Вы здесь

01.07.2004 00:00    2292    0
         

Связующий термин: 

Ни для кого не секрет, что понятие "Happy End" в аниме зачастую весьма относительное. Многим именно это в нём и нравится. Гибель главного героя, его близких или буквально "гамлетовская" развязка - всё это давно перестало удивлять. Эта статья - попытка разобраться, какую роль играет смерть в аниме. Сперва приведу своеобразный перечень аниме, в которых смерть играет не последнюю роль.

"Драма". Бывают аниме, в которых с самого начала задаётся мрачный тон, и развитие сюжета это только подтверждает. Режиссёр тщательно создаёт атмосферу обречённости, неизбежного трагичного финала, к которому медленно, но верно приближаются главные герои. Характерным примером является "Х" (move), который многие называют "готическим" аниме. Гибель практически всех героев, на фоне наступающего Апокалипсиса, уцелевший главный герой который сам не рад, что остался жив. Авторы поставили себе цель рассказать грустную сказку, и Смерть является частью происходящей на наших глазах драмы.

"Война". Бывают аниме, в которых кровь, трупы и гибнущие люди являются лишь фоном, на котором происходят основные события. В этом случае стоит вспомнить "Hellsing". В финале практически все герои как первого, так и второго плана остаются живы, хотя зритель подсознательно не исключал их гибели. Один мой знакомый, любитель "мрачных" аниме здорово разочаровался в "Armitage", так как, по его мнению, было бы логично, если бы главная героиня погибла бы в финальной схватке.

"Неожиданный поворот". Бывают аниме, которые, как говорится, "начинаются за здравие….", а заканчиваются совсем не так. Я встречал немало людей, которые, не досмотрев "Trigun" до 12 серии говорили о нём как о комедии, а некоторые из-за этого даже бросали смотреть, мол - "комедия, не серьёзно". Сам в своё время пережил лёгкий шок по этому поводу. "Cowboy Bebop", который на последних сериях начинает стремительно скатываться к трагичной развязке - тоже хороший пример такого аниме. В этом случае авторы, похоже, решили лишний раз таким способом показать зрителю что "не всё так просто в этом мире", и ещё раз дать возможность подумать о ценности человеческой жизни.

"Всё закончилось хорошо". Бывают аниме в которых смерть - это ещё одна ступень, которую необходимо переступить главному герою на своем пути. Тут создатели частенько делают хитрый финт ушами, оживив погибших героев на последних минутах своего творения. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить некую Банни Цукино, погибшую в смертельной схватке с врагом в последней серии первого сезона сериала, и воскресшую буквально на последних минутах оного вместе с товарищами по оружию. Интересно, появились бы "муняшки" если бы этого не произошло? Или "чудесное" появление главного героя в последней серии, трагически погибшего ранее в сериале "Ayashi no Ceres". Достаточно спорное окончание "Video girl Ai" - тоже неплохой пример такого метода, да и нашумевший в том году "Wolf's Rain" своей концовкой что-то подозрительно напоминает. Кто-то может сказать, что это сделано для того, чтобы "девочки не плакали" и во многих случаях будет прав, однако есть не одно аниме, где смерть явилась последним испытанием для главного героя.

"Всё с начала?". Довольно много прецедентов когда смерть становится лишь отправной точки для начала приключений. Герои продолжают цепляться за свою "ушедшую" жизнь и, либо пытаются вернуть утраченное, либо полностью отбросить, создавая новую в попытках переделать самих себя. Иногда прошлая жизнь или жизни всплывают, руша устоявшееся бытие героев и тогда проблема смерти встаёт перед ними с новой силою. Старуха с косою манит пальчиком и слащавым голосом как бы спрашивает: - "а давай ещё разок?". Наиболее знаковым примером можно выделить такое произведение, как "3х3 Eyes".

"Смерть, которая многое изменила". Бывают аниме, в которых смерть показала себя задолго до начала повествования, однако произошедшее продолжает влиять на события заставляя героя сворачивать в ту, или иную сторону по его дороге жизни. К примеру, гибель близкого ему человека, после которой он посвящает всего себя мщению.

Смерть персонажей аниме - отдельный разговор.

Бывают персонажи, которые просто гоняются за этой самой смертью, лезут на рожон, а смерть проходит мимо, забирая тех, кто умирать совсем не собирался, или выжидает пока герой поймёт, что ему есть ради чего жить, а потом наносит свой удар. Такая своеобразная насмешка судьбы.
На тему "стремления к смерти" хорошо было сказано в GTO, одной девушке по имени Уруми Канзаки неким Онизукой. Там хоть никто и не погиб, однако смерть была рядом, и тот кто думал, что ему всё равно, осознав эту близость раскаялся. "Ну что, как на счёт возвращения в протеин? Чёрт! Что за дурацкие слова - "Я не боюсь умереть?"
Отдельно хочу упомянуть "Bastard!!!", в котором главного героя "убивали" чёрт знает сколько раз, а он "воскресал" как ни в чём не бывало.
Бывают персонажи, философски относящиеся к жизни и смерти, вроде того самурая из "Rurouni Kenshin", который постоянно утверждал и умер со словами, что жизнь лишь игра.

