Вы здесь

15.07.2002 00:00    2705    0
         


«Никто не может объять необъятное»
Мудрость.

Необязательно сверх, не всегда - естественный, и не только в аниме. Если ради интереса обратится к другому жанру, к примеру, к фентези, то таких аниме-фильмов, как собак нерезаных. И хорошую обзорную статью «обо всем» написать не получилось бы при всем желании. Прежде всего, по причине широкой распространенности того же фентези.
Может, и получилось бы…. Но это была бы уже не статья, а энциклопедия.
Посему будем понимать слово "ужас" в самом что ни на есть широком смысле и рассматривать все аниме-фильмы, где есть хоть какой-то элемент ужасного. А их, надо сказать, не так уж и много. Даже при глобальном подходе, список выглядит до боли куцым:


Произведение Тип
Blood: The Last Vampire Movie
BioHunter OVA
Blue Seed 1&2 TV& OVA
Blood Reign OVA
Boogiepop Never Laughts TV
Dark Myth OVA
Demon City Shinjuku Movie
Demon Warrior Kenji OVA
Devilman Lady OVA
Ge Ge Ge no Kitarou OVA
HellSing TV
JoJo's Bizarre Adventure 1&2 OVA
Imma Yojo OVA
Kimera OVA
Master of Mosquiton TV&OVA
Mermaid's Scar OVA
Nightmare Campus OVA
Necronomicon OVA
NightWalker TV
Pet Shop of Horrors OVA
Silent Mobius OVA
Sin: the Movie Movie
SoulTaker TV
Tokyo Revelation OVA
Twilight of the Dark Master OVA
Urotsukidoji: Legend of the Overfiend OVA
Vampire Hunter D OVA
Vampire Hunter D (2000) OVA
Vampire Princess Miyu OVA
Vampire Wars TV
Wicked City OVA
Yami no Matsuei TV

Долго думал, с какой стороны подступиться к рассмотрению. Вспомнил знаменитое высказывание Энштейна - «все мы стоим на плечах великих». И незамедлительно полез искать этих самых великих по забугорным сайтам. Мне было крайне интересно узнать, писал ли кто-нибудь еще нечто подобное.
Оказывается, нет. По крайней мере, я не нашел. Зато отыскалась печка, от которой можно плясать в дальнейшем. На сайте www.animecolony.com в итоге обнаружился список ужастиков, каковым я и воспользовался.
Читал, анализировал… и не смог понять логику заокеанских коллег. Лукавенькая позиция: вроде они хоррор/хентай в упор не замечают, при том, что Urotsukidouji в списке есть… а остальных, на мой взгляд лучших фильмов, почему-то нет. Также не ясно, почему в таблицу не вошли такие достойные картины, как Hellsing и Yami no Matsuei. Первый - ужас в чистом виде, второй, хотя и за милю шибает яоем, но тем не менее остается добротным ужастиком. Одним словом, загадка…
В итоге восполнил дефицит, и добавил несколько фильмов, которых янки почему-то не удосужились отнести к жанру ужас. Они выделены красным.

Стандарты.
«Если бы в свое время вместо «Прибытия поезда» п е р в ы м фильмом сняли «Дракулу», то история кинематографа сложилась бы иначе. Если бы сложилась вообще.»
Один советский режиссер.

И все равно, с чего начать? Раз уж аниме - часть кино, то начнем со стандартных типажей, "благодаря" многочисленным экранизациям затертых до состояния расхожих шаблонов. А уж потом перейдем на анимешную специфику.

