Вы здесь

15.06.2002 00:00    1940    0
         


Фанфик.

В прошлой статье я вскользь упомянул, что русского фенского творчества в сети хоть пруд пруди, и наши отаку отнюдь не чураются искусства изящной словесности. В итоге получаются так называемые фанфики. Теперь поговорим подробнее.
Прежде всего, что есть фанфик? Это н е к о м м е р ч е с к о е произведение, написанное по мотивам любимого аниме.
Ключевое слово здесь - некоммерческое. То есть автор изначально не рассматривает свой труд как средство получения дохода, творит прежде всего для себя, а в перспективе - и для всех тех, кто возжелает ознакомиться с текстом б е с п л а т н о.
До тех пор, пока сей нехитрый постулат соблюдается, автор может спать спокойно. В зависимости, конечно же, от места обитания горемычного автора. К примеру, в Японии не принято таскать по судам фанатов, пока они соблюдают эту неписаную традицию. Традиции, изволите ли видеть…
В Америке возможно что угодно, с учетом любви тамошних аборигенов к получению денег, судясь с кем угодно по поводу чего угодно. Уж если несовершеннолетние дети судятся с родителями, то за фанфик и подавно телегу накатают. Так что если мы читаем американский фанфик, то он обычно начинается с заверений о собственном некоммерческом содержании, о невозможности и беспочвенности совпадений и т.д.
В России же фанфики путешествуют преимущественно в электронном варианте, и о проблеме легальности особо никто не задумывается. В самом деле, маловероятно, что какой-нибудь крупной корпорации вроде Бандай или Пайонеер взбредет в голову, что творчество Васи Пупкина с участием их патентованых героев наносит убыток, и его срочно нужно брать под микитки и тащить в суд. По крайней мере, пока прецедентов не наблюдается…

