Вы здесь
Если вы читали работы ведущих аниме-аналитиков (например, Маккарти, Сьюзан Напьер, Рональд Кельтс и Майкл Бродерик), то могли заметить, что все они так или иначе обсуждают варианты конца света в большом количестве наших любимых работ. Для многих фанатов аниме и манги апокалипсис может стать крайне интересным окружением для развития сюжета. Но сейчас любителям аниме пришло время понять, почему японская поп-культура изобилует подобными вещами, и что нам пытаются этим сказать. Невозможно отрицать, что апокалипсис и постапокалиптический мир – это важный образ японской поп-культуры. Из аниме и манги в литературу, театр, телевидение и кино, эти образы всеобщего опустошения нельзя игнорировать, особенно если пытаться понять посыл вашего любимого аниме.
Но давайте сначала разберемся, что говорят ученые про Японию и Апокалипсис? Слово «апокалипсис» с древнегреческого переводится как «откровение». Именно словом «Откровение» названа последняя книга библейского Нового Завета, в которой описывается сам апокалипсис. В Библии это событие рассматривается как божественный акт, как битва добра и зла. Существует и более «светская» трактовка апокалипсиса, заключающаяся в глобальном разрушении, вызванном самим человечеством, а не Богом.
Это очень важно для понимания японского апокалипсиса, который представляется «светским» и поддерживает абсолютную реальность происходящего. Идея выживших во время апокалипсиса людей является ключевой для японской культуры, которая не предусматривает «окончание истории в соответствии с божественным промыслом, но продолжение существования остатков человечества в постапокалиптическом мире». Подобный образ апокалипсиса широко представлен в японской культуре и является истиной в последней инстанции. Также он выявляет недостатки человечества в условиях, жизни людей в мире после катастрофы. Например, в аниме «Из Нового света» такой недостаток – это жажда власти и страх потери этой власти, который приводит государство к необходимости убивать собственных детей, просто за то, что они могут быть «другими».
«Из Нового света», A-1 Pictures. 2012
Апокалипсис всегда был представлен в культуре Японии, и как отметила Сьюзан Поинтон, это можно проследить в истории страны от эпохи Эдо, где социальная напряженность и политический хаос тех времен были отмечены в картинах художников Хокусая и Утагавы Киниёши «[вселяющие] в свои работы сцены беззакония, мутации катастрофы.» Вы все видели «Большую волну в Канагаве, правильно? Картина, на которой изображена большая волна, как будто бы нависающая над горой Фудзи, как раз является именно такой работой, о которой говорит Поинтон. Бритт Петерсон объясняет в своей статье «Земля бедствий», что Япония – это страна, которую «потрясли землетрясение, тайфун, цунами, пожар и вулкан, не говоря уже о ядерной атаке и терроризме. Япония на протяжении веков была страной бедствий, как показано во всех сферах поп-культуры от литературы до нашего любимого кино про монстров.»
Исторически эти катастрофы в Японии всегда объяснялись влиянием сверхъестесственных сил, которые способствовали появлению огромных монстров и демонов, повлиявших на современные взгляды японцев на апокалипсис. В большом количестве аниме и манги конец света – это результат деятельности существ, наделенных сверхчеловеческими способностями, таких как «шито» или «ангелы» из апокалиптического «Евангелиона нового поколения». В фильме «Акира» это мутировавший и получивший суперспособности Тэцуо, способный разрушить Нео-Токио в секунды. Разумеется, мутация - это не всегда причина катастрофы. В аниме «Из Нового света» и «Гаргантия» расы мутантов – результат апокалипсиса, а не его причина.
История катастроф Японии - это важный аспект японской философии, имеющий глубокое влияние на причины апокалипсиса, как важной части японской культуры. Идея подобной философии заключается в mono no aware, «печали вещей», которая подчеркивает преходящий и печальный характер жизни. Как подчеркивает Сюзан Напьер, «география и климат показывают людям, насколько хрупка человеческая жизнь», и эта идея отображается в картинах апокалипсиса, в сочетании с постоянными катаклизмами, которые происходят на территории Японии. Мир для Японии может исчезнуть в любой момент, и японцы «привыкли жить на ковре, который могут из под них вытащить», создавая образ апокалипсиса в современной поп-культуре, который существует со времен средневековой Японии.
Еще одна ключевая идея, оказывающая влияние на видение апокалипсиса – это буддийское «mappo». Концепция «mappo» является частью трехэтапной интерпретации истории и возникла в Китае после смерти исторического Будды – Шакьямуни (известного многим как Сиддхартха Гаутама). Первая эпоха после его смерти называется «истинная дхарма» или «shobo», когда учение Будды было наиболее эффективно, и люди могли беспрепятственно верить в него. Второй период называется «подобие дхармы» или «zobo orzobo», когда учение Будды ослабевает. И последний период, «mappo», во время которого эффективность дхармы исчезает и мир настигают многие бедствия. Эта концепция хорошо знакома японскому народу, и, как объясняет Уильям Лондо, была использована многими писателями и мыслителями на протяжении всей японской истории: «невозможно понимание японской культуры и истории без понимания этого момента».