1. «Чистая классика, апокрифы и перепевы». Ее не так уж и много, но именно с нее все и начиналось. С «Дракулы» Брема Стокера и «Франкенштейна» Мэри Шелли.
Не буду особо изголяться, и так все ясно, ограничусь скупой статистикой. По данным "Книги рекордов Гиннеса" за 1998 год самым популярным киногероем в мире (!) по количеству экранизаций является граф Дракула Задунайский. Вторым шел Шерлок Холмс, легендарный детектив с Бейкер-стрит, но он нас сегодня не интересует.
2. «Нечто мочит тинейджеров». Или некто - сразу вспоминается гнуснопрославленный Джейсон с заляпаной кровью хоккейной маской на лице и бензопилой в руках. Хрестоматийный пример - «Пятница, 13-ое» или «Техаская резня бензопилой». Из свежатинки - «Джиперс Криперс».
3. «Чума из космоса». Прилетели неведомые бармаглоты из черных недр вселенной (параллельного измерения, атлантиды и т.д.) и начали, понимаешь, ставить всех и вся с ног на голову. Впрочем, не обязательно они к нам. Можем и мы к ним в гости пожаловать - отправились людишки на другую планету, а там… а там их уже ждут. Представители: «Чужие», «Нечто», «Темная вселенная», «Особь» и т.д.
4. «Из ада». Там, оказывается, не только грешники на сковородках шипят, но и другой живности хватает. Каковая животина с завидным постоянством и воистину адским упорством прорывается в мир живых, алкая свежего мясца... душ.… мести... денег… женщин. Это и «Восставшие из Ада», и «Исполнитель желаний», и «Фантазм», и много чего еще.
5. «А зомби здесь тихие». Беспокойные живые мертвецы, коим упорно не лежится в могилах. Вот они, паскудники, и бродят. Сначала поодиночке, потом - ордами. Начало может разниться, но конец всегда выдержан в мрачно-оптимистических тонах - все плохо, но то ли еще будет!!! Не сейчас, так в следующей серии. Самые знаменитые банды зомби: «Утро живых мертвецов», «Зловещие мертвецы», из новья - «Обитель зла» (так наши "гундосые друзья" перевели «Resident Evil»).
6. «Мцырь, упырь и вурдалак» [1]. Все вампирское кино, отколовшееся от классических канонов Стокера - «Вампиры Карпентера», «Блейд 1-2», «Интервью с вампиром». Здесь единственный прогресс наблюдается во второй части "Блейда". Упертые сценаристы наконец-то вывели тварей, которые питаются вампирами так же, как сами вампиры - людьми. [2]
7. «Большое страхолюдное». Кинг-конг и Годзилла в чем-то похожи, как два сапога пара. В Японии или Америке появляется на свет божий прорывается нечто гигантское, страхолюдное и больно бьющее. Естественно, немедленно устраивает многосерийную кровавую баню.
8. «Вошел Иван-царевич в избушку…» Начало самой короткой русской сказки. Вошел горемыка в означенную избушечку к Бабе-Яге, тут ему и звиздец пришел. Горемык может быть несколько, да и лезут они далеко не всегда в домик на курьих ножках. Годится пансионат, замок, студия, музей, - словом, любое уныло торчащее строение с мрачным прошлым, туманным настоящим и кровавым будущем. Кровавым, естественно, для тех идиотиков, каковые вопреки настоятельным предупреждениями лезут-таки в запретные угодья. Как правило, кончается все, как и в знаменитой сказке. Также быстро и неотвратимо. За примерами далеко ходить не надо: «Некрономикон», «Из-вне», «Истории с темной стороны», «Байки из склепа» [3], «Семья вурдалаков» [4].
9. «Призрак замка Мухосранск». Так называемые ghost story - истории о призраках и прочих фантомах. Столь негативное название выбрано по причине неразвитости сего направления. Ну-ка, навскидку, постарайтесь вспомнить парочку современных «приведенческих историй» [5]? Пожалуй, «Другие» да «Призрак Лувра»… и все. Вообще, сам жанр ведет свое начало с туманного Альбиона. Там, и только там, в доброй старой Англии, он и процветает.
Остальной мир предпочитает снимать пародии, пользующиеся поразительным успехом. «Приведения замка Шпессарт» и «Призрак замка Морисвилль» стали культовой классикой по обе стороны океана. Уж если даже советские киноведы признали фильмы идеологически правильными и закупили их для проката в СССР, то это говорит о многом…
Крайне примечательно, что единственный советский мультфильм с претензиями на ужастик снят именно о приведениях. Правда, мульт-то советский, да призрак - импортный. Кентервильский….[6]
Впрочем, неудивительно, с учетом условиях в которых мы жили тогда и доживаем сейчас. Это в Европе - готические замки, роковые тайны, убийцы-дворецкие… прекрасная питательная среда для таинственного и жуткого… а у нас? Согласитесь, призрак пьющего сантехника Петрова или кровожадного наркома Сидорова, это, знаете ли, сюрреализм. И вызывает он не страх, а с м е х. Воистину, от ужасного до смешного - один шаг.
10. «Отряд по борьбе с чудовищами» - так назывался один старый фильм, и в этом названии - все. Существует некая организация - государственная («Наследие»), частная («Охотники за приведениями»), а то и вовсе кружок умелые руки ("Отряд по борьбе с чудовищами"). Контора, как несложно догадаться, борется с проявлениями потустороннего мира. Самый расхожий шаблон всех времен и народов.
Вроде все. Бывают, конечно, и исключения, не перевелись еще оригинальные фильмы, но большинство современных кинофильмов без всяких натяжек укладываются в какой-нибудь из десяти рассмотренных шаблонов. Или сразу в несколько.
В то время как в аниме наблюдается качественно иная ситуация.