Ангелы не идут в кочегары…

Для российских фанфиков характерна узкая жанровая направленность. Достаточно покопаться на сайтах, где счет фенских художеств идет на мегабайты, и картина предстает весьма занятная: который год пальму первенства держат «Sailor Moon» с Утеной, следом идут «Fushigi Yuugi», далее - "Slayers" и «Evangelion». Все остальное аниме попадает в категорию вечных оутсайдеров и потому кажется несправедливо обделенным.
Ради интереса решил почитать парочку фанфиков о Сейлормуне, и мимоходом вскрыл любопытную закономерность русского фендома: не зная сериала, фанфик понять невозможно.
Впрочем, не только русского. В большинстве случаев автор исходит из того, что читатель видел сериал, и редко утруждает себя написанием комментариев, глоссария или хотя бы сносок. Конечно, хватает и исключений, но в основном правило соблюдается неукоснительно.
…Я не смотрел ни одной серии вышеупомянутой «Sailor Moon», о чем, положа руку на сердце, не шибко и жалею. Посему фанфики о сей девичьей саги мне показались теорией относительностью, к тому же изложенной на китайском языке для вящей доходчивости. Почитал-почитал, и пришел к выводу, что Борис Иванов был прав. Ему и карты в руки: «Кстати, самый популярный в Москве псевдоним - Харука из ТВ-сериала "Bishoujo Senshi Sailor Moon". Это и понятно - в аниме сравнительно мало более-менее приятных лесбиянок, и выбирать практически не из кого».
Можете себе представить фанфик по т а к о м у сериалу? Неудивительно, что потом появляются эротические опусы типа:
«Голубое платье соскальзывает с плеч. На ней нет бюстгальтера - к этому платью он не нужен. Впрочем, и эти белые шелковые трусики тоже излишни. После концерта кровь бежит быстрее по венам, рождая обжигающую пульсацию под кожей. Она тянется ко мне - и моя одежда бесследно растворяется в воздухе. Уже невозможно разобрать, кто сверху, кто снизу, и твердь земная готова разверзнуться, поглотив исступление разгоряченных тел.»
Сам фанфик лежит здесь: http://fanfics.anime.dvdspecial.ru/Aquarelle/kaze.htm, и пускай по содержанию он выдержан в духе бессмертной «Эмануэли», зато по части стиля еще туда-сюда.
Начал шерстить тексты других фанфиков, имевших несчастье попавшихся мне на глаза во времена шастанья по инету.
О, лепота и загляденье. Куча логических ошибок, нестыковок, а уж о достоверности и говорить не приходится. Хуже содержания оказывается только стиль, вернее отсутствие такового. Куча ненужных повторов, дичайшие нагромождения прилагательных, предложения на поллиста, жутко «утяжеленные» обороты.
Несколько примеров:
http://fanfics.anime.dvdspecial.ru/Matrox/hawaii.txt
«... Хотару сидела перед телевизором, уставившись в экран и не реагируя на внешние раздражители. Она играла в Final Fantasy 7. Хороший вкус, нэ? Тем не менее она отказалась продвигаться по сюжету, а просто бегала и убивала мелких монстров в Мидгаре (несмотря на тот, факт, что должна быть в Миделе), пытаясь получить кольцо Паладина. Голос Минако за кадром: "Но наш рассказ пойдет не об этом..."
С виду вроде все пристойно, но если вдуматься, то видим сразу два ляпа в одном предложении. В упомянутой седьмой фантазии, насколько я помню, есть все что угодно, кроме кольца паладина. И города Мидела...
Открываем следующий фанфик http://fanfics.anime.dvdspecial.ru/Vampire/kaol1.txt) и в самом начале читаем: «В темном гнилом бyнкеpе пpоффесоpа Томое шло совещание. Hа повестке дня стояли два вопpоса: Кyда девать демонов,котоpых yже был полный бyнкеp, и как же пpийти к цаpствy Тьмы побыстpее»
Вдумайтесь во фразу - г н и л о й б у н к е р. Звучит примерно как «чертежи пороха». Если бункер предназначен удерживать демонов, следовательно, построена сия тюряга из бетона, легированной стали или иного футуристического аналога, сиречь - с в е р х п р о ч н о г о материала. Стало быть, гнить он не может при всем желании!!! И второе - если мы хотим прийти к царству тьмы, да еще и побыстрее, зачем пленять демонов?
Далее, черпанем еще разок из того же источника. «Hа совещании пpисyтствовали: Пpоффесоp Томое( впpочем,это был его бyнкеp и было бы стpанно,если бы Пpоффесоpа не было),его ассистент Каолинаит(котоpая в этом бyнкеpе даже ночевала), Юджиал, фоpмально Ме- мет(именно фоpмально:она дочитывала yже тpетью книжкy комиксов) и еще тpи ведьмы,неизвестные ни наyке,ни автоpy»
Обратите внимание на конец предложения. Если ведьмы такие законспирированные, дык, какого хрена они там делают? Кто пустил? И главное: если автору они неизвестны, то как он может знать об их существовании? Особенно если наука блуждает в потемках?
Там же. Короткий перл:
«Лица у девушек были невыразительны, но очень печальны». Смех, да и только, ведь печаль в данном контексте это и есть выражение лица…
Пролистывая другие фенские поделки, заметил, что герои говорят о д и н а к о в о. То есть преподаватель вуза, демон из другого мира и шестилетний пацаненок активно пользуют один лексикон, употребляют одни и те же выражения, даже матерятся однотипно.
Впрочем, все вышеперечисленные ляпы бич многих начинающих авторов. Профессионалы или же более заматеревшие отаку избегают стандартных ошибок, да вот беда - они-то фанфики как раз таки пишут к р а й н е редко. Ну не идут ангелы в кочегары, хоть ты тресни. Не забывайте, фанфик - творчество сугубо бескорыстное.
В этом его плюсы и минусы. Основной плюс - автор раскрепощен до предела, не стеснен абсолютно ничем, в том числе и здравым смыслом. Отсюда и эксцессы, ведь автор творит от избытка чувств по принципу «своя рука владыка».
Тем не менее, в рунете хватает качественных фанатских работ, к примеру здесь http://fanfics.anime.dvdspecial.ru/Assidi/end.txt лежит неплохой фанфик по «Evangelion»-ну. На вскидку пролистал с пятое на десятое, явных багов не нашел.
Увы, мало-мальски качественные работы смотрятся каплей в море общей бездарности. С другой стороны, к допущенным ошибкам нужно относится снисходительно. Даже матерые профессионалы, шакалы пера и вурдулаки клавиатуры временами такое отмачивают, что хоть стой, хоть падай. Приведу пару особо запомнившихся перлов:
«Он бил его ударами дзюдо». Роберт Маккамон, «Песня Сван». (в дзюдо нет ударов, там броски)
«Компьютер мощностью в 10 мегабайт» Дин Кунц «Полночь». (Это просто нечто. Неизвестно, что автор пытался сказать сей сентенцией, но получилось - расстояние измерил в килограммах).
Уместнее сказать - вурдулаки наших с вами кошельков. Погоня за деньгами не всегда дисциплинирует, и если автор пишет за деньги, не всегда означает что он пишет х о р о ш о. Тем паче, что на вкус и цвет товарищей нет.
Отсюда - вывод. На всякого мудреца довольно простоты… не будим судить фанатов строго, ошибок не делает только Господь Бог. Из людей же стоит вспомнить того парня с дикого запада, некогда бросившего сквозь стиснутые зубы - «Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет». И был, бесспорно, гением. А зубами скрипел, потому что музычка была ну очень не ахти…
Со временем отаку либо учится писать, либо охладеет к аниме и забрасывает сие неблагодарное дело. Либо становится профессионалом и пишет уже не об аниме. Впрочем, как я отмечал в предыдущей статье, на этом поприще возможно все…

Почему фанфик?