Фактически идея «mappo» была напрямую показана в манге Хаяо Миядзаки «Навикая из долины ветров», в которой юная принцесса Навсикая представлена в качестве Бодхисаттвы, пришедшая спасти мир в эпоху «mappo». Идея мессианской фигуры, которую многие аниме-критики сравнивают с Иисусом Христом, является важной частью японского апокалипсиса и напрямую связана концепцией с «mappo». Фигура мессии – частое явление в японской культуре и встречается не только в апокалипической и постапокалиптической манге. Во многих сёнен и сёдзё мангах, направленных на подростков, мессия часто спасает мир от различных катастроф. Например, Ичиго Куросаки в манге Кубо Тайто «Bleach», спасает вымышленный город Каракура от разрушения, или Удзумаки Наруто, в одноименных манге и аниме провозглашенный мессией. Для тех, кого не интересует вышеозначенное аниме, существует Кендзи из «Детей XX века», ведущий борьбу с «Другом» за спасение мира. Кто знал, что любимые сёнен-персонажы так важно анализировать?
Разумеется, не только окружающая среда и буддизм делают апокалипсис таким невероятно важным и распространенным. Существуют более поздние события, о которых стоит задуматься, например, проблема терроризма в Японии 1990-х. Как ставшее частью поп-культуры 9 сентября для американцев, в Японии террористическая атака секты «Аум Синрикё» стала предметом разбирательства и причиной многочисленных попыток объяснить этот инцидент. Лидер «Аум Синрикё», Асахара Сёко, воспринимался членами секты как мессия, который спасет человечество от самого себя через разрушение мира. Разумеется, после нападений «Аум Синрикё», новые религии находятся под подозрением со стороны японцев, а японская культура оказывает влияние на апокалиптические культы. Например, самый продаваемый роман Харуки Мураками «1Q84», выпущенный в 2009 году посвящен «внутренней психологии» культа, похожего на «Аум Синрикё». Еще в пример можно привести группу «Акацуки» из «Наруто» Масаси Кисимото, которая пытается разрушить мир и на его руинах создать более лучший, для мирного общества. Поздние главы и эпизоды «Наруто» содержат буддийские идеи, там мы видим, что Пэйн, лидер «Акацуки», сравнивает себя с «Мудрецом шести путей», который принес чакру людям. Да, идеи – это круто, но угроза разрушения мира, как мотив манги, пожалуй больше зависела от событий в Японии, произошедших в то время, когда Кисимото начинал эту работу.
Конечно, ни один из примеров апокалипсиса в японской культуре не будет полным без принятия во внимание последствий атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Атомные бомбы в Японии являются частью «светского» апокалипсиса, когда люди занимаются саморазрушением и сами становятся причиной конца света. Это важная составляющая японского апокалипсиса. Атомные бомбы, а следовательно Хиросима и Нагасаки – это новый вид конца света, поэтому японцев начали рассматривать как «апокалиптическую нацию». Атомные бомбы для многих со временем стали частью японского «культурного синтеза», когда нация настолько сильно объединена, насколько известны дата и время события, потому что каждый знает, что он делал в этот момент. Атомная бомба для многих – это время, когда ядерный апокалипсис стал возможен, и Япония, как страна, испытавшая на себе разрушение и опустошение атомом, продолжает через образы конца света помнить о тех событиях. Кадры фильма «Акира» напоминают о ядерной бомбе в первой сцене, когда Токио исчезает в спышке белого света. Этой осенью в аниме «Коппелион» мы сможем снова увидеть результаты выпадения радиоактивных осадков.
Наряду с концом света, не менее важен мир после апокалипсиса, в котором продолжают существовать люди, вынужденные выживать в постапокалиптическом мире и пытаться его восстановить. Как и ядерные бомбы, американская оккупация поспособствовала исчезновению некоторых традиционных японских систем ценностей, а послевоенная манга и аниме представляла новую Японию, которая должна была сфокусироваться на том, чтобы жить в новом мире. Конец света можно рассматривать как метафору конца старой Японии и ее довоенной жизни. Поставленные в центр внимания выжившие после апокалипсиса олицетворяют Японию, которая пытается встать на ноги после разрушительной войны, или, как показано в современной культуре, после экономического коллапса 1990-х. Этот аспект японского апокалипсиса, возрождение и обновление, крайне важен для пост-апокалиптического мира и часто изображается в японской культуре, наприме, в аниме «Эрго Прокси» и «Яблочное зернышко». В этих работах представлена жизнь после катаклизма, а основной акцент сделан на обновлении и новой жизни, часто с помощью технологий, что является прямой отсылкой к высокотехнологичному развитию Японии после войны. Достаточно взглянуть на общество, которое существует в «Евангелионе нового поколения» - пострадавшие от войны, опустошенные, живущие в разрушенном обществе люди, все еще способные создавать невероятные технологии, которые могут вытащить их за грань всеобщего коллапса. Так что в следующий раз, когда вы вскользь прочтете свою любимую мангу, задайтесь вопросом, почему мангака повернул сюжет именно в эту сторону, или подумайте почему вы смотрите еще одно аниме, в котором очередному миру пришел конец. Остановитесь и как следует обдумайте. Потому что таким образом вы можете рассмотреть любимые мангу или аниме с совершенно новой для вас стороны.
Евангелион нового поколения. Gainax.
Оригинал статьи: http://www.projectotaku.com
Переводчик: кавайщик
Добавить комментарий (обзор)