Вы здесь
Я давно намеревался рассказать читателям нашего журнала хотя бы о некоторых представителях игровой индустрии страны восходящего солнца. И к совершению подвига этого меня подтолкнуло письмо человека, скрывающегося под ником Rizael, так что все благодарности в его адрес. ^_^ Если вам незнакомо такое понятие как "видеоигра" - не читайте эту статью. Я поставил перед собой цель с помощью данного материала заинтересовать российских геймеров малоизвестными проектами Square, так как многим она известна лишь по раскрученному сериалу Final Fantasy, и просто напомнить остальным о том, сколько вкусностей вышло из-под "пера" этой противоречивой японской студии.
Square. Это название знакомо если не всем, то уж точно практически всем любителям видеоигр. Тем не менее, мало кому известны некоторые интересные подробности из жизни этой загадочной "коробочки Пандоры", из которой постоянно сыплются на головы страждущих фэнов сиквелы до боли знакомых сериалов, одиночные шедевры, а, порой и провальные во всех отношениях этого слова проекты.
Компания была образована в середине 80-х годов. Специализировалась она в то время на играх для такой экзотичной для русского игрока консоли, как Famicom Disc System. Игры для этого порождения японской инженерной мысли выпускались на обыкновенных дискетах (вот ужас-то!), что несколько отпугивало от неё потенциальных игроков. Потому и широкого распространения приставка не получила. Единственное, что мне удаётся вспомнить навскидку относительно Square'вских произведений того времени это - Deep Dungeon - некое подобие ролевой игры, которое с нынешним пониманием данного жанра не вяжется совершенно.
Ситуация, сложившаяся к 1986 году, не очень радовала руководство Square. Несколько неудачных проектов на новую восьмибитную консоль от Нинтендо (NES), такие как Freeway Stars, Hanjuku Eiyuu, J.J., Thexder, King's Knight , не принесли практически никакой прибыли. Компания оказалась на грани банкротства. И, наверняка, начальство сделало бы себе сеппуку, если бы не талантливый и одержимый своими идеями Хиронобу Сакагучи (одно его имя должно вызывать священный трепет у поклонников японских ролевых игр). Компания сделала последнюю ставку на его собственный проект Final Fantasy (думается мне, что своё название игра получила именно потому, что это была последняя надежда всей компании). Игра эта появилась в конце 1987 года и, как ни странно, вызвала большой ажиотаж среди японских геймеров. Square тихонько радовалась такому повороту событий и создавала в своих секретных лабораториях продолжение удачного воплощения "фантазии" Сакагучи. За первой частью последовала вторая (1988), затем третья (1990). Компания всё больше разрасталась, расширяла свои технологические базы, набиралась опыта и заручалась поддержкой талантливых людей из области дизайна и программирования. Сакагучи пригласил своего друга, композитора Нобуо Уематсу принять участие в создании его игр. Тот охотно согласился, что привело к появлению в сериале Final Fantasy потрясающего саундтрека.
Чем же сериал Final Fantasy отличался от остальных игр того времени? Да тем, что в этой игре был хоть какой-то сюжет, отличный от шаблона "замочить злодея и спасти принцессу", чем, кстати, в то время грешил конкурирующий проект от компании Enix - Dragon Quest. В ней было всё то, чего японским геймерам не хватало все эти годы. Именно общая необычность, какая-то едва уловимая загадочность и романтичность Final Fantasy заставляла людей играть в неё, высунув язык, порой целыми днями не отрываясь от приставки.
И тут внезапно появилась долгожданная, многообещающая и жутко навороченная по тем временам консоль - Super Nintendo Entertainment System. Шестнадцатибитная графика, звуковой процессор, по сравнению с которым NES'овский писк просто "нервно курил в сторонке", большой объём картриджей - всё это открывало огромные возможности для всех без исключения разработчиков видеоигр. Square, являющаяся партнёром Nintendo, начала спешно выдавать один шедевр за другим.
Так появились такие игры, как:
Final Fantasy 4 (1991) - в Америке она была известна под названием FF2 (англоязычная версия специально была облегчена для "особо талантливых" американских детей).
Final Fantasy 5 (1992) - что про неё сказать? Игра потрясающая!
Romancing SaGa (1992) - не уступающая по сюжетным перипетиям своей предшественнице FF, игра эта в дальнейшем обрела продолжение аж в трёх частях (SaGa Frontier - её потомок).
Secret of Mana (1993) - также, сказочный сериал, который стал жутко популярным в Японии и по всему миру (названия последующих частей звучало, как Seiken Densetsu и Legend of Mana).
Final Fantasy 6 (1994) - в штатах известная под названием FF3. Игрушка получилась жутко серьёзной, сбалансированной и увлекательной, и многие её до сих пор считают самой лучшей частью сериала.
Live a Live (1994) - немного странная ролевая игра, которую только недавно перевели на английский некие энтузиасты.
Secret of Evermore (1995) - красивая и загадочная ролевушка. По тем временам в техническом исполнении могла уделать кого угодно.
Chrono Trigger (1995) - игра настолько необычная и качественная, что имя её до сих пор многие вспоминают с блаженной улыбкой на лице. Путешествия во времени и влияние тем самым непосредственно на развитие сюжета - ну где вы ещё такое встречали?
Treasure Hunter G (1996) - с её отрендерёнными заранее персонажами и качественной анимацией смотрится шикарно и по сей день.
Bahamut Lagoon (1996) - легендарная ролевая игра, о которой мечтали те, кто не был знаком с японским языком, а перевели её на читабельный английский лишь несколько месяцев назад.
Super Mario RPG (1996) - безбашенный проект Square в сотрудничестве с Nintendo, в котором водопроводчик-авантюрист бесстрашно расправляется с толпами негодяев в сказочном мире путём пошаговых баталий, перекочевавших сюда из Final Fantasy.
Radical Dreamers (1996) - на экспериментах с Марио Square решила не останавливаться и создала этот противоречивый проект, игру представляющую из себя текстовое приключение, снабжённое статичной графикой и сильнейшим сюжетом.
Для Square это было золотое время. На SNES компания выпустила просто огромное количество игр, и перечислить все у меня просто нет возможности. Как вы могли уже понять из вышесказанного, компания стала осторожно продвигать некоторые свои проекты на запад. Так о сериале FF узнали в Америке, хотя там вышли только части с четвёртой по шестую, да и то - под другими названиями, что до сих пор вводит многих игроков в заблуждение. Нинтендо попросту боялась издавать эти игры на западе, считая их слишком сложными для американских подростков (про русских тинэйджеров и вообще разговора не было).
На горизонте уже маячила новая сверхмощная консоль под названием Nintendo 64. Square на полных парах ваяла седьмую часть своего главного сериала - Final Fantasy. Но тут происходит следующее: японский электронный гигант Sony выпускает на рынок приставку нового поколения, как вы, наверное, уже догадались, речь идёт о Playstation. Square, соблазнившись предложениями Sony, разрывает контракт со своим давним партнёром Nintendo, и убегает в сторону многообещающих модных носителей информации в лице компакт-дисков.
Уж тут дизайнеры разворачиваются по полной программе, позволяя себе то, чего никогда бы не решились сделать, работая с Нинтендовскими картриджами. Игра вольготно развалилась на трёх дисках (плюс один бонусный). На дворе был 1997 год. Final Fantasy 7 получается настолько эпохальной, что Square тут же становится известной на весь мир. До сих пор FF7 является во многих отношениях недосягаемым идеалом в геймплее, стилистике, сюжетных заморочках, бонусах, секретах. А смерть Аэрис (извините за спойлеры) породила доселе неведанные чувства в рядах геймеров. Чувство растерянности, боли, чувство, что у тебя забрали что-то очень дорогое. Ещё никто и никогда так не переживал из-за гибели персонажа видеоигры. (прим.ред.-Если не считать смерти Alys, главной героини Phantasy Star: The End of the Millennium (IV) выпущенной на консоли Sega Genesis в 1994 году.) Этот случай, пожалуй, стал самым беспрецедентным за всю историю существования сериала. Final Fantasy 7 подогрела интерес зарубежной аудитории к японским играм вообще, что сыграло на руку как самой Square, так и остальным фирмам, занимающимся разработкой ролевых видеоигр.
Компания крепко стояла на ногах. Руководство и не думало почивать на лаврах. Square продолжала свои рискованные эксперименты с предоставленным в её распоряжение оборудованием - Sony Playstation.
На свет появляются следующие проекты:
Tobal (1996) - странный файтинг, созданный в сотрудничестве с подающей надежды компанией Dream Factory. Главным дизайнером этой игры стал небезызвестный Акира Торияма, ранее уже засветившийся в Square'вской Chrono Trigger.
Tobal 2 (1997) - продолжение непонятного файтинга со встроенной ролевой игрой. Square сделала невозможное и выдавила из приставки такую производительность, что у многих специалистов зашевелились волосы в подмышках.
Bushido Blade (1997) - компания жутко увлеклась файтингами. Не без помощи студии Lightweight на свет появляется симулятор самурайских поединков на мечах. Происходит всё это в феодальной Японии. Непонятное управление, отсутствие какого бы ни было индикатора оставшейся жизненной энергии, и всего один выверенный удар, требующийся для убийства соперника - всё это вывело файтинг из ряда стандартных поделок в высшую лигу игр и сделало одним из самых амбициозных проектов года.
