Вы здесь
Сайт: http://vrnfest.ru/2016/
Название мероприятия: 2016 всероссийский фестиваль японской анимации в Воронеже
Место проведения: город Воронеж
Время проведения: с 30 апреля по 3 мая
Удивительное дело, но относительно всероссийского фестиваля японской анимации в Воронеже (или просто воронежского аниме-фестиваля) можно сразу сказать как "есть вещи, которые не меняются", так и "всё течёт, всё меняется". Старейший аниме-конвент до сих пор проходит в Воронеже, до сих пор проходит в майские праздники и вообще - до сих пор проходит. Что, учитывая возраст мероприятия, - весьма заметное достижение. К тому же ведут и организовывают его практически все те же люди, которые делали это уже на протяжении многих лет. Однако фестиваль попутно успел и значительно поменяться, и далеко не все эти изменения можно назвать однозначно позитивными.
29 февраля - 30 апреля
Атаку на потенциальных гостей и участников фестиваля организаторы начали заблаговременно - ещё аж зимой. 29 февраля был проведён уже ставший традиционным предфестивальный радио-мост (собственно, главная причина, по которой мы и перестали брать интервью у организаторов - они сами публично общаются с интересующимися фестивалем людьми, отвечая на различные вопросы). Затем, практически с началом онлайн-продажи билетов, 1 апреля появился сайт фестиваля. Как водится, шуточный, сменившийся на следующий день настоящим. В этом году организаторы решили высмеять засилье дефиле в современных аниме-конвентах, объявив, что воронежский аниме-фестиваль практически сплошь и полностью будет состоять из дефиле и всего, что с ним связано. Затем было проведено ещё два радиомоста - 15 и 22 апреля, соответственно (и один послефестивальный - 21 мая, подводящий итоги конвента).
В этом году я решил проявить сознательность и ознакомиться с темой ведения косплей-шоу перед фестивалем, чего не случалось ещё, кажется, никогда. Благо, радио-мосты и новые воплощения маскотов фестиваля дали нужные подсказки, хотя до самого последнего момента полной уверенности в своей догадке не было.
И все бы было замечательно, если бы не подозрительно затягивающееся неведение относительно показов аниме. Учитывая ситуацию с аниме-рынком в стране в последние годы, ожидания были самыми мрачным вплоть до того, что никаких показов вообще не будет. Но всё оказалось не так плохо. Хотя и не сказать, что хорошо. На ночь аниме была альтернатива между пока что тремя вышедшими мувиками Rebuild of Evangelion и последними фильмами о Наруто. Ко второму я всегда относился прохладно, тогда как Ева пускай и не стала моим пропуском в мир аниме, но именно она затянула в него с головой, некогда напрочь сорвав башню. Проблема, впрочем, была даже не в том, что все три Ребилда уже показывали на разных фестивалях. И, в общем-то, наверное даже не в том, что серия не окончена. Озвучка Реанимедии была вполне неплохим стимулом пересмотреть первый и, тем более, второй фильм. Но уж никак не третий. Почему - довольно подробно описано в обзоре на нашем сайте. Помимо этого планировался показ двух live-action фильмов по "Атаке титанов", что не особенно вдохновляло, учитывая насколько плохо обычно смотрится современное японское кино вне рамок фестивальных работ, пытающееся идти не по комедийному пути. Однако всё это не более, чем совокупность обстоятельств. Данную подборку фильмов лично мне упрекнуть не в чем, кроме того, что как таковых любопытных премьер припасено не было.
Самая большая засада ждала на открытии фестиваля, где представляли картину "Волки и овцы: Бе-е-езумное превращение". Да-да, данный мультфильм сделан в нашей стране и к аниме не имеет никакого отношения. Ситуацию немного оправдывает то, что рисовали его в воронежской студии Wizart Animation и после показа была встреча с режиссёром фильма, но всё-таки картина в целом складывается печальная. Вряд ли фестиваль вернётся на полулегальное положение с показами аниме, что жаль. В принципе, в самой легализации нет ничего плохого. Но лишь в том случае, когда она проходит успешно. Однако японцы не очень охотно дают разрешение на показы аниме в других странах. К тому же оно оказалось не настолько рентабельным в России, насколько рассчитывали люди, решившиеся связать с этим свою профессиональную деятельность. Так что легализация может стать главной причиной полного падения популярности в широких массах аниме-движения в нашей стране. Очень хочется надеяться, что ситуация выправится, и в будущем фестиваль порадует нас более интересной и свежей программой. Однако же не будем более о грустном и перейдём ко второму дню фестиваля, на который пришлась самая крупная и амбициозная его часть - косплей-шоу.