Анимированная жуть.
« - Что зимой и летом одним цветом?
-КРОВИЩА!»

Загадка.

1. Совмещение ужаса с хентаем. Первое и главное. Ужасов в чистом виде мало, как правило, его, словно пиво водой, «разбавляют» каким-то другим жанром. Чаще всего - хентаем.
Примеров громадье - Nightmare Campus, Necronomicon, классический Urotsukidoji … Обычно хентая и ужаса примерно поровну… и, что характерно, если лихо поработать цензорскими ножницами и вырезать из той или иной аниме весь хентай, то сюжет не пострадает ни на йоту.
Хентай в анимированной жути бывает разный. Так, в сериале Urotsukidoji секс, мягко говоря, нетипичный для европейского зрителя. То бишь с щупальцами. В то время как Nightmare Campus и Necronomicon прочно стоят на позициях традиционного секса, Yami no Matsuei неудержимо скатывается в яой, а Kimera, которую зачастую припечатывают клеймом «хентай», по сравнению с остальными фильмами, упомянутыми в сем абзаце, может служить образчиком целомудрия.
В западном кинематографе хентай в ужастике, если и присутствует, то очень редко и в крайне усеченном виде. О нем вспоминают только тогда, когда речь заходит о суккубах или иных бестиях, пожирающих тело/душу/деньги/траффик посредством полового сношения. Тут уж волей неволей приходится хоть полсиськи да показать. Сколько не напрягал измученную память, пример вспомнил только один - фильм «Дьяволица», но вроде видел и что-то еще.
2. Частичная перестановка классики на новые рельсы. Как правило, заимствуют не весь сюжет, а о т д е л ь н ы х героев. Строят новый мир на фундаменте бренных останков старого, непременно запихивают героев черт знает куда - позади аппокалипсис, да не один, под ногами - выжженная земля на мили и мили вокруг, а впереди - стандартный финал.
Ярким примером такого могут служить оба фильма Vampire Hunter D (1986 и 2001 года выпусков). Выдрали Дракулу, придумали ему сынулю, да и начали танцы с шашками наголо. И на такие заимствования горазды не только создатели аниме-ужаса, вспомните хотя бы Neon Genesis Evangelion.
Вот уж содрали, так содрали. Неудивительно, что стараниями Ватикана в некоторых странах сериал оказался под запретом. Ведь с точки зрения католического священника подобная поделка - несусветная ересь, за которую даже в наше просвещенное время неплохо бы тащить на костер…
3. Сплав хоррора с фентези. Если внимательно читали/смотрели, то практически все действие голливудских картин разворачивается либо в наше время, либо в недалеком будущем, на худой конец в начале двадцатого века. Тем не менее, некоторые разработчики умудряются сделать весьма пристойное хоррор-фентези. Сходу пример - Imma Yojo. Правда, для пущего веселья добавили хентай и вся пристойность благополучно накрылась медным тазом. Еще - Vampire Hunter D.
4. Оригинальность монстрятника. Проявляется прежде всего в бестиарии, точнее в оппонентах, с которыми рубятся удалые воины, палят волшебным огнем маги, пронзают щупальцами положительные бесенята. Да, таких уродов ни Данте, ни Дали, ни уж тем более штатовские режисеры не смогли бы измыслить даже в пьяном бреду.
Сразу видно, что Японцы обеими руками черпают сюжеты, героев и вражин из своей (пример - любой) и чужой мифологии (Oh, my Goddes, Dark Myth), а она у них ох как богата на клыкастых порождений мрака. Да, второго такого кладезя чудищ просто нет.
5. «Ломание» женщин. Всю жизнь думал, что нимфоманками рождаются, а не становятся… Однако, японская анимация утверждает обратное. Оказывается, можно довести женщину до такого состояния, что вступать в извращенные половые сношения с каждым встречным-поперечным ей станет в удовольствие. Конечно, поначалу соития идут по принуждению, потом - по доброй воле.
Главное - "вовремя" бить и истязать в н а ч а л е. Поверьте, ломание человеческой психики, пусть и женской, это воистину с т р а ш н о. Ломание личности путем утонченного насилия, групповых изнасилований и мучительных пыток…
Лучший пример - все пять частей Imma Yojo. Безжалостная камера снимает без прикрас и цензуры, со смаком показывает, как из обычной миловидной девушки можно в рекордные сроки сделать законченную, простите за выражение, блядь. Жестокость, кровищи - море разливанное, раздирающие ночь предсмертные крики… а тут еще забойные вывихи сюжетной линии, упирающейся в кладбище. В смысле, до конца каждой серии доживает только главная героиня. Та самая, на вторую букву алфавита…
Аниме оставляет настолько гнетущее впечатление, что опосля просмотра неудержимо хочется нажраться…
Ну да, я увлекся. Касательно метаморфоз женщин можно вспомнить некоторые серии Cool Devices, и, пожалуй, Demon Warrior Kenji. Там измывательство над дивчиной не ставится во главу угла, а упоминается мимоходом в одной из серий. Буквально за две минуты авторы экранизовали весь сей абзац… вплоть до нажраться.
6. Шаблоны. Их не удается избежать никому. В японской анимации самим живучим оказался шаблон за нумером 10; последний в моей классификации, зато первый по степени распространенности. «Отряд по борьбе с чудовищами».
Это Blue Seed 1&2, NightWalker, HellSing, Yami no Matsuei. Все перечисленные произведения объединяет общая задумка, простая, как мычанье: некий отряд мочит гадов. И так - от серии к серии.
Надо отдать должное восточным разработчикам. Они и сюда умудрились внести толику оригинальности, причем каждый - на свой лад. Blue Seed берет оригинальной концепцией растительных тварей Арагами, NightWalker - драматизмом и великолепной продуманностью каждой серии, HellSing соблазняет размышлениями о нелегком бытие вампиров в современном мире, ну а Yami no Matsuei в общем и целом добротный середнячок, но у любителей яоя пользуется завидной популярностью. Словом, японцы умудряются сделать для зрителя привлекательными даже самые затасканные штампы, за что им спасибо.
Теперь задумаемся о природе страха.

Затаившийся страх.
«Мы люди цивилизованные.
Мы не едим с ы р о г о человеческого мяса. Мы его жарим».

А. Тюрин «Конечная станция - Меркурий»

Вы когда-нибудь задумывались, к а к нас пугают? Атмосфера страха и затаившегося ужаса, как в аниме, так и в кинофильмах, обычно создается двумя способами. Первый способ характерен для многих голливудских фильмов. Гнетущая музыка и сцены насилия постепенно формируют в сознании зрителя образ подспудной опасности, затаившейся где-то неподалеку и терпеливо ожидающей своего часа - того страшного момента, когда человек расслабится, ошибочно полагая, что он в безопасности. Именно в этот момент следует неожиданная атака.
Сердце ёкает, руки нервно стискивают пульт… Иногда этот способ усложняют атакой ложной: идет герой по пустырю, никого нет, тихо, страшно, какие-то шорохи… и, вдруг, сзади что-то ухает. Вы вздрагиваете, а герой тем временем на шатающихся ногах подходит поближе, аккуратно, затаив дыхание исследует источник звука и…
….и выясняется, что имела место ложная тревога - камень с крыши упал, кошка пробежала, друг главного героя незаметно подкрался и хлопнул по спине. Зритель утирает пот со лба, облегченно вздыхает полной грудью… и вот тогда и только тогда следует НАСТОЯЩЕЕ нападение.
Резюмируя, можно сказать, что такой подход к созданию атмосферы страха ставит во главу угла прежде всего НЕОЖИДАННОСТЬ, но подкрепленную соответствующем графическим и звуковым антуражем. Достигается смачный эффект присутствия, но надолго сего эффекта не хватает. От силы на один или два просмотра.
Очевидно, что места таких неожиданных (по первому разу) столкновений с УЖАСОМ, как правило, накрепко западают в память и при третьем-четвертом просмотре зритель уже знает, что и где его поджидает. Он з н а е т чего ему следует бояться, а потому - не боится. Эффект неожиданности теряется и оригинальный хоррор вырождается в примитивный боевик или мелодраму - в зависимости от того, чего больше в сюжете помимо пресловутого ужаса.
Второй подход представляется более перспективным, но его гораздо сложнее воссоздавать в эфемерном мире голубого экрана. Речь идет о п о с т е п е н н о м нагнетании атмосферы страха. Фильм начинается как обычное приключение, обыденная жизнь, привычное окружение. Загородная поездка, ветренное свидание, чаще - небольшое, казалось бы ни к чему не обязывающее расследование, проводимое на свой страх и риск. И страх становится ужасом, а риск средством познания и выживания…..
Человека выдергивают из рамок привычного не единым махом, как в первом случае, когда основная ставка делается на неожиданность, а постепенно, неторопливо, с ужасающим постоянством. Боле того, человек сам прикладывает усилия, пытаясь познать неведомое, погружаясь все глубже в гибельные тенеты кошмара, из которого нет выхода…
Если первый метод напоминает падение с обрыва жизни в пучину смерти и кошмара, то второй - мягкую посадку. Постепенно, без лишней суеты привычный мир летит в тартарары…
В аниме, как правило, используются оба подхода, но в весьма своеобразном виде. Потому, как мне кажется, можно говорить о третьем способе. Того самого, с помощью которого создается ощущение кошмара в а н и м е.
Эффект ужаса достигается за счет блестящего сюжета и бешеного динамизма происходящего. Нагнетать атмосферу приходится прямо-таки стахановскими темпами. Дело в том, что режисеров связывает жесткое ограничение по времени. За жалких полчаса, что идет средняя ТВ-серия, особо не погоняешь зрителя по затхлым подземельям, потому-то пугать приходится иначе. И получается в итоге не фильм, а короткая новелла. Потом еще одна. И еще…
Серии могут быть связаны между собой, когда одна эдак плавненько перетекает в следующую (Blue Seed), либо переход происходит резко (NightWalker), или же другая крайность - общие герои, но сюжет отличается предыдущей и последующей отличается как небо и земля (Pet Shop of Horrors).
Во всех случаях быстрота развития событий никоим образом не мешает авторам использовать в той или иной форме первые два подхода, размерено и монотонно давить на психику, вставлять элементы загадочности и недосказанности. Обычно, на протяжении всего ТВ-сериала помимо решения сиюминутных задач, есть еще какая-то генеральная цель, зыбкой тенью присутствующая на заднем плане. Это Золотая Заря в NightWalker-е, нашествие прочипованной [7] нежити в HellSing-е, затмение в Blue Seed. И заканчивается сериал, образно говоря, битвой с этой тенью…

Вива аниме! (Послесловие).

Некоторое время назад - лет эдак семьдесят - появилось эссе Г.Ф. Лавкрафта под названием «Сверхъествественный ужас в литературе». Я подумал - он писал о том искусстве, которое было в е г о время, когда кинематограф назывался «электротеатр» и пребывал в зачаточном состоянии. Почему бы не написать об искусстве современном? В мое время?
Поводом к написанию статьи послужил выход фильма Resident Evil. После просмотра создалось впечатление, что нормальные фильмы ужасов делать разучились. В отличие от аниме, где и по сей день встречаются просто шедевры. Отсюда вывод - Голливуд себя изжил, вива аниме!

1. Фраза принадлежит Лермонтову.
2. Первоначальная концепция была выдвинута Роджером Желязны лет так тридцать тому назад. Наконец-то, вспомнили!
3. Помимо телесериала было и два полноценных фильма. «Кровавый бордель» и «Демонический рыцарь». У того и другого названию предшествовал слоган «Байки из склепа».
4. Единственный СОВЕТСКИЙ ужастик, помимо экранизаций гоголевского "Вия". «Семейку», кстати, снимали по рассказу Толстого.
5. Термин Астрид Линдгрен. Очень хорошо звучал в устах «призрака» с моторчиком. Того, который живет на крыше…
6. «Кентервильское приведение». По одноименной новелле Оскара Уайльда.
7. Вампир с микросхемой внутрях - енто круто.

Nomad
Аватар пользователя Nomad
Ваша оценка: Нет Средняя: 10 (1 оценка)

Добавить комментарий (обзор)