Einhander (1997) - неожиданный проект скроллинг-шутера совершенно не вяжущийся с образом серьёзной игровой конторы, который сложился в головах геймеров всего мира. Тем не менее, игра получилась очень интересной и красивой.
Final Fantasy Tactics (1997) - ответвление главного Square'вского сериала. Тактическая ролевая игра с сильнейшим геймплеем, сюжетом и кучей секретов, разбросанных по ней. Игра ставшая легендой и объектом для многочисленного плагиата.
Soukaigi (1998) - истинный шедевр, который так и не увидел никто, кроме самих японцев. Красивейшее трёхдисковое приключение, события которого разворачиваются в постапокалиптической Японии.
Parasite Eve (1998) - сбылась давняя мечта Хиронобу Сакагучи. Он всегда хотел сделать игру, похожую на фильм. У него это получилось неплохо. Только вот внимания самому фильму уделили гораздо больше, чем игре. В остальном - замечательный мистический ужастик.
Xenogears (1998) - противоречивый проект, затрагивающий сложнейшие философские вопросы. Игра очень увлекательная, красивая, затягивающая. Впервые за историю Square в ролевушке применяются одновременно две боевые системы.
Chrono Cross (1999) - долгожданный сиквел Chrono Trigger'a. Фанаты приняли новый облик игры на ура. Создатели полностью оправдали их ожидания.
Racing Lagoon (1999) - ну этого точно никто не ожидал! Ролевая игра - автосимулятор. Плохенькая графика, сюжетец никакой, зато, сколько в игре новаторских подходов и свежих идей! Награду разработчикам за смелость в воплощении своих мыслей.
Vagrant Story (2000) - игра настолько стильная и выдержанная в мраке готического средневековья, что просто диву даёшься! С графической точки зрения легко уделает всё виденное вами до этого.
Я намеренно пропустил многие не менее крупные проекты, так как хотел рассказать только об особо выделившихся среди них.
Стоит упомянуть и опыт Square на поприще создания кинофильмов. Всем известный проект, под названием Final Fantasy: the Spirits Within принёс компании такие убытки, что Сакагучи был вынужден оставить свой пост президента. Хотя, по его заверениям, он остался доволен своим детищем (честно говоря, мне тоже понравилось, хотя, возможно, я оценивал фильм с точки зрения визуального воплощения, а не сюжета). Такие неудачные эксперименты случались у Square и раньше, но в подобных масштабах - это впервые. Следующий провал был связан с онлайновой службой PlayOnline и выпуском сетевой игры Final Fantasy XI - брешь в бюджете Square только увеличилась, но компания не желает сдаваться, и это очень воодушевляет.
Ещё одна ложка дёгтя. В последнее время, фанаты Square начали замечать то, что компания просто жертвует качеством своих продуктов ради их количества. Появляются различные халтурки, эксплуатирующие известные раскрученные марки, как то серия игр про Чокобо (один из символов сериала FF) или Ehrgeiz (файтинг, использующий в качестве бойцов персонажей игры FF7). Складывается впечатление, что компания нарезает купоны на всём, на чём только можно. Хотя, сериал FF по-прежнему держит планку качества на должной высоте, в чём все убедились после выхода Final Fantasy 10 для Playstation 2.
Что ещё можно сказать о Square. Если рассказывать всё, то не хватит и нескольких номеров нашего журнала. Стоит упомянуть, что название компании несколько раз менялось. Она известна миру также под лейблами Squaresoft, Square-ElectronicArts (после начала сотрудничества с EA как издателем игр Square на территории соединённых штатов), Enix-Square (после недавнего слияния двух мега-супер-пупер-корпораций японского игрового рынка, которое, кстати, меня немало насторожило).
Я ничего не рассказал про игры вышедшие на PC, GameBoy, GameBoy Advance, Wonder Swan Color и прочие не менее известные платформы. Не сказал про многочисленные римейки старых игр в новом обличии. Но об этом как-нибудь в следующий раз. Меня и так за эту статью на грелки порвут. Вон сколько много написал всякой чепухи. Млин. ^_^'
P.S.: После выпуска продолжения Final Fantasy X - под простым названием Final Fantasy X-2, Square анонсировала сиквел седьмой серии FF. Вы не ослышались. Именно сиквел, т.е. Final Fantasy VII-2. Хоть дата выхода этой игры маячит где-то далеко за горизонтом, но для меня даже сам этот факт - огромная радость!
Добавить комментарий (обзор)