Вы здесь
Yamato 2520 и трагедия Ёсинобу Нисидзаки
Yamato 2520 («Ямато 2520») — проект, который погубил карьеру известного продюсера Ёсинобу Нисидзаки, создателя культовой космооперы Uchuu Senkan Yamato («Космический линкор Ямато»). Именно ему, а не Лэйдзи Мацумото (Galaxy Express 999) принадлежит авторство франшизы.
Мацумото нарисовал своё произведение на основе идей Нисадзаки. За сюжет первого сериала и продюсирование всей франшизы также отвечал Нисидзаки. Он с радостью встречался с поклонниками, давал многочисленные интервью и советовался с фанатами по поводу продолжения. Быстро разбогател и стал культивировать образ этакого бунтаря и первоклассного моряка с собственной яхтой.
В начале 80-х продюсер и мангака поссорились, началась череда судебных тяжб за право владения франшизой. По итогам суда права на «Ямато» всё-таки перешли к Лэйдзи Мацумото. Мангака занимался сюжетом в сиквелах, поэтому суд счёл, что он внёс более значительный вклад в бренд «Ямато».
Нисидзаки ничего не оставалось, как переключиться на другие проекты, и даже создать несколько подражаний Yamato (Odin: Koushi Hansen Starlight, Uchuu Kuubo Blue Noah). В 90-х старые обиды всё-таки взяли верх. Нисидзаки решил перезапустить франшизу в виде OVA-сериала Yamato 2520 — независимого духовного наследника, который хоть и отсылал к классической франшизе, но был полностью оригинальной работой.
Первые концепты сериала появились ещё в конце 80-х, но к созданию аниме приступили только в 1993 году. Продюсер не жалел вложений в проект. Космоопера про космических переселенцев выглядела в разы проработанней и интересней оригинальной истории. Внешний вид космического корабля и мира будущего в в сериале разработал Сид Мид — известный голливудский дизайнер («Бегущий по лезвию», «Чужие»), а за саундтрек отвечал джазовый композитор Дэвид Мэтьюс.
Увы, вышло всего четыре эпизода из десяти запланированных. Мацумото обвинил Нисидзаки в плагиате, начал с ним судиться и вновь выиграл дело. Из-за судебных издержек и огромных затрат на производство (один только дизайн Сида Мида влетел в копеечку) студия Нисидзаки влезла в долги и обанкротилась к осени 1996 года. На тот момент был написан почти весь сценарий сериала, в том числе диалоги персонажей.
Провал Yamato 2520 окончательно подкосил продюсера, и он впал в депрессию. В 1997 году полиция остановила Нисидзаки за неаккуратное вождение — в его машине нашли марихуану, стимуляторы и морфий. После нового судебного дела он был отпущен под залог и отправился на Филиппины, где оказался замешан в контрабанде оружием, которое провозил в Японию на собственной яхте. Полиция нашла в его доме пистолет Glock 17, винтовку M16 с подствольным гранатометом, патроны и гранаты.
В январе 1999 года его судили за хранение наркотиков, а феврале полиция нашла в его доме новую порцию запрещенных наркотических средств, две автоматических винтовки и тысячу пуль. На допросе Нисидзаки соврал, сказав, что это всё оружие, которым он владел — позже в его доме нашли спрятанный и заряженный пистолет. За нелегальное хранение оружия и наркотиков бывшего продюсера приговорили к пяти годам лишения свободы. Из тюрьмы он вышел в конце 2007 года, когда ему исполнилось 72 года.
После реабилитации и извинений Нисидзаки разрешили вернуться в аниме-индустрию. Он помирился с Мацумото и ему доверили снимать аниме-фильм Yamato Resurrection («Ямато: Воскрешение»). В последние годы своей жизни Нисидзаки участвовал в создании полнометражной экранизации и помогал авторам ремейка Yamato 2199.
Продюсер погиб 7 ноября 2010 года. Во время отдыха на своём судне у него случился инфаркт, из-за которого он потерял равновесие, упал за борт и утонул. По иронии судьбы его маленькое исследовательское судно называлось «Ямато».
Провальные экранизации JoJo
Сегодня мангу Хирохико Араки JoJo’s Bizarre Adventure («Невероятные приключения ДжоДжо») знают во всем мире благодаря её успешным аниме-экранизациям. Но ещё 12 лет назад JoJo ценили только бывалые западные поклонники сёнен-манги (в Японии он был всегда популярен). В то время франшизе катастрофически не везло с экранизациями — сначала неполная адаптация третьей части, потом заживо похороненная экранизация всех частей манги.
В 2007 году студия A.P.P.P. (она же занималась OVA-адаптацией третьей части) выпустила экранизацию первой части манги. Её выход был приурочен к 25-летию карьеры мангаки Хирохико Араки, и на экранизацию возлагали большие надежды.
То, что случилось с фильмом, сложно назвать провалом — это полная катастрофа. JoJo вышел в ограниченный прокат и в считанные дни был снят с показа. Издатель манги Shueisha и компания Араки Lucky Land Communications разорвали все отношения с анимационной студией A.P.P.P. Мангака был так разочарован экранизацией, что запретил её выпуск на DVD и Blu-ray. Фильм не успел выйти, а его уже закопали.
До наших дней дожило множество концепт-артов, несколько трейлеров и продолжительный отрывок без озвучки. Если судить по этим материалам, а также по мнениям японским «счастливчиков», которым удалось увидеть фильм, то адаптация получилась невероятно плохой.
Из без того маленькой первой арки исчез весь фирменный юмор франшизы, а многие персонажи и сюжетные линии пропали. Например, всеми любимый Роберт Спидвагон там был второстепенным персонажем, который почти моментально исчез из сюжета. Уже только этот факт ставит крест на экранизации и её сиквелах.
Тем не менее, параллельно с первым фильмом студия A.P.P.P начала работать над сиквелом и адаптацией второй части манги — Battle Tendency. Но из-за громкого провала первой картины её отменили ещё на стадии раскадровок. В 2016 году уцелевшие раскадровки выложил на Reddit пользователь с ником Maxfan1089.
Проект Despera
В 2009 году дизайнер и мангака Ёситоси Абэ анонсировал новый анимационный сериал Despera. Название происходит как от английского слова despair («отчаяние»), так и от испанского слова desperado («отчаянный»). Абэ назвал свой проект духовным наследником Serial Experiments Lain («Эксперименты Лэйн»).
Кроме Абэ над Despera работал сценарист и режиссёр «Лэйн» — Тиаки Конака и Рютаро Накамура. История рассказывала о гениальной 12-летней девочке по имени Айн, которая изобретает различные устройства. События происходят в Японии 20-х годов, незадолго до Великого землетрясения Канто 1923 года.
С 2009 по 2011 год в журнале Animage издавался короткий роман по мотивам будущей адаптации. Позже все главы объединили и выпустили в отдельном томе. Всё это время Абэ, Накамура и Конака искали потенциальных инвесторов. К сожалению, в 2013 году Накамура скончался от рака поджелудочной железы. В 2015 году Абэ сообщил, что проект не будут заброшен, и уже идут поиски нового режиссёра.
В марте 2018 года Конака и Абэ рассказали, что шансы на выход Despera всё ещё есть, пускай даже маленькие. В заморозке проекта виновата не только низкая заинтересованность потенциальных инвесторов, но и существенные изменения в аниме-индустрии. По словам Конаки, ниша независимой анимации практически исчезла, как и бизнес-модель, по которой создавались подобные проекты. Сейчас очень тяжело убедить потенциальных инвесторов в том, что независимое оригинальное аниме (которое не снято по успешной манге или роману) будет коммерчески успешным.
В 2019 году Despera всё ещё находится в замороженном состоянии, а Конака и Абэ никак не комментируют статус проекта. Также отметим, что страничка аниме давно удалена с крупных порталов вроде MyAnimeList и Anidb.
Автор статьи Семен Костин.
Продолжение следует.
Статья любезно предоставлена автором.
DTF
Сообщество вконтакте "Oldies but Goldies (Classic Anime & Manga)"
Комментарии
Узнал новое про ямато,
Спасибо, очень интересный
Спасибо, очень интересный выпуск. С одной стороны хочется, чтобы проект Абэ Ёситоси увидел свет, а с другой - он ведь участвовал в Дерриде...
Думаю, этому поспособствовали сомнительные достижения таких студий как PAW. Инвесторы не хотят рисковать, и я их понимаю.
Добавить комментарий (обзор)