Вы здесь
Сайт: http://higan.org
Название мероприятия: Хиган-2011
Место проведения: город Минск, Дворец Спорта
Время проведения: 1-2 октября 2011
Удивительное дело — в Минске впервые я побывал осенью прошлого года и за прошедшее лето успел съездить туда ещё дважды. Это действительно прекрасный, чистый город с адекватными ценами (для тех, кто знаком с московскими расценками; про среднюю местную заработную плату, пожалуй, упоминать не буду, дабы не разрушать идиллию) и... весьма суровыми хранителями закона и порядка. Ну, в жизни стоит попробовать всё, в рамках разумного. И спонтанная беседа с представителями правоохранительных органов по инициативе последних туда вполне вписывается, на мой взгляд. ^_^ Об этом в данном отчёте тоже будет упомянуто. А сам отчёт, как вы уже поняли, о масштабном белорусском аниме-фестивале Хигане, впервые на котором я побывал в прошлом году. Тогда он произвёл на меня неизгладимое впечатление, о чём вы можете почитать в соответствующей статье 85-го номера нашего журнала. Конечно же, на этот раз я ожидал увидеть не менее феерическое зрелище. Оправдались ли ожидания? Попробуем сейчас разобраться.
Быстрее! 1 октября
Время неумолимо бежало вперёд. Времени до фестиваля оставалось не так уж мало, но опыт мой красноречиво свидетельствовал о том, что путь до места проведения конвента может занять меньше времени, чем проникновение в само здание. Хотя, тот же опыт дополнял, что подобное возможно, видимо, только в Москве. При выходе из метро передо мной, как лист перед травой, встало некое подобие фольклорной ярмарки с длинными рядами торговых лотков и установленной за ними сценой, на которой происходили народные песни-пляски. Бодро преодолев неожиданное препятствие, я в течение считанных минут получил аккредитацию и папку с информацией о фестивале. Уже раскатал было губу, обрадовавшись, что у меня в руках оказалась программка, но не тут-то было. В папке подробно разжёвывалось о том, что это за зверь такой — косплеер, что есмь аниме и прочие общие сведения. На единственном полезном для меня листе размещалась контактная информация организаторов. Мысленно похвалив этих доблестных людей за попытку объяснить несведущим акулам пера и вурдалакам клавиатуры куда они попали, тут же мысленно пожурил за отсутствие списка участников и очерёдности их выступлений. Впрочем, эта информация была размещена на сайте фестиваля, на который, отчего-то, зайти накануне не догадался.
Спрятав папку в рюкзак, окинул взглядом свод строения, отчего-то напоминавшего рукотворную пещеру. В голове явственно возник образ Синдзи, впервые увидевшего Геофронт (Neon Genesis Evangelion). Помещение потрясало своей громадностью. Настолько огромных залов, арендованных для аниме-фестивалей, мне видеть ещё не доводилось. Меж тем, зрителей пока собралось немного, посему отправился на встречу с Ungol'ом — одним из членов жюри. После непродолжительных поисков, завершивших полным успехом, получил на руки партию новых флайеров с нашим маскотом Панди-тян. В результате ошибки по формату они оказались в четыре раза больше ожидаемых размеров — настоящие флайерища. Впрочем, их симпатичность это ни в коем разе не умаляло.
Бросив беглый взгляд на экран телефона, отметил, что фестиваль должен вот-вот начаться и занял одно из отведённых журналистам и прочим мажорам мест. Задержка всего в двадцать минут — хороший показатель, учитывая размах мероприятия. Очень хочется верить, что причина недо-аншлага — избыток свободных мест, а никак не падение популярности Хигана среди анимешников, и фестиваль окупился для организаторов.
Начало программы ознаменовал танец ведущих, которые затем представили спонсоров и жюри. Удивил своей необычностью занавес, он был не раздвигающийся в стороны и даже не поднимающийся, а опускающийся.
Очень энергично и синхронно сплясали SeoulMates. В дальнейшем эта группа выступала ещё раз, за что в итоге получила приз зрительских симпатий. Мимоходом подметил хорошую акустику зала.
Первый блок дефиле открыла Солнечная Кошка, облачённая в тот же наряд, что и кукла на её руках. Её выход, пропитанный сказочностью и утончённостью, с незначительными вкраплениями вальсового элемента, зело порадовал мою душу. Однако данное выступление было внеконкурсным. Среди же конкурсантов отмечу следующих: безумно игривую и сексапильную Пуфыстую в образе неко-Цуруи (Меланхолия Харухи Судзумии). Отважно выдержавшую двойную остановку музыки Ksyuhus, из которой вышла потрясающе милая Кики (Kiki's Delivery Service). И прекрасно сплясавшего фирменный танец Экскалибура (Soul Eater) Гурами, получившего приз зрительских симпатий.