Разумеется, разговор коснется и о тех, кто умирает в аниме чаще всего - о злодеях.

Помимо изначально обречённых на кончину в последних сериях аниме злодеев, существует ряд персонажей, которых авторы с легкость отдают на заклание по разным причинам.
Как правило, у главного злодея есть окружение, а в оном окружении есть тайно, или явно влюблённая в него "плохая" барышня, смерть которой обычно обставляется с большой тщательностью, с моей точки зрения для внесения ещё большего драматизма. В этом смысле особенно отличилась СМ, где оные барышни появлялись довольно часто, да и в "Record of Lordoss War", к примеру, тоже не отстали, разница только в том, что в последнем случае сцена была обыграна тоньше.
Не брезгуют создатели аниме вставлять в свои произведения такой шаблонный американский персонаж - "Друг главного героя, которого убьют, чтобы было за кого мстить, проорав NOOOO!!!!!!! над его бездыханным телом". Правда, надо отдать им должное, зачастую играют они гораздо тоньше заокеанских режиссёров и сценаристов. Примеров можно привести множество "Затерянная Вселенная" (Lost Universe), "Вандреад" (Vandread), Scryed.
Бывают случаи когда убив одного из персонажей, создатели аниме решают таким образом проблему "любовного треугольника". Такой приём иногда используется в литературе, или кинематографе.
Кроме второстепенных и случайных персонажей, гибель которых должна лишь лишний раз подчеркнуть что "всё серьёзно", коварные авторы частенько жертвуют теми, к кому зритель успел здорово привязаться за время просмотра ради "драматизма момента". Которые никак не походили на "жертвенных" персонажей, которых со временем начинаешь быстро распознавать. К сожалению, частенько это делают в и так далеко не "самых" вещах, так сказать, пытаясь следовать поговорке режиссёров "хочешь сойти за умного - сделай мрачный финал", чем только усугубляют сложившееся отрицательное впечатление.
Многие создатели аниме специально вводят смерть как антураж, психологический задний план или сцену в своих произведениях. Это позволяет отбросить сложившиеся отношения, ведь любой из персонажей не зависимо от того главный он или второстепенный может умереть в любой момент. И тогда герои становятся просто одними из многих, просто "везунчиками", которые по воле авторов ещё живы. И тогда происходят метаморфозы нашего отношения к окружающим героя людям и существам. Начинаешь понимать, что главный герой всего лишь статист назначенный авторами, чтобы его глазами мы могли видеть этот мир, его подноготную звериную сущность и смогли правильно оценить то человеческое, что ещё осталось в людях… любовь… самопожертвование… доброту… И тогда для вас главным героем может стать не признанный толпою красавец в плаще, а солдат идущий вперёд, у которого за спиною убивают его товарищей и надеющийся что в конце пути ему тоже повезёт, и он сможет успеть сказать: - "Алукард, пожалуйста, как человек, как член организации Хелсинг, ПРОШУ ТЕБЯ!" Цена человеческой жизни возрастает многократно и в то же время обесценивается со скоростью выпущенной пули. Герои бродят на грани "не убий" и "убий" подчас оставляя за собою кровавые разводы, а сделав свой выбор мучаются фантасмогонистическими снами в попытке "тогда" нажать на курок. И всё равно, однажды "тогда" возвращается - проблема выбора встаёт ещё с большей жестокостью, разрывая душу когтями. "Девочка разделась и подошла к кровати матери. Она лежала в странной позе и лицо её закрывал капюшон. Мама, какие у вас большие уши. Мама…Мама… "выстрел"" (с) Jin-Roh. Авторы никогда не дают ответов на то, кто прав и как поступить. Таких ответов просто нет. Кто-то закрывается щитом долга, кто-то отбрасывает всё, лишь бы только выжить, а некоторые назло всёму остаются людьми даже после смерти, как было в "Могиле светлячков" (Grave of the Fireflies). Зло не имеет ясных очертаний. То что "Добро видно всегда" - тоже заблуждение. Посмотрите "Ночных воинов" (Night Warriors) - Тьма вокруг, но на грани всеобщего уничтожения встают самые, что ни на есть отверженные, те, кому в нормальное общество и дорога то заказана.

И так всегда, Добро и Зло! А по середине Смерть… Оказывается, выбора-то три, но последний всё равно ничего не меняет.

Тень
Аватар пользователя Тень
Ваша оценка: Нет Средняя: 10 (1 оценка)

Добавить комментарий (обзор)