой, длинный и необрезанный» про попытку Дьявола захватить наш мир, в 1999 – «Юная революционерка Утэна: Конец Света Юности» про грезы девочек, а в 2002 – «Меркано-марсианин: фильм», в коем главный герой, очутившись на Земле, создает виртуальный мир…
Однако, еще до выхода «Юной революционерки Утэны», «Южного парка» и «Меркано-марсианина», в 1998 миру явил свой талант Сатоси Кон, сняв «Идеальную синеву». Молодая поп-певица Мима Киригоэ стремится покинуть обитель музыки и стать актрисой, при этом она чувствует, что постепенно сходит с ума, граница реальности размываются. Еще дальше в исследовании данного феномена Сатоси Кон пошел в «Актрисе Тысячелетия» (2001), в коей на примере путающей иллюзию и действительность актрисы Тиёко Фудзивара продемонстрировал всю многовековую историю Японии.
В 2001 вышла не только «Актриса Тысячелетия», но и трэшевая лента любимца MTV Билла Плимтона – «Пришельцы-мутанта». Астронавт Эрл Йенсен, находясь на космическом судне, скрестил представителей разных видов. Так появились мутанты, кои, покинув родные пенаты, отправились на Землю, дабы уничтожить всё живое. Любопытно отметить, что в 1997 стартовала его же полнометражка «Я женился на странной личности» о желаниях взрослого человека…
Нельзя забыть и об «Оборотнях» Окиуры Хироюки (2000). Эта лента в жанре альтернативной истории, похожей, что не может не изумлять, отчасти на страшную сказку о Красной Шапочке, повествует о борьбе специального элитного отряда против террористов. Истина, коварство и галлюцинации – вот ингредиенты, из которых создан этот фильм.
Год 2003 был щедр на замечательные ленты. Из них отдельного упоминания в данном контексте заслуживают гротескная история о похищенном спортсмене «Трио из Бельвилля» Сильвена Шомэ и «Однажды в Токио» Сатоси Кона. Главные герои «Однажды в Токио» – трансвистит Хану, беспризорница Миюки и алкоголик Джин находят на улице новорожденную девочку; это событие влечет за собой цепь приключений, в том числе не лишенных мистического оттенка.
В 2004 Трей Паркер, один из создателей «Южного парка», отчасти продолжая традиции, заложенные еще в 1967 в «Сумасшедшей вечеринке чудовищ» Жюля Басса, поставил сатирический кукольный мультфильм – «Команда Америка: Мировая Полиция». В «Команде Америке», где листья пальм из декораций Голливуда, сделаны из настоящих долларовых купюр, высмеивается политика Джорджа Буша, а также основные киноштампы голливудских боевиков. Изрядно досталось и Майклу Муру, создателю политической агитки «Фаренгейт 9/11».
Бойцы подразделения Мировой Полиции, узнав о готовящихся террористических актах, готовы уничтожить мир, дабы добро, как они его понимают, восторжествовало. Взорвав Эйфелеву Башню, спалив Лувр, изувечив сфинкса и египетские пирамиды, они с гордостью рапортуют о выполнении задания. Но однажды гибнет один из членов их команды. На смену ему приходит новый герой...
Желая повторить успех Трея Паркера, в 2005 Рой Ти Вуд завершает работу над снятой в такой же манере лентой «Всем хана!» о профессионалах, спасающих человечество от внеземной угрозы – коварного астероида.
В 2006 поклонники жанра смогли по достоинству оценить две ленты, затрагивающих вопросы, связанные с подсознанием. Это «Паприка» все того же Сатоси Кона, в которой главные герои проникают в чужие сны, и «Железобетон» о двух братьях-хулиганах – Чёрном и Белом, чьи пути однажды разошлись…
Кроме того, в 2006 Джо Бум-Йин сварганил «Ачи и Сипака». Корейские «Ачи и Сипак», взявшие лучшее от японских «Мертвых листьев» Хироюки Имайси (2004), высмеивают все, начиная от «Броненосца “Потёмкина”» и заканчивая «Матрицей». При этом главные герои ленты невероятно напоминают персонажей культового фэнтезийного цикла «Мечи» Фрица Лейбера – Фафхрда и Серого Мышелова.
Стартовавший в 1989 мультсериал «Симпсоны» о приключениях рабочей семьи, состоящей из отца Гомера, матери Мардж и их троих детей Барта, Лизы и Мэгги, в 2007, наконец-то, добрался до кинотеатров. Полнометражка «Симпсоны в кино» Дэвида Силвермана выгодно отличается от обычных невнятных дополнений к мульсериалам, понятным лишь заядлым фанатам. Перед нами не много, не мало, а лента об экологической катастрофе в отдельном взятом месте – городе Спрингфилде.
Но главным событием 2007 года в Японии стали не «Симпсоны в кино», а очередная – на этот раз анимационная – экранизация популярного романа Ясутаки Цуцуя – «Девочка, покорившее время» режиссера Мамору Хосоды. Семнадцатилетняя Макото Конно научилась управлять временем. Оно послушно ее воле. Собственно, при таком раскладе, создатели могли бы снять всё, что угодно, начиная от драмы и заканчивая боевиком. И все же они предпочли сделать добрый фильм о первой любви, ответственности и пришельце из будущего.
Как бы там ни было, к счастью или к сожалению, в настоящее время производство непосредственно фантастических картин постепенно сокращается. Они с трудом находят своего зрителя. Посему чаще всего появляются либо откровенно детские ленты, либо сериалы, в рамках коих порой выходят специальные полнометражные выпуски, не имеющие зачастую самостоятельной художественной ценности.
Завершая обзор анимационных лент прошлого, хотелось бы надеяться, что среди тех мультфильмов, которые появятся в будущем, будет немало шедевров. И НФ/фэнтези не исчезнет, не превратится в жалкие бонусы к художественным фильмам, как произошло с «Хрониками Риддика: Темной яростью» П. Чанга (2004).

Сергей Неграш
Аватар пользователя Сергей Неграш
Голосов пока нет

Добавить комментарий (обзор)