1 мая
Ещё в 2012-ом году билеты на косплей-шоу были словно колбаса в период перестройки. О них грезили, за ними стояли огромные очереди, их разбирали в рекордные сроки, а кто-то даже пытался барыжить ими на стороне за сумму, заметно превышающую номинальную, а то и вовсе за... живую натуру. 2013-ый год начисто изменил эту ситуацию. Да, добираться до ТРЦ Град и, тем более, уезжать оттуда поздним вечером - мягко говоря, не слишком удобно. Тем не менее, огромный зал до сих пор вмещает всех желающих попасть на эту часть фестиваля. И... честно говоря, даже немного грустно видеть пустующие ряды кресел (хотя зрителей на фестивале в ТРЦ Град по-прежнему больше, чем мог вместить в себя Театр Оперы и Балета) и отсутствие какого-либо ажиотажа. Бои проходят разве что среди тех, кто готов выложить деньги за самые дорогие места. Остальные же лениво разбирают оставшиеся билеты, в том числе с галёрки, в надежде на то, что потом удастся пересесть немного поближе (к слову, зачастую и правда удаётся).
Итак, с темой ведения я всё-таки не ошибся и оказался худо-бедно подготовлен, посмотрев один из главных прошлогодних хитов - One Punch Man примерно за неделю до фестиваля. Этому же тайтлу и был посвящён открывающий танец, чему я не удивился. А вот видеть СоНика в пиджаке и при волосах было неожиданно. Пришлось погадать, кто же тогда выступит в роли Сайтамы. Впрочем, вскоре был показан ролик, где СоНик тренируется на спорт-площадках и бегает по городу. Именно этим упорно занимался Сайтама, чтобы стать самым сильным и именно из-за этого у него выпали волосы. И СоНик, внезапно, повторил его участь, так как в следующий раз предстал перед зрителями уже в геройском жёлтом костюме с абсолютно безволосой сверкающей головой.
Вообще, ведущие, как это принято на воронежском фестивале, появлялись постепенно, подменяя друг друга в разных интермедиях. Усаги взяла себе роль Фубуки (Адской Метели, которая в основном сериале засветилась лишь в небольшом эпизоде), Кусь-Кусь стала её старшей сестрой Татсумаки (Смерчем Ужаса, которой в сериале было уделено куда больше внимания), Nobble и Куроно были Ресничками и Лили из группы Фубуки соответственно (в аниме им досталось времени не больше, чем их боссу), из Воспи получился отличный Генос (как оказалось позже, также рассматривался вариант Сладкой Маски, но без Геноса парад был бы определённо не полным), Декстер предстал в роли Кинга, а из злодеев нашлось место для Конбу Инфинити, которую сыграла Нами, и для Сверхзвукового Соника, которым стал Див (разумеется, в одной из интермедий отшутились на счёт путаницы с ником СоНика и прозвищем персонажа Дива).
Самые, на мой взгляд, интересные сценки первого отделения ни разу не относились к теме аниме. Зато уделили внимание американским комиксам и их экранизациям. В сценке по "Зелёному фонарю" зрителям последовательно представляли разных фонарей и раскрывали нюансы взаимоотношений между ними. А вместо Зелёного фонаря внезапно оказался Дэдпул - вполне неплохая шутка для тех, кто в курсе карьеры Райана Рейнольдса и того, какой репутацию ему принесла экранизация "Зелёного фонаря". "Город грехов" же раскрылся в виде танца с крутой акробатикой, групповыми стойками и элементами боёвки. Действо, пускай и не обладающее сколь-либо заметной сюжетной линией, но зато впечатляющее уровнем постановки.
Не обошли стороной и игры. Косбэнд "Студия Грабли" поставил отличную серьёзную, но при этом не тяжёлую сценку по игре Contrast. Темой стали фантазии ребёнка, являющиеся для него спасительным прибежищем среди бушующего моря страстей семейных неурядиц. Косплееры, знакомые мне по участию в проектах Bad Idea и Tangled Project взялись за недавний инди-хит - Undertale, показав небрежного геймера, решившего побыстрее пролететь очередное инди, но столкнувшегося с малоприятными последствиями своих неаккуратных действий и необдуманных решений. Скажу честно, сам в Undertale не играл, лишь только читал о нём, но как по мне - у ребят получилось мастерски сыграть на контрасте милой непосредственности и затаившегося в темноте зла, что было вполне присуще игре. Причём нашлось как место отличным шуткам, например про модные нынче очки виртуальной реальности, так и драме - и учитывая правильные акценты и паузы, одно ничуть не мешало другому.
Самым же тематическим номером в отделении и вообще одним из лучших в этом косплей-шоу стала сценка, посвящённая дефиле-люкс, где в красках раскрыли как же народ пытается попасть в этот блок программы, а также все связанные с этим трудности. Порядком поглумились над Дивом, в обязанности которого входит разруливать этот бардак. Ну и, конечно, посмеялись над самими выступающими, апогеем чего стала шутка: "Я косплеер, я так вижу!"
Второе отделение прежде всего запомнилось сценкой-мюзиклом "Корейские желания" от косбэнда "Важен Дан". Бодрым речитативом зрителям поведали о фанате K-POP'а, которому посчастливилось столкнуться с золотой рыбкой. Недолго думая, парень пожелал оказаться в стране своих грёз - Корее, что рыбка незамедлительно и исполнила, отправив героя... в Северную Корею. Нельзя не отметить, что ребята отлично подготовились, сделав качественную фонограмму и смонтировав видеоряд для песни. Настоятельно советую вам посмотреть запись этой сценки в сети. Даже если вы равнодушны к K-POP'у (а автор, например, скорее вообще относится к нему с лёгкой неприязнью, что не помешало ему насладиться выступлением). Также впечатляющей показалась серия коротких, зловещих, но завораживающих танцев по аниме "Адская девочка".
Помимо выступлений, на второе отделение пришлось и дефиле-люкс, темой которого стала довольно популярная - если не сказать избитая - тема магических академий. Вернее, в данном случае, академии косплея. Из выступающих же прежде всего запомнились ребята из "Звёздных войн", устроившие небольшое шоу с танцами и прыжками. Очень впечатляющей получилась смерть из "Героев меча и магии" (хотя был ли это лич, какой-то другой юнит или вообще игровой персонаж - я так и не понял). Не менее пафосными и мрачными получились, если не ошибаюсь, дементоры из "Гарри Поттера". Крайне заворожили Тауриэль и, в особенности, Торин из "Хоббита". И, моя личная слабость, пафосные, на этот раз разноцветные крылья у персонажей из "Ярости Бахамута". Безусловно, это была лишь малая часть выступающих. Причём отметил даже не всех, кто мне понравился. Но участников прошло так много и сменялись они так быстро, что просто не всех успел записать и, честно говоря, идентифицировать тоже - на слух по объявлению ведущих банально не всегда было понятно, кто же сейчас вышел на сцену.
Третье отделение, по совпадению, тоже запомнилось музыкальными выступлениями. Первое из них - песня "Властелин ничего" из мюзикла "Последнее испытание". И интересный текст стал хорошим бонусом к мастерскому исполнению дуэта. Второе же - танец с песней под AMV на Sakura Wars. Стоит отдать должное выступающим - столь дружное пение даже двух, а тем паче большего количества вокалистов на фестивалях бывает не так уж часто.
Завершилось же косплей-шоу бессменным (скорее даже - бессмертным) финальным танцем. На этот раз под ремикс опенинга из One Punch Man. Так и окончился второй день фестиваля, являющийся, пожалуй, самым насыщенным и сложным как для большинства организаторов, так и для косплееров. Впрочем, впереди ещё было немало интересного.
2 мая
День после косплей-шоу обычно является разгрузочным. По крайней мере, первая его половина, когда большинство участников фестиваля отсыпается и лишь самые любознательные идут в Дом Актёра, чтобы внять слову мудрости ветеранов фэндомной сцены.
Открыла семинары в этому году Елена Скрипниченко - аккредитованный фотограф фестиваля. И говорила она об особенностях фестивальной съёмки. Чтобы сделать хорошие снимки и получить аккредитацию или оправдать уже полученную, стоит соблюдать несколько прописных истин. Хотя аккредитованным фотографам открыты почти все двери, гримёрка всё равно является местом, где съёмку проводить нельзя - если вас не поколотят сами переодевающиеся косплееры на месте, то уж организаторы вряд ли дадут вам аккредитацию в следующем году. Зато можно и даже нужно посетить генеральную репетицию. Во-первых, это позволит оценить место проведения конвента и заранее наметить точки съёмки, а во-вторых, таким образом можно ознакомиться с некоторыми выступлениями заранее и быть готовым уже во время самого шоу сделать эффектный кадр в нужный момент. Да, разумеется стоит попросить программу у организаторов, чтобы не пропустить это самое выступление. Фотограф также может насолить не только косплеерам, но и зрителям, загораживая сцену. Так что на репетиции стоит прицениться к такому месту, где не только вид будет хороший, но и сами вы окажетесь не слишком заметны. Чтобы не набиваться в одно такое место с другими фотографами, есть резон поговорить с ними заранее и примерно узнать, кто откуда собирается вести съёмку. Конечно, место лучше время от времени менять, чтобы полученные снимки отличались разнообразием ракурсов. Относительно техники - на косплей-шоу лучше брать светосильные объективы, учитывая запрет на вспышку. Для близких планов стоит использовать диафрагму 3.5. Под разные цели можно взять два, а то и три объектива и лучше иметь для них специальную сумку, в которую, к тому же, стоит положить запасную карту памяти. А для многодневных фестивалей ещё и прихватить с собой жёсткий диск. Безусловно, нужно уметь снимать без автоматики и добиваться интуитивного понимания хорошего снимка.
Астис, как бывалый сценарист, режиссёр и организатор, поведала о том, каким же образом можно уложить вашу эпичную постановку в положенные n минут, которые могут дать вам организаторы. И вообще, как сделать так, чтобы её приняли. Для начала выступающая предложила любопытную аналогию - банку, которую надо забить камнями. Сначала стоит укладывать большие камни, а уж затем засыпать всякую мелочь и песок. Иными словами, стоит чётко определить, что в сценке быть должно, а затем уже дополнять картину деталями, часть из которых, в случае чего, можно будет сократить. Записав фонограмму или просто начитав сценарий на микрофон, желательно прослушать его как радио-спектакль. Если сценка таким образом слушается нормально и не возникает впечатления чего-то непонятно - это однозначно хороший знак. При составлении сценария многие опираются на доступных косплееров и их костюмы. То есть, пишут сценарий под персонажей. В идеале такого лучше не делать и сначала создавать сценарий, а уж потом подыскивать нужных людей. Стоит быть осторожным и избегать слишком часто используемых другими приёмов. Например, в последние года очень популярно разрушение четвёртой стены (и сценки о косплеерах, прим. автора). В конце концов, если уложиться в положенные шесть минут не получается - а именно такое ограничение ставят организаторы воронежского аниме-фестиваля, - но вы уже успели себя зарекомендовать с положительной стороны, можно попробовать отвоевать ещё минуту-другую. Хотя лично мне доводилось видеть и практически получасовые выступления, так что всё в ваших руках. Главное, не слишком борзеть и адекватно оценивать свои силы.
Воспи вновь поведал слушателям кое-что интересное о звуке. На этот раз он решил рассказать о том, как можно создать свои собственные звуки. В этой процедуре есть два основных этапа - запись издаваемого звука и последующая его обработка. В качестве источника звука был использован синтезатор, а обработка велась в FL Studio. Выступающий очень активно взаимодействовал с залом, полностью завладев его вниманием и растормошив шутками, сделал сэмплы при помощи зрителей и хотел было на месте же создать из них трек, но, увы, время семинара не позволило воплотить задуманное. Воспи пообещал, что сделает это дома, возможно даже застримит этот процесс, но сейчас, уже в самый разгар лета, трек так и не появился. Будем надеяться, что у него всё-таки дойдут до этого руки - весьма любопытно узнать, что же из этого получится.
Затем на сцену вышел Александр Фильченко с ежегодным отчётом о том, что же успела сделать студия дубляжа Reanimedia со времени проведения предыдущего фестиваля. За это время было озвучено три фильма по Наруто, второй и третий фильмы Rebuild of Evangelion, а также "Летние войны". Причём последний на 80% был озвучен волонтёрами. Местами пришлось работать в рамках очень жёстких сроков - заказы нередко приходили горящие. Затем Александр ответил на вопросы из зала. В частности, было любопытно узнать, что на обработку и монтаж тратится заметно больше времени, чем на запись реплик. Когда Фильченко спросили, что он думает по поводу вчерашнего косплей-шоу, он прямо ответил, что у большинства выступлений отсутствовал чёткий и внятный финал. Конечно, актёр театра мог проявить чрезмерную строгость к любителям, но должен признать, что самого во время косплей-шоу не раз посетила та же мысль.
Последней выступающей стала Усаги с новыми историями о подготовке ведущих к фестивалю. Однако она решила сразу ответить на возможные вопросы зрителей, чтобы оставшееся время полностью посвятить теме ведения косплей-шоу. Сначала речь коснулась пасхи, которая в этом году прошла аккурат 1 мая из-за чего многие были вынуждены отказаться от фестиваля частично или полностью, посвятив время семейному празднеству. Организаторы понимали, что не для всех 1 мая может быть удобной датой, но при переносе фестиваля пришлось бы очень сильно менять программу, на что они решили не идти. Аналогично были даны объяснения о том, почему мероприятия фестиваля были распределены по дням именно таким образом. Ну и затем жалующимся на то, что в дефиле попасть сложно, Усаги посоветовала готовить сценки, которые принимают куда охотнее, пускай с ними и больше мороки. Потому что дефилееров нынче много, а сценка зверь редкий и ценный.
Что же касается ведения, Усаги сразу заявила, что да - вначале СоНик вышел не в парике, а при своих волосах и побрили его прямо за кулисами. Да и вообще, следуя заповедям Сайтамы (а также пытаясь соответствовать образу), парням пришлось подкачаться, а девушкам похудеть. И чего только не сделаешь для канона? Что же касается косплея, настоящей проблемой оказался костюм Конбу. Вернее, её волосы-водоросли, для которых было не так-то просто подобрать материал, а потом ещё и уложить нужным образом. Даже пришлось всё переделывать заново. Заклёпки на костюме Соника (то есть, персонажа, которого косплеил Див) был сделаны вручную, и вышло их аж сто шесть штук! На радость зрителям (и, конечно же, для канона) разрез на платье Татсумаки был значительно увеличен по сравнению с изначальным - не без вмешательства самой Усаги (можно сказать, младшая сестра хоть здесь смогла немного поиздеваться над старшей). К слову, тут же была продемонстрирована технология безопасного переноса уже уложенных париков - на бюсте в коробке с открывающейся стенкой. Потом настала очередь костюма Геноса, руки для которого, оказывается, частично печатались на самодельном 3D-принтере! Причём продемонстрировали и видео работы этого пугающего, но внушающего агрегата. Неожиданно проблемой оказался поиск нужных линз, учитывая, что у Воспи посаженное зрение. Пришлось лепить одни линзы поверх других, что отнюдь не способствовало хорошему состоянию глаз и удобству самого выступающего. Платье Фубуки тоже принесло проблем, так как её в аниме почти не было. И как раз за неделю до фестиваля появился спешал, практически полностью посвящённый этому персонажу. И недели оказалось достаточно, чтобы сделать костюм. В общем, трудностей, как всегда, было много, но все они были более или менее преодолены... Нередко в самый последний момент.
Собравшимся на семинарах дали достаточно времени, чтобы добраться до Адмиралтейской площади аккурат к моменту начала шествия. Проходило оно по тому же маршруту, что и в прошлом году. Пожалуй, на радость властям и автолюбителям, учитывая, что вдоль набережной дороги перекрывать было не нужно. Но, конечно, и на шествие посмотреть из жителей и гостей Воронежа получилось мало кому. Само шествие прошло небезынтересно, но всё же несколько буднично. Встречи со старыми друзьями и громогласные шутки, рождающие взрыв хохота в радиусе десяти метров - это, конечно, замечательно, но всё-таки не хватило какого-то запала, каковой можно было видеть, скажем, лет семь-восемь тому назад.
Следующие пару часов были отведены под фото-сессию в сквере у кинотеатра "Спартак". Впрочем, эту паузу можно было использовать, чтобы подкрепиться перед "Концертом в прибежище", который опять же прошёл в Доме Актёра. Попасть на него мне, правда, не удалось, поэтому, к сожалению, могу судить о нём только по роликам в сети. Но бывшие там знакомые, кажется, вполне остались довольны мероприятием. Хотя не могу сказать, что сильно сокрушался по этому поводу, ведь фестиваль на этом не завершился.
3 мая
На форум-выставке прошлого года многим пришлось проявить самообладание и проверить на прочность свою морозостойкость. Особенно косплеерам в лёгких и открытых костюмах. Погода была тогда какой угодно, но не майской. В этом году всё, к счастью, было куда лучше. Иногда налетали облака и даже капал мелкий дождик, но в целом атмосферный фронт оказался куда менее капризным.
Учитывая, что форум-выставка - мероприятие без конкретной программы, охватывающей всё и сразу, приходится основательно бродить туда-сюда, чтобы максимально его охватить. Ближе ко входу, в беседке, базировалась чайная, а также стояли столики с аниме, мангой, японскими товарами и символикой фестиваля. Особенно хочется выделить палатку с шкафчиками гараж-китов, являющуюся сразу же выставкой и магазином фигурок. Побродив туда-сюда нашёл даже всякие японские вкусности и полигоны для настольных игрищ. Как по западным настолкам, так и по классическим японским - вроде го и ханафуды. Честно говоря, который год уже посещает желание махнуть на всё рукой и остаться в таком вот уголке на пару-тройку часов, но любопытство и желание охватить программу по максимум перевешивают.
Любители сценической программы в основном подтягивались к сцене, где исполняли различные песни известные и не очень известные фэндомные вокалисты. Был соблазн самому там залипнуть, но ввиду вышеозначенных приоритетов, задержался у сцены всего несколько раз. Однако мне удалось захватить кусочек выступления Усаги Хаяши. И, по счастливому стечению обстоятельств - Амэ, которая предстала перед зрителями в косплее Аски и исполняла Zankoku na Tenshi и Fly Me to the Moon, столь дорогие сердцу каждого ева-фана. Ещё запомнилась Харука, доставшая из своего сундука с музыкальными сокровищами немецкую песню про пиратов и ром.
Уставшие от суеты прошедших дней, могли тихо-мирно пройтись вдоль развешанных работ на фото-сушке, где помимо фотографий висели и рисунки. А ещё был стенд с настоящими артефактами прошлого - билетами и программками ранних фестивалей. Здесь же неподалёку можно было поваляться в растянутых между деревьями гамаках, а затем с новыми силами окунуться обратно в круговерть форум-выставки - поучаствовать в старинной игре ручеёк с косплеерами и другими гостями фестиваля, а также упасть в бесплатные объятия дружелюбной незнакомки или незнакомца (да-да, ребята и девчата с бумажками free hugs ещё появляются на фесте, что лично меня очень радует).
Даже когда сценическая программа подошла к концу, народ ещё активничал какое-то время. Стоя на песчаном берегу, наслаждаясь свежим бризом, я старался не думать о том, что фестиваль завершается. Хотя вечером планировалось ещё афтепати, но как показала практика, Танибатоходики из подобных мероприятий не способно затмить ничто. Да, на афтепати, безусловно, могло быть что-нибудь весёлое, но скорее мало имеющее отношение к самому фестивалю, да и боюсь, что не очень печатное.
Что же можно сказать в итоге? Воронежский фестиваль до сих пор жив и дышит (причём отнюдь не на ладан). Даже если брать кино-программу, прекрасно понимаю, что пропустил её по причине личных предпочтений и того, что интересные мне фильмы уже успел посмотреть ранее. Очень надеюсь, что в следующий раз организаторы смогут подготовить какие-нибудь интересные премьеры, не привязанные к уже огромным существующим фэндомам. Ну разве что если всё-таки выйдет четвёртый фильм по Евангелиону - даже несмотря на фиаско третьего, если с четвёртым всё будет настолько же плохо, я верю, что только воронежский аниме-фестиваль поможет мне пережить такой Четвёртый Удар.
Комментарии
RE:Фильченко, Мерлин, теперь
@#1 Я думаю, СоНик наверняка сейчас отращивает волосы. Сам несколько лет назад пробы ради брился под ноль. В принципе, за полгода почти наверстал (ну, если брать более привычную мне длину - за год). К слову, если вспомнить не совсем оргов, но всё же не последнего человека для фестиваля - Тарас Бутейко, замечательные фотографии которого уже не раз были использованы в отчётах о конвентах, тоже бреется под ноль вот уже года два как точно.
Фильченко, Мерлин, теперь
Фильченко, Мерлин, теперь Соник. Скоро все орги лысые будут.
Кто в следующем году? Усаги?
Добавить комментарий (обзор)