Вы здесь

17.07.2014 09:11    3602    0
         



Принявшись за статью по достаточно знакомой, как казалось мне, теме, я уже знала, что напишу о современном японском инструментале. Дело виделось совершенно несложным, немного подкрепиться историческими сведениями и готово! Выросшая на общепринятой европейской истории развития классической музыки я наивно полагала: как на Западе — так и везде. Ибо, ни для кого не секрет, что заимствование в такого рода искусстве — дело обычное. Сначала вокал, потом орган, клавесин-клавикорд-фортепиано, скрипка и так далее по списку. Однако, открыв первый же труд на музыкальную тематику, я застыла в немом ужасе. Столько неизвестного и достаточно непонятного текста, щедро сдобренного трудночитаемыми и труднопроизносимыми словам (коими я тут же пополнила свой запас ругательств), я совсем не ожидала увидеть. Но, запасшись терпением, я отыскала все доступные варианты работ (каких на самом деле не много) и решила сравнить общепринятую историю музыки с японской.



Известно, что современная музыка берет свое начало из двух источников, коими являются народные лады (песни трудовые и обрядные) и религиозные песнопения. Изначально она (как, в общем, и любое другое искусство) была достоянием людей состоятельных, а вовсе не «общенародной». Более того, любая музыка в своем развитии всегда подвергалась влиянию религии, так как ее зачастую использовали как средство управления массами. Лишь значительно позже, с развитием орудий труда и уменьшением религиозной составляющей, она вбирала в себя черты народных песен, становилась «светской» и уходила в массы.

Церковные многоголосые хоралы в Европе, поначалу тонально строгие, со временем органично смешались с народными, бытовыми мотивами. Так было и в Японии, где первоначально на музыкальное развитие очень сильно влияли такие религиозные течения как синтоизм, буддизм, даосизм. Но, несмотря на схожие пути, итог развития двух географических составляющих разительно отличается друг от друга. Предположительно, дело в том, что церковная музыка, прежде всего, сосредотачивала людское внимание на себе. Она, в совокупности с текстом была инструментом воздействия, внушая и завораживая слушателей. Цель же японской музыки была совершенно другой. Она носила философский и медитативный характер и не была предназначена для привлечения внимания. Изначальный принцип — «фоновость», которая позволяла сопровождать действо, будь то чайная церемония, созерцание, каллиграфия или танец. Музыка, прежде всего, способствовала творчеству. Следует упомянуть, что в Японии наравне с фольклорной (оригинальной) музыкальной формой, существовало множество форм заимствованных и адаптированных зарубежных музыкальных стилей (по количеству значительно преобладавших над традиционными), которые теперь считаются исконно народными.



Дабы не утомлять читателя обилием специфических терминов и названий, приведем только самую общую историческую цепочку развития музыки в Японии, отмечая лишь ключевые моменты.

Двумя старейшими формами японской музыки являются буддийские песнопения сёмё и оркестровая музыка гагаку. Датируются они периодами Нара (710—794) и Хэйан (794 — 1185). И, если с песнопениями все более-менее понятно, то гагаку представляла собой оркестровую музыку без какой-либо вокальной партии. С одобрения властей гагаку стала музыкой дворцовых ритуалов.

В период Камакура (1185–1333) и на протяжении эпохи Муромати (1333–1568) наблюдается развитие народного театра, выросшего из ритуальных пьес и из крестьянских танцев, исполнявшихся в период посадки риса. К концу ХIV века получает развитие художественная драма, в сопровождении музыки хогаку и танцем, известным как симаи. Хогаку состоит из двух элементов: вокального (утаи – песня-рассказ о каком-либо событии, которая исполняется двумя актерами и хором из восьми певцов) и инструментального (хаяси – исполняется на бамбуковой флейте и трех барабанах). Кстати, западная музыка, в лице музыки церковной, появилась в Японии в 1549 году, вместе с христианскими миссионерами, но исчезла с запретом христианства.



В период Адзути-Момояма (1568–1600) несколько музыкальных инструментов претерпели заметные изменения и модификации. Так, примитивная флейта превратилась в художественную сякухати, а старая дворцовая цитра стала более звучной кото. В пении появляется несколько стилей, например, гидаю-буси (повествовательная часть в кукольном театре Бунраку), или киёмото и токивадзу, которые часто выступают в качестве аккомпанемента для танца в Кабуки.

Что же касается современности, то тут можно говорить о двух основных направлениях классической музыки. Во-первых, это баллады энка, во-вторых – классическая музыка, пришедшая с Запада.

Энка – это японские популярные песни, грустные и душевные баллады об утраченной любви, о тоске по родному дому, которые как жанр сформировались еще в 30-е годы прошлого века и получили новое развитие с начала 70-х.

Что касается западной классики — в Японии ее развитие приобрело поистине масштабные формы. Начиная с сооружения специальных залов с прекрасной акустикой и заканчивая расширением стандартного музыкального образования, куда были введены многочисленные элементы западной классической музыки.

Примечательно, что одним из излюбленных заимствованных инструментов японцев стало фортепиано. Сейчас в Японии существует несколько крупных фирм, которые занимаются производством роялей, синтезаторов и фортепиано, признанных на мировом уровне. Самыми известными из них являются Yamaha и Kawai. Даже один из известнейших русских исполнителей Святослав Рихтер отметил качество японских роялей.



Кстати, в саундтреках к аниме фортепианные вставки встречаются постоянно, в том числе в работах Йоко Канно, Юки Кадзиуры, да и многих других известных аниме-композиторов. И, несмотря на то, что структура мелодий, в отличие от зарубежного инструментала, как правило, достаточно проста, если не сказать - примитивна, сами мелодии весьма приятны на слух. И даже люди, не жалующие классику именно по причине ее сложности, с удовольствие заливают в плейлисты саундтреки из любимого аниме.

Кото – японская арфа – завезена в Японию из Китая около тысячи лет назад. Игра на ней считается обязательным атрибутом аристократически образованного человека. Сегодня кото органично вписывается в современную японскую музыку и используется в двух вариантах в зависимости от размера:
- длиной 1м (7 струн) для сольного исполнения;
- длиной до 2м (от 13 струн) для оркестрового исполнения.

sakuhati.jpg
Сякухати
– японская флейта из бамбука также начинает свою историю в Китае. Ее длина – чуть больше 50 см. Позиционируется как народный инструмент, поскольку проста и недорога в исполнении. Использовалась дзэнскими монахами во время медитаций.

samisen.jpgСямисэн – японский аналог лютни. Трехструнный инструмент, история которого насчитывает лишь пять столетий. Игра на сямисэне – показатель глубины образования гейши. Кроме того, сямисэн - обязательный аксессуар и участник японских театральных представлений.

sukunkucu.jpgСуйкинкуцу – зарытый в землю, перевернутый кувшин, над которым течет вода. Попадая внутрь через отверстия, она издает звук, похожий на колокольчик. Наиболее красивый звук получается при использовании керамических кувшинов, но в настоящее время все чаще применяют металлические. Суйкинкуцу – частый атрибут японского сада и даже используется для создания необходимого настроения перед проведением чайной церемонии.

Аниме примерк статье: Nodame Cantabile / Нодамэ Кантабиле

Evee
Аватар пользователя Evee
Ваша оценка: Нет Средняя: 8.8 (6 оценок)

Добавить комментарий (обзор)