Итак, фанфики пишут об аниме, пишут их отаку. Это, казалось бы, очевидно, но вот возникает интересный вопрос - а почему именно фанфик? Почему в большинстве случаев творческий путь пишущего отаку начинается с фанфика? Не проще ли написать обзор о любимой аниме да и разместить на каком-нибудь сайте вроде нашего?
Оказывается, не проще. Как показывает безжалостная практика, даже на фенских сайтах существуют определенные требования по части к а ч е с т в а предоставляемого материала. Самые серьезные - к статьям, ну а на фанфики обычно смотрят сквозь пальцы.
Поэтому многие отаку и начинают с них свою литературную деятельность. Фанфик становится для анимешника как бы курсом молодого бойца. Хорошо, если в кругу знакомых автора присутствует толковый редактор или просто знающий и начитанный человек, способный указать на неточности, ляпы, издержки орфографии. Тогда, глядишь, автор от работе к работе совершенствуется, пишет лучше и лучше. Разумеется, если умеет держать удар, учится на ошибках, выискивать свежие идеи… Кроме того, критику зачастую высказывают в нелицеприятной форме.
Очень пользительно, если окружающие, прочитав очередные вирши новичка, реагируют ж е с т к о. Дескать, все мы тут свои, нечего миндальничать, а потому - получай разгромную рецензию. Гораздо хуже, если спеца нет или читатели откровенно льстят, говоря, как это круто и вообще лучшего мы не бачили. Оно и понятно - друзья как никак, зачем ссорится? Тогда автор продолжает писать в том же ключе, не меняясь ни на йоту. Он может годами выдавать низкопробное чтиво, каковое, естественно, не уходит дальше круга общения.
И тем страшнее миг п р о з р е н и я. Вплоть до психологической травмы, бессонных ночей и валерьянки… Глаза открываются, когда наконец заезжий филолог без обиняков и недомолвок высказывает незадачливому автору свое мнение, ни сколечко не щадя чувств последнего. Обычно вердикт мастера эквивалентен удару кувалды промеж глаз.
Сможет ли пишущий п о д н я т ь с я - зависит только от него…
По мере обретения мастерства и выработки собственного стиля пути пишущей братии расходятся. Одни оседают в интернет-журналистики, другие подаются в редакторы, кое-кто подвязывается в бумажных изданиях…. А фанфики вспоминают с мимолетной улыбкой на лице, как ветераны былые сражения, а дамы - ветряную молодость.

Коммерция.

Фанфики пишут не только по аниме. В основном сей феномен имеет место быть, когда вышла какая-та ультра популярная книга, фанаты жаждут продолжения, а автор отказывается мучить полюбившихся героев новыми мытарствованиями. И тогда незамедлительно появляются фенские версии развития событий.
Самое интересное, что вот это творчество носит уже ярко выраженный коммерческий характер. Или становится таковым с подачи заинтересовавшихся книгопечатников. Хрестоматийный пример сего нехитрого тезиса можно найти по адресу: http://harrison.h1.ru/.
Это сайт, посвященный известнейшему фантасту Гарри Гаррисону, заходим в раздел под названием «библиография». И что мы там видим?
Цитирую:
«Мир смерти (The Deathworld Trilogy)
1.Неукротимая планета. (Deathworld (1960) [= Deathworld 1])
2.Этический инженер. (Deathworld 2 (1964) [= The Ethical Engineer])
3.Конные варвары. (Deathworld 3 (1968) [= The Horse Barbarian])
4.Линкор в нафталине. (The Mothballed Spaceship (1973)) Рассказ.

Возвращение в Мир Смерти (Return to the Deathworld)

1.Возвращение в Мир Смерти. (Return to the Deathworld (1997), написал Ант Скаландис (Антон Молчанов) как Гарри Гаррисон)
2.Мир Смерти против флибустьеров. (Deathworld vs Filibusters (1998), написал Ант Скаландис (Антон Молчанов) как Гарри Гаррисон)
3.Мир Смерти и твари из преисподней. (Creatures from hell (1998), написал Ант Скаландис (Антон Молчанов) как Гарри Гаррисон)
4.Мир смерти. Недруги по разуму. (Deathworld 7 (2001), написал Михаил Ахманов как Гарри Гаррисон)»

Присмотритесь к сериалу Возвращение в Мир Смерти. «написал Михаил Ахманов как Гарри Гаррисон». Это, вообще, как понимать?!
А так и понимать. Писал фанат, а потом нашлось издательство и благополучно выпустили а п о к р и ф. Конечно же, не благотворительности ради, а преследуя собственный шкурный интерес. Еще бы, о Гаррисоне у нас слышали все, особенно любители фантастики старой закалки, порадуем же их новым сериалам. Вот и порадывали, и даже честно указали, что писал, мягко говоря, не совсем Гаррисон.
Точнее - совсем не Гаррисон. Эдаким вот макаром «Мир Пауков» Колина Уилсона изначально вышел в трех томах, а остальные семь (или больше, точно не помню) дописывали фанаты. Издавали, соответственно, издатели…
Бывало и хуже. На обложке гордо красуется имя именитого писателя, а писал вообще неведомо кто. Естественно, оригинальный автор ни сном, ни духом не подозревает о том, каким простите, раком, ставят его героев сиволапые фанаты, убого тщащиеся скопировать почерк м а с т е р а. Тому печальный пример - четвертая часть «приключений Флинкса». Оригинальная трилогия вышла из-под пера Алана Дина Фостера, а вот кто писал четвертый том - тайная сия велика езмь…
Основной минус н е оригинальных продолжений гениально показал Эдуард Успенский в одном из мультфильмов о Прпостоквашино. Помните сцену? Решил дядя Федор письмецо родителям черкануть, отвлекся…пришел барбос Шарик, решил подмогнуть хозяину да и внес посильную творческую лепту - дописал немного о своих проблемах. Про то, что у него, видите ли, «мохнатость повысилась», да понимаешь, «хвост отваливается». Фанаты не всегда творят в одиночку, чуть позже в горницу ввалился с о а в т о р. Сиречь кот Матроскин.
Он увидел недописанное письмо на столе, и вдохновенно мурлыкая, кинулся царапать о своих горестях….Неудивительно, что по получении сего фенского творчества, родители бедолгаи Федора немедленно нагрянули в Простоквашино и порезвились там на манер эсэсовцев в захваченной деревушке…
Отсюда проистекают две нехитрые истины.
Первая. Продолжение, особенно фанатское, обычно отличается от оригинала как стул от электрического стула. В народе про такие п р о д у к т ы говорят не Богу свечка, ни черту кочерга. Или еще короче, но непечатно.
Вторая. Фанаты оригинала нередко очень злобно реагируют на продолжения. Думаете, почему у знаменитого Николая Перумова не хватает переднего зуба? То память о встрече с ортодоксальными последователя Толкиена темной ночкой в питерском переулке…
А как в Японии? По слухам, в стране восходящего солнца нередки случаи, когда по аниме создается п р о и з в е д е н и е, а потом по произведению снимается очередная часть/сезон аниме. И не обязательно фанфик, толчок может дать и видеоигра.
За примером далеко ходить не надо, вспомним лишь Vampir Hunter D. В конце 80-х сделали рисованный фильм, а потом компания JVC выпустила на плейстейшен одноименную игру. Прошло лет так не сколько и уже по и г р е стали ваять вторую часть фильма, имя которому Vampir Hunter D Bloodlust. Получилось, кстати, весьма достойно…

Другое творчество или 20 мегабайт о себе любимом

Творчество российских отаку неудержимо рвется на безбрежные просторы инета и фанфиками не исчерпывается. Еще наши отаку любят клепать домашние странички. Именно клепать, поелику энтузиазма выше крыши, а вот со знаниям напряг. Равно как и с дизайнерскими способностями.
Вот и получается нечто, грузящееся м и н у т а м и и пугающее жуткими колерами в духе даже не великого художника Незнайки, а пожалуй взбесившегося хамелеона.
Количество страничек потрясает воображение. Иногда кажется, что каждый отаку, имеющий хоть самый дохлый доступ в паутину, первым делом начинает создавать собственную домашнюю страничку по принципу «20 мегабайт о себе любимом».
Не только о себе, но и о друзьях, и о просмотренной аниме, и конечно же, о планах на ближайшее будущее. Увы, окромя упомянутых друзей на сию страницу никто не ходит, в том числе и сам автор, как бы парадоксально сие не звучало. Нет, по началу обновления идут чередой, но буквально через несколько недель энтузиазм сходит на нет, и в инете становится одной могилой больше.
Бывает иначе. Страница не предается забвенью, совершенствуется, и в итоге перерастает в н е ч т о. Это может быть новостной сайт, магазин, архив фанфиков или все вместе. Повторяется ситуация с пресловутыми фанфиками - кто-то поднялся, а кто-то нашел занятие поинтересней…

Послесловие.

Российские отаку во многом напоминают бермудский треугольник. Как и пресловутое вместилище загадок на море-окияне, нас можно исследовать до бесконечности, и что-то всегда останется недосказанным. Потому-то на нашем сайте будет еще много статей не столько об аниме, сколько о тех, кто ее смотрят.

Nomad
Аватар пользователя Nomad
Голосов пока нет

Добавить комментарий (обзор)