Невероятно понравилось звучащая в устах Tazura «Bouken Desho Desho» (опенинг «Меланхолия Харухи Судзумии»). Слегка дрожащий голос исполнительницы живо пробудил ассоциацию со скромной Микуру Асахиной, а подтанцовка хотя и не отличалась претенциозностью, приятно дополняла общую картину.
Перенесёмся сразу к чиби-дефиле, в котором было четыре участника. Больше всего, как и зрителям, мне угодил Ханни, косплеивший Кона (Bleach), которого также отметили жюри, отдав ему второе место.
Неоднозначной показалась сценка-кроссовер Shugo Chara и Star Wars. Она окончательно убедила меня в том, что с парнями в косплее очень туго, раз Джигурду играет девушка. В остальном, закрыв глаза на невнятный сюжет, можно отметить несколько бьющих точно в цель острых шуток.
В первом блоке дефиле по играм хотелось бы выделить два выступления. Целую компанию персонажей Touhou Project (конкретно из игры The Embodiment of Scarlet Devil). Выступление второй группы заставило уронить нижнюю челюсть на пол. Не устаю говорить, что на любом нормальном аниме-фестивале обязательно должен присутствовать косплеер с поражающими воображения крыльями. И в этот раз из колеи меня выбил Avro 698 — британский стратегический бомбардировщик. С таким явлением, как меха мусуме (девушки, в костюмах которых явно угадывается та или иная техника) знаком уже довольно давно, но в виде косплея вижу впервые. _shuu-chan_, 4еширская_кошка, Jazva — моё вам почтение за воплощение этой идеи в жизнь.
Хорошие сценки по D. Gray-man видел не раз. И крайне радует, что их продолжают ставить до сих пор. Команде Innominate удалось неоднократно рассмешить меня за свое выступление. Особо хотелось бы выделить кристально ясный сюжет, который также отметило жюри. Боевая сцена получилась несколько топорной, но это компенсировалось эффектно разломанными пенопластовыми столом и стеной (чую, что в этот момент волонтёры за кулисами хватались за головы — убирать-то им). В общем — изумительный номер.
Сногсшибательная красота девушек группы Yokan мешала критически оценивать их танец. Да, движения были не очень синхронны, ну, да и ладно, главное, что зрелище радовало глаз. Причём не только мой, судя по второму месту, присуждённому жюри.
Пожалуй, отмечу ещё сценку It's okay to be gay, шедшую в программе вторым номером, но из-за каких-то проблем перенесённую на конец блока. Вопреки опасениям, косбэнд Crazy Zoo не стал втюхивать высокие ценности яоя, а банально использовал его в качестве средства для отмазки от призыва на военную службу, что и явилось костяком сюжета.
Перерыв развеял мои опасения по поводу того, что на фестиваль пришло мало людей — в фойе плотность анимешников на квадратный метр явно превышала коэффициент свободного передвижения. В результате, до выставки BJD и стендов с фото-косплеем и фан-артом добирался столько же, сколько их и рассматривал.
Уголок BJD ошеломил подробными инсталляциями — лазурный берег моря, сгоревший дотла город, мрачный тронный зал, таинственный хвойный лес... Хотя куклы достойны высших похвал, но меня куда больше захватил интерьер созданных для них сцен.
Фанарт на выбор предлагался совершенно разнообразный — от фотореалистичных рисунков до сюрреалистических композиций. Одной из самых запоминающихся работ можно назвать Miyazaki World от T'Mia, которую жюри отметило главным призом.
Фотокосплей, выставленный на фестивалях, лично меня радует всегда. Так уж сложилось, что когда данная практика вошла в обиход, общий уровень подобных работ уже преодолел черту убогой инфантильности. Иными словами, топорные работы на серьёзных площадках сыскать сейчас непросто. Хиган не стал исключением из правил: среди представленных фотографий с удовольствием отметил достойные воплощения героев почитаемых фэндомов: Gurren Lagann, Blame!, Neon Genesis Evangelion. Жалко, что не удалось поучаствовать в голосовании, всё-таки аккредитация имеет и свои недостатки. Бланки голосования в этом году, как и в прошлом, располагались на билетах. Впрочем, вряд ли мой голос сильно изменил ситуацию бы — награды получили совершенно другие, хотя и не менее достойный участники.
Второе отделение запомнилось на редкость хорошими дефиле-выступлениями. Правда, жюри отметило Leirza в роли Александра Андерсона (Hellsing) и Anima Atra, представшую Люсиэлой (Claymore). Мне же больше по нраву пришлась Airnei, воплотившая образ Суигинто (Rozen Maiden). Впрочем, по крайней мере, по одному пункту наше мнение с жюри совпало — Medievil на примере Mewtwo (Pokemon) показала, как надо делать настоящий зверокосплей, заслужив за свои старания первое место в одиночном дефиле.
Следом зрители увидели великолепный танец от Black eight. Обтягивающие одежды, оригинальный старт и лаконичные, но хлёсткие движения покорили как моё сердце, так и сердца жюри. Но, всё же, не могу не сделать выговор — мало! Хотелось значительно больше.
В первом блоке группового дефиле, прежде всего, был отмечен косбэнд 404 Not Found с экзотическими костюмами героев Star Driver. За ними следовали умилительные Amaya & Takutoka (Otome Youkai Zakuro) и группа косплееров, воплотивших вокалоидов на готический манер. Кроме того, присутствовали вокалоиды в тигровой ипостаси, сплясавшие под Macarena. В общем и целом, тенденция хорошая — модифицировать знакомые образы, чтобы они не приелись окончательно. Кроме того, упомяну позитивную парочку — Пла и Ryo-Рё. Садахару и Кагура (Gintama) в их воплощении стали небольшой инъекцией радости.
Затрудняюсь сказать, хорошо ли это, когда подтанцовка затмевает поющего. Но вот караоке по Nana жюри отметило за лучшее представление, что в моём понимании как раз сопровождающим танцем и являлось.
В весьма театральном ключе косбэнд с несерьёзным названием "Фруктовый m/=^_^=m/ Лось" поведал серьёзную историю о хиккикомори. Её можно назвать несколько идеалистичной и наивной, и всё же струны моей души она затронула.
Следующее отделение началось с весьма необычного блока — видеокосплея. Участники представили небольшие видео-сценки на местности. Победу одержала cxAlena, показав грамотно выстроенное слайд-шоу с охотой на вампира, покорившее как жюри, так и зрителей. Примечательно, что косплееры в слайд-шоу фактически были живыми воплощениями нескольких BJD кукол. Хотелось бы ещё отметить хорошо смонтированный ролик от ^WASABI^ по вокалоидам, хотя сюжет местами был неясен.
Brant решила взять тяжёлый вес — песню Kagayaku Sora no Shijima ni wa, группы Kalafina. Всё-таки идеальным выступление назвать не могу. Но... воздержусь от критики, учитывая, что девушке присудили награду за лучший вокал.
Коллектив NC-21 обратился к не раз уже упоминаемым вокалоидам и выдал очень стремительный, задорный и синхронный танец. Хотя девушки и не были отмечены наградами, для меня этот танцевальный номер стал одним из лучших на фестивале.
Косбенд 911 решил пропустить High School of the Dead через фильтр веселья и стёба. В результате получилась весёлая постановка, в которой герои встречаются с совершенно разными типами зомби, к каждому из которых нужно было придумать свой подход. Например, чтобы избавиться от зомби-анимешников, пришлось срочно снизить градус кавайности.
Во втором блоке группового дефиле вместе со зрителями выделил косбэнд Tsuki no Kodomo — одни из лучших Ичиго и Улькиорра (Bleach), которых мне доводилось видеть. Ребята настолько вжились в роли, что на церемонии награждения, получив своё и встав среди других косплееров на сцене, обратились в очень серьёзные и пафосные статуи. И ещё лично хотелось бы похвалить косбэнды ^WASABI^ и Mokushiroku за великолепное воплощение в жизнь персонажей Paradise Kiss.
Перескочим сразу к последнему блоку дефиле по играм. Здесь моё мнение полностью совпало с мнением жюри и зрителей. Selena Din и Delewen Horror сразили наповал в лице сестры битвы (канонесса ордена Девы-мученицы) и эльдара (видящая мира Ультве). После стычки, эльдар начала склонять сестру битвы к юри, но была тут же задушена за проявление подобной дерзости — очень в духе Warhammer 40000. Странно только, что из зала крики "за императора!" почти не раздавались. Но первое место, всё же, получили другие косплееры, с крайне цветастыми и комплексными костюмами и посохами, взятыми из вселенной Forsaken World. Не остался в стороне и Корвис — его жуткий и хищный Cornell (Castlevania: Judgment) пускай и взял лишь третье место, но по итогам зрительского голосования стал несомненным лидером.
SeoulMates и CosMo ставили последний танец в программе и схватили-таки третье место. Самыми большими плюсами выступления можно назвать ритмичное покачивание бёдер, от которого сложно было отвести глаза, и интересные видеовставки, добавившие постановке толику таинственности.
Вопреки расхожему мнению число 13 не всегда символизирует неудачу. Yu Kanda, например, несмотря на присвоенную ей в программке чёртову дюжину, взяла и главный приз, и приз зрительских симпатий. Вдвойне приятно, что выступление было акустическим — девушка одновременно пела и играла на гитаре. В общем, тут я полностью солидарен с большинством.
VooDoo People со своей сценкой кроссовером по LineAge II и World of WarCraft по праву заслужили гран-при. За основу сюжета приняли столкновение миров двух игровых вселенных посредством связующего звена в виде Tron'а. Как поклонник киберпанка очень порадовался отсылке к этой вселенной. Сама постановка изобиловала отличными шутками, имела внятную сюжетную линию и даже содержала несколько боевых сцен.
Не могу обойти вниманием завершающую внеконкурсную сценку дня "Лунный матрос и семь яиц". По сюжету группа анимешников-геймеров внезапно получила возможность осуществить свои желания. Ребята, сглупив поначалу, с умом применили вторую попытку, возжелав стать популярными среди девушек защитниками добра и справедливости. И их мечта осуществилась — они стали сейлор-воинами. Чтобы исправить данное недоразумение, им пришлось-таки защитить добро и справедливость, но... обратиться назад им не позволила допущенная оплошность. Однако за молодцев взялась армия, пообещав сделать из них настоящих мужиков. Как выяснилось, весь маскарад с исполнением желаний был подготовлен ей же, чтобы выполнить в итоге призывной план. До дрожи зловещий финал.
Напоследок хотелось бы отметить один плюс минского метро. Учитывая, что веток там всего две и составы ходят довольно редко, всю дорогу до нужной станции катился вместе с косплеерами. Для примера — если вы даже сели с косплеерами в один вагон в московском метро, скорее всего через три-четыре станции от них не останется и следа.
Выше! 2 октября
Фестивальный день начался для меня с раздачи флайеров. Надеюсь, мои труды не пропали втуне и кто-то из получивших флайер сейчас читает эти строки. К моему удивлению, один из волонтёров добровольно вызвался помочь с этой миссией. К сожалению, отблагодарить его шоколадкой не вышло, так что, приношу этому товарищу искреннюю письменную благодарность. Вообще, постояв на входе полчаса и пообщавшись с проверяющими билеты людьми, возникло ощущение, что им отнюдь не скучно. Что в выполнении их обязанностей тоже есть своя крупица удовольствия и интереса. И приличная часть пропущенной программы фестиваля вполне адекватная цена за это. Так я думал, пока мои ноги несли меня в зал, ибо уши подали сигнал в мозг о том, что представление начинается.
Пока ведущие вновь представляли жюри и спонсоров, поспешил занять место в специальном секторе. Выбор был продиктован тем, что накануне, приняв приглашение знакомого, просидел на стандартном пластиковом кресле одно из отделений. Разница в степени комфортности ощущалась пугающе явно.
Первым в программе числился блок AMV. Работы были представлены сильные и интересные. Первое место занял West с клипом Solex: Remix of Time. Довольно жёсткая электронная музыка выдавала чёткий ритм, которому точно, но не раболепно следовал пропущенный через удачно подобранный цветовой фильтр видеоряд. Отдельное аригато автору за то, что не слишком злоупотреблял динамикой сменой сцен, чем грешат сейчас многие. Занявший второе место Leberate в своём PRIMARY решил основательно взяться за Evangelion, придав ему оттенок мрачности и мистицизма. Однако конец наступил неожиданно не вовремя — на пике кульминации. Третье место получили Galia и Kitty, сделав упор на трагичную романтику. Приз зрительских симпатий взял дебютант MusicDog с AMV по Fullmetal Alchemist: Brotherhood. Если закрыть глаза на рваное начало, вполне достойно для первого раза. Отмечу ещё от себя работу J.Fry, решившего пойти на отчаянный шаг — смешать видеоряд фильма и аниме. Подобные выходки обычно не поощряются, но у автора получился довольно оригинальный и неожиданный переход, полностью поменявший складывающееся поначалу негативной мнение о всём клипе. Наконец, очень позабавило AMV PedoSEAR от Carpet-man'а, в котором злым и беспощадным защитникам детей показали, что педобиры — прекрасный и добрый народ... если его не злить.
Охвачу сразу оба блока дефиле-лолит. Первое место по достоинству получили Amaya и Takutoka, решив поставить на классический контраст чёрного и белого, сдобрив его энергичным и синхронным танцем, с чем не прогадали. Серебро взяла архи-кавайная бело-розовая Hitori. Последнее место на пьедестале победителей заняли Ko-tyan и Mi-tyan, взяв на себя роль своеобразных сказочных персонажей, умудрившись грамотно подстроить свой выход к весьма грубому саундтреку. Ну, и лично мне угодило трио И, Гена и Рё — их ведьмочки и идея с огромной ведьмовской шляпой запали в сердце.
Сюрпризом стал показ Ru.Comix 2.5 — длинное AMV, состоящее из небольших юмористических зарисовок. Больше других понравились две следующие: обе со звуковой дорожкой из мультфильма "Жил-был пёс", но одна на "Волчицу и пряности", а другая на Sayonara Zetsubou Sensei.
Неожиданно интересным оказался блок мини-сценок. Больше всех поразили art band SNN с группой Т(e)=Art. Их мини-сценка по xxxHolic, сопровождающаяся психоделической музыкой, представляла из себя необычный танец с применением светодиодов и ходулей. Невероятное зрелище. Группа DirtyCake поразила слаженностью действий — настолько идеально их движения вписывались под фонограмму. Их сценка, представлявшая бой в Street Fighter IV, изобиловала славным геймерским и не только юмором, а также простым для понимания, но отнюдь не примитивным сюжетом. Вполне неплохо выступил косбэнд Synergism, выехав на сцену на роликах (Air Gear — как уже поняли некоторые из вас). Только несколько досадных ошибок смазали впечатление.
Отделение j-rock'а затрону лишь мельком. Уж извините, но типа крутые девушки, косплеящие типа крутых парней, косплеящих типа крутых девушек — не моя стезя. И всё же стоит обратить внимание на постановку Проекта 13, фактически живой клип о том, как продукты генной инженерии j-rock сбегают из лаборатории. Учитывая комплексные декорации, вышло с размахом. Среди дефиле больше прочего понравились Kazuki-Ame в образе облачённого в чёрно-красное одеяние Asagi и mercury, взявшая ковбойский образ hide.
Во время перерыва подошёл к столикам с настольными играми, где, среди прочего, играли в Мафию. Присоединившись к партии, попутно вспоминая правила, принял на себя роль шерифа, браво расправившегося со злодеями... Правда, в городе, помимо меня, остался всего один горожанин, но добро же восторжествовало!
Последний блок второго дня полностью состоял из внеконкурсных выступлений. Самым примечательным в нём можно назвать две сценки.
Tokio Ban, выступавшие уже в групповом дефиле по Forsaken World, решили сделать ещё и постановку по этой игре. Классический сюжет о поисках могущественного артефакта партией героев вполне традиционно оправлял на тот свет одного персонажа за другим. В результате до конечной цели добралось лишь несколько человек, да и то две сестры уничтожили друг друга за право обладанием чудесного предмета. И тут оставшаяся девушка зачитала монолог, прямо указывающий на финал известной повести братьев Стругацких "Пикник на обочине", в свете которого взглянул на выступление под совершенно иным углом.
Другая сценка, от PL project, тоже, по сути, была серьёзна и в немалой мере драматична. Беда лишь в яойности. Пока мой приятель хватался за голову каждые несколько минут, я с такой же периодичностью ехидно хихикал. Меняющий одного за другим хозяев мальчик-раб фактически был пущен по рукам. Причём хозяева мальчика умирали с завидным постоянством. Идея о том, что несчастье распространяется венерическим путём - инновационна, насколько мне известно. В общем, сценка понравилась, но боюсь, что совсем не так, как того хотели бы выступающие.
Выйдя после церемонии награждения и завершения фестиваля на свежий воздух с компанией, вскоре был одёрнут служителем правопорядка, попросившего поскорее продвигаться к метро и не толