Вы здесь
Большое спасибо Bigmanу, за помощь!
К концу нулевых благодаря запущенному компанией МС процессу популяризации аниме и доступному интернету, пришедшему в каждый дом, российский фендом стал увеличиваться не благодаря аниме-клубам или перетеканию людей из других сообществ (ролевики, геймеры, меломаны), но появлению «казуального» зрителя. Неожиданно обнаружилось, что эта новая аудитория имеет свой вкус, свои взгляды и свои потребности.
Как это случилось? Поменялся сам интернет. 2007 год стал не только годом расцвета популярности аниме, но и принес новые явления в сети: социальные сети, многочисленные видеохостинги и общее увеличение длины роликов в «ютубе».
Мало того, что поиск контента сильно упростился, так новички получили возможность смотреть Naruto или One Piece непосредственно в дни выхода, часто с российскими субтитрами, а спустя несколько дней - уже с российской озвучкой. Озвучивание, часто многоголосое, стал получать даже хентай.
Резко выросла популярность и связанных продуктов в интернете (манга, календари, мерчендайз). Однако на задний план резко отступило то, что сейчас презрительно называется «виабушной увлеченностью» - бросание японскими терминами, поиски «смыслов» и «культурных кодов», все это было более подробно осписано в статье «анимешный элитизм». Людей, рассуждающих о Японии как о «стране эльфов», часто поднимали на смех. Образ «старожила фендома» из мудрого знатока тайн японской анимации превратился в полнеющего вечного подростка в застиранных джинсах и вытянутой майке с логотипом любимого аниме.
Мало того, в фендом стали попадать люди, которые реально бывали в Японии, что сделало жизнь старожилов еще более неуютной - многие запретные или идеализированные темы стали предметом обсуждений.
Старожилы пытались реагировать, создавая блоги уровня «Сак Май Ня» или «Чигау Ниппон», однако идея не выгорела. Разница между реалистичным подходом и попытками набрать шок-контент заключается в том, что первый приедается, а второй становится источником достоверной информации, к которому часто апеллируют (что еще больше поднимает популярность).
Именно это сломало «карьеру» ряда популярных в начале «нулевых» блогеров (к примеру – Шуклина), поскольку к их судорожным попыткам сохранить свою популярность, ничего при этом не меняя, относились с плохо скрываемым презрением (или игнорированием).
Одновременно произошло разделение понятий «анимешник» и «отаку». Причем «отаку» анимешников считали «несерьезными фанатами», а анимешники отаку – сумасшедшими (заметим, то и другое не без оснований). Среди отаку появилась стремление выдать аниме как нечто сакральное, среди анимешников – оно рассматривалось как модное увлечение. Истина, как водится, лежала посередине.
Интересно что «серьезный» бизнес плохо отслеживал ситуацию, и в тот момент, когда популярность аниме достигла пика, аниме практически исчезло с популярных телеканалов, уйдя на второстепенные. В прочем аудитория, на которую мог бы ориентироваться бизнес, была на тот момент не готова платить за свое хобби. В самом деле, зачем покупать, если можно скачать бесплатно. Издатели постепенно переламывали этот подход, но до «рынка манги» ох, как далеко.
В качестве обратного примера можно привести западные комиксы, которые изначально приходили в Россию как коммерческий проект. Да, там так же присутствовал поиск скрытого смысла (вспомним Бэтмена), но заявления о том, что комикс - сакральный продукт, было практически не слышно.
Фендом прошел через расцвет фестивалей «старого стиля», сконцентрированного на сцене, и упадок интереса к ним из-за исчерпанности идей. Сейчас среди новой волны организаторов идет поиск «нового подхода». Скорее всего, он не будет «особым русским путем КВНа», а чем-то вроде европейских конов, более ориентированных на коммерческую составляющую и сближение автора с его потребителями.
Меняются и блогеры, потому как монетизация своего хобби заставляет четко понимать своего читателя. В качестве блогеров «новой волны» можно привести в пример кубу777 или проект Анидаб (анкорд), которые стремятся максимально широко перекрыть потребности читателя.
Косплееры начали выделяться в отдельное направление, можно даже сказать в отдельное сообщество, не делающее различий между аниме, мангой, играми или кино.
С начала 2010 года отмирание старого подхода и победа нового стала более очевидна. Причин тому множество, и не последняя из них в том, что основная масса старых фанатов банально перешагнула порог тридцатилетия и сконцентрировалась на других задачах.
Для внутреннего наблюдателя из активно вовлеченных в тусовку людей это создало образ «умирающего фендома». Нельзя отрицать, что коммерческий интерес к аниме непрерывно падает, а у оставшихся игроков на рынке банально нет средств, чтобы вновь его раскачать. Но, с другой стороны, достаточно посмотреть на бешено крутящиеся счетчики просмотров на видеохостингах, и динамику количества скачиваний - чтобы понять, что аудитория есть, и она значительно шире, чем раньше. Вопрос лишь в том, как ее привлечь и консолидировать.
Недавняя история с «последний фильмом Наруто» показывает, что вероятность появления новых специализированных игроков на рынке аниме довольно мала, однако этот, безусловно, интересный, хотя и неэтичный, социальный эксперимент показал, что мобилизовать аудиторию можно. Вопрос в рецепте.
Таким образом, несмотря на многочисленные болезни и проблемы фендом из довольно типичного «российского» образа увеличения для избранных (который преследовал все фендомы без исключения на постсоветском пространстве) пришел не к «японскому» стилю «конченных» отаку, а к европейскому варианту «еще одно хобби для странных людей» красиво описанному в «Теории большого взрыва». Главное - не быть Шелдоном.
Добавить комментарий (обзор)