Вы здесь
Сайт: https://vrnfe.st/2021
Название мероприятия: 2021 Всероссийский фестиваль японской анимации онлайн
Место проведения: внезапно Москва и, увы, снова интернет
Время проведения: с 1 по 3 мая
Одной из самых популярных традиционных народных забав под Новый год можно смело назвать закрытие гештальтов. Доработать всё недоработанное, дочитать всё недочитанное, досмотреть всё недосмотренное, чтобы можно было со спокойной совестью в день X поздравить всех не поздравленных, а затем сесть за стол и в течение недели доесть всё недоеденное и допить всё недопитое. Исключением из этого правила ваш дражайший автор-обормот не является и хотя дописать всё недописанное в очередной раз, разумеется, не получится, но как минимум этот хвост отрубить я обязан. Вспомним же в эти холодные зимние дни тёплую весну и атмосферу родного всем матёрым фестивальным анимешникам Воронежа. То есть, Всероссийский фестиваль японской анимации...
Шо, опять?
В онлайн-формате. Да, опять. Так уж вышло, что в нашей стране известное правило из "Скотного двора" работает уже давно и прошедший год лишь только больше подтвердил его неугасающую актуальность. То самое про одних животных, которые равнее других. Не берусь сейчас вставать на какую-то сторону банально в силу недостаточной компетентности - так ли опасен коронавирус, как принято считать из официальных источников, я не знаю. Да и в любом случае тема эта данной статьи не касается. Однако касается тема другая - оправданы ли введённые ограничения по посещению массовых мероприятий? Организаторы Всероссийского фестиваля японской анимации в Воронеже (ну или просто аниме-фестиваля в Воронеже) люди опытные, съевшие уже не одну собаку на создании подобных мероприятий. И как выяснилось, обладающие хорошей интуицией, ну или как минимум способные давать весьма достоверные прогнозы. В прошлом году фестиваль отменили аккурат за несколько дней до объявления о введении жёстких ограничивающих мер. К сожалению, за год ситуация не то что не разрешилась, а стала ещё менее понятной. Забегая немного вперёд по событиям, знаю как минимум о двух крупных отменённых за 2021-ый год фестивалях в России, один из которых даже планировал посетить, но в последний момент, будто предчувствуя неладное, решил отказаться. Хуже того - отменили их в день проведения, подставив таким образом не только организаторов, но и людей, которые уже выехали на фестивали и просто приехали к закрытым площадкам. Опять же, не стану спекулировать на тему того, что явилось причиной такой сумбурной инициативы и была ли она оправдана, но факт в том, что и организаторы вместе с посетителями воронежского аниме-фестиваля могли попасть в такую ситуацию, которая стала бы катастрофой. И хотя за год было проведено множество смежных фестивалей в офлайновом формате, организаторов воронежского феста можно понять за желание избежать рисков. Тем не менее, своего рода послабление всё же было сделано и фестиваль перешагнул границу кибер-пространства, слегка просочившись в мир - в виде проводимого в первый день концерта на реальной площадке, в одном из баров Москвы. Весьма символично, что темой ведения для него стал успешный, пускай и стартовавший не очень удачно, долгострой Cyberpunk 2077.
Однако путь к концертной площадке оказался тернист и опасен. Например, Воспи специально сделал видео для концерта заранее, так как у него не получилось приехать. А Див вообще выполз на сцену с костылями. Надо отдать должное самоотверженности давнего участника концертной программы - я бы на его месте лежал и восстанавливался дома, а не ехал на концерт, не говоря уже о выступлении. Пожалуй, упоминать всех участников не стану, тем более что эта информация есть на сайте фестиваля, да и весь концерт можно посмотреть в записи. Хотя кое-кого, конечно, отмечу исключительно из персональных музыкальных предпочтений и, опять же, личных впечатлений. Тарья и Лютер (он же Андрей) выступают вместе уже давно, но если Лютер изначально поражал своим талантом, Тарья всё же скорее воспринималась мной как в первую очередь косплеер, который решил открыть себя в вокальной сфере. В этот раз однако с удивлением отметил, насколько вырос её уровень. Как отдельно, так и в дуэте исполнители звучали просто прекрасно. Приятно удивил Вова Панда, исполнив аж две песни Metallica (хотя я бы предпочёл Megadeth, но, очевидно, Хэтфилд плохо совместим с Мастейном). Запомнился клип-коллаборация Мирасоль и Black Ace'а под трек собственного сочинения с бодрыми гитарными риффами, Catch The Fire, по мотивам NES игры Journey to Silius с кучей отсылок на классические видеоигры (рекомендую посмотреть видео, если вы неравнодушны к этой теме). Ну и, конечно, главным подарком этого концерта стала для меня Komm, süsser Tod из End of Evangelion, отлично исполненная трио Hell Jays.
Второй день был целиком посвящён косплей-шоу и вела его уже сложившаяся команда ведущих: Усаги, СоНик, Воспи, Нами, Фантазёрка и Лит. Перед зрителями они предстали в образах ёкаев и пытались разрешить проблему собственного вымирания и выяснить, почему это вымирание вообще происходит. По номерам же для начала выделю... танец. Даже более того - K-pop танец, которые выделять для меня вообще не типично, но уж больно симпатично смотрелась команда CheerUp!, особенно могу похвалить операторскую работу и монтаж. Переходы между записями в двух разных помещениях были настолько удачны, что с удивлением порой отмечал, как девушки танцуют уже в совершенно других декорациях, нежели секунд десять назад. И это отнюдь не единственное K-pop выступление, которое мне запомнилось. Вокальный номер от ALMA (BTS - Dynamite) был записан и сведён настолько качественно, что производил впечатление профессиональной студийной работы, которую можно было бы смело отправлять в релиз. И завершу упоминание корейского блока командой Grom на песню CHUNG HA - Stay Tonight. Очень симпатичное и гипнотизирующее выступление, которое немного подпортила неровная операторская работа. Но поскольку фестиваль всё-таки сосредоточен на косплее, уделим внимание и этим выступлениям. Скажем, косбенду "Очень мемные дела" с клипами по Boku no Hero Academia и "По ту сторону изгороди". Выгодный кадр, выразительная мимика, качественный монтаж - в общем, очень крепкие, запоминающиеся работы. Я бы сказал, что это всё-таки скорее видео-дефиле, но получилось в любом случае симпатично. К слову, вспоминается, что на каком-то из фестивалей на сцене даже выступала музыкальная группа. Думаю, это не вошло в традицию, потому что быстро вытащить все инструменты на сцену и сыграть одну песню, чтобы так же быстро смыться за кулисы (не вспоминая уж о настройке звука) - крайне неудобно как для музыкантов, так и для организаторов. И в этом смысле онлайн-фестиваль предоставляет кое-какие плюсы. Например, можно заранее записать клип, а потом уже послать готовое видео на фестиваль, как это в данном случае сделала группа LesoStep'je с бодренькой, хоть и короткой фолк-композицией. К другим необычным номерам - хотя собаки в воронежских аниме-конвентах появляются не впервые (могу вспомнить их присутствие в программе как минимум на одной из Ёлок и Подпольнике), кажется, до воронежского аниме-феста они ещё не добирались. Так что собакокосплей на одного из персонажей Лунтика мне, конечно же, запомнился. Но вернёмся к аниме. Персональный поклон Ihre_Schvermut и Retrogradoff за грамотную передачу духа опенинга Serial Experiments Lain - вышло настолько же красиво и меланхолично, как в аниме. Не могу не признать отлично проведённую работу Ai* Group и City of Chains над песней по игре Dragon Nest, с которой, в отличие от предыдущего фэндома, я как раз знаком весьма поверхностно - прекрасно звучащий клип, который даже растормошил почти не подававшего до этого голоса Воспи. Но что же со сценками? К счастью, The Grabli Studio встали на защиту традиций и сделали таковую - с оригинальным сценарием, забавными актуальными шутками и даже посылом, объединив злободневную тему коронавируса и мультфильм "Кунг-фу Панда". А завершил первую часть косплей-шоу кавер на One Last Kiss от Nana4ka. Да, это тема из финальных титров последнего Rebuild of Evangelion, который как раз вышел в этом году, таким образом закончив переосмысление легендарного аниме 90-ых. Каюсь, фильм пока не видел, но песня, как и все эндинги Евы, чудесная и, учитывая, что оригинал пока не слышал, чую, буду теперь равняться именно на эту версию.
Вторая часть шоу, начавшаяся незамедлительно, представляла собой дефиле-люкс, которое вели его координаторы - Мрак и Ран. В этот раз присланные видео выступлений было решено разбавить небольшими интервью с давними организаторами и участниками дефиле-люкс, которые рассказывали о том, как попали на сцену и делились самыми яркими фестивальными впечатлениями и забавными закулисными историями. Формат получился весьма занимательным и очень подходящим для онлайн-трансляции. Уж чего-чего, а баек у ребят за эти годы накопилась уйма. На ретроспективе же сосредоточилось и следующее отделение шоу, в начале которого ёкаи крайне забавно и не очень удачно попытались составить объединёнными жестами фигурки сердечек. В течение блока ведущие вспоминали последние десять лет фестиваля и наиболее интересные сценки и интермедии из него. Ну, что удалось запихнуть в рамках нескольких часов. Учитывая объём материалов, скопившихся за эти годы, ретроспективу можно было проводить хоть три недели, но принимая во внимание ограничение в три дня, последний всё-таки был отдан под семинары и лекции.
Вопреки обыкновению, лекция Усаги о фестивальном закулисье, которой обычно завершается этот блок, прошла самой первой. Хотя рассказ в первую очередь был посвящён выступлениям на сцене, лично мне интереснее всего было посмотреть на фотографии съёмочных площадок ведущих этого фестиваля. Воспи же приготовил основательный семинар по созданию хорошей фонограммы, описывая процесс с трёх разных сторон: автора, актёра и звуковика. Крайне рекомендую ознакомиться с ним, если вы готовите сценку, но опыта записи фонограммы у вас пока мало или нет совсем. Автор додзинси "Причудливые Авантюры Жожо", Виталий Терлецкий, в деталях описывал свою работу, реакцию на неё публики и приводил доводы в пользу того, что подобное творчество нельзя относить к плагиату. Затем, после перерыва, Дарья Арчакова и Анастасия Тонких намертво привязали зрительское внимание к весьма необычной теме, шибари - японскому искусству связывания, которое возникло из практики содержания под стражей пленных в древней Японии. Со временем его изначальная роль изменилась и теперь шибари практикуют скорее по эстетическим причинам, причём не обязательно с эротическим подтекстом. Из какого материала и какой длины должны быть верёвки, как с ними обращаться, как вязать красивые узлы и при этом сохранить здоровье связываемого? Если тугой узел этих вопросов не даёт вам покоя, обязательно посмотрите этот материал. Далее прошла интереснейшая обзорная видео-экскурсия по воронежскому музею видеоигр. Алексей Веселков в достаточной лаконичной форме изложил историю возникновения и развития видеоигр в Японии, задержав внимание на особо интересных экспонатах, и сам я о некоторых из них даже не слышал раньше. Забегая немного вперёд - летом нам удалось посетить этот музей компанией и мы остались им крайне довольны. С тех пор он успел переехать и, надеюсь, сейчас у него всё в порядке. Планирую забежать туда снова при случае. И да, именно такими должны быть музеи игр, потому что там можно не только посмотреть приставки, но и поиграть на них! Завершающимся же выступлением стала лекция Александра Фильченко - его ежегодный отчёт о проделанной за прошедшее время работе студии дубляжа Реанимедиа. А рассказать было о чём - это и новые самостоятельные фильмы, и продолжение работы по дубляжу картин студии Studio Ghibli, и второй фильм по Вайолет Эвергарден, наконец, второй сезон Волчицы, для записи которого удалось собрать тех же актёров, который работали над первым, в том числе и Ольгу Мацкевич, давшую голос Холо! Теперь осталось только дождаться третьего сезона... Вероятность его появления, конечно, невысока, но ведь и в возможность дублирования второго сезона уже почти никто не верил! И на этом, сразу же после лекций, фестиваль удивительно быстро был закрыт. Хотя желающие ещё могли зайти на страницу вконтакте японского клуба Цукибанаси, чтобы получить омикудзи (предсказание) и пройти что-то вроде книги-игры "Ёкаевы сказки", знакомящей с основами японского языка.
Ощущался ли 2021 Всероссийский фестиваль японской анимации онлайн - мероприятием на уровне фестивалей в традиционном формате? Увы, но нет. Как телефонный разговор не способен заменить живое общение, так и формат стрима уж точно не заменит поездки в Воронеж на первомайские праздники с насыщенной программой на местности и яркими небольшими приключениями. Но это отнюдь не значит, что фестиваль, пусть и в таком виде, не имеет смысла. Организаторы не стоят на месте и активно осваивают новый, хоть и вынужденный формат. Опять же, онлайн-фестиваль - это повод вспомнить ставшие родными площадки проведения конвента и представить рядом друзей, с которыми так давно не виделся. Так что работа организаторов и участников, безусловно, не напрасна! И всё же, крайне надеюсь, что в будущем году фестиваль пройдёт в традиционном формате - уверен, в этом со мной согласятся все, кто причастен к этому замечательному мероприятию.
Добавить комментарий (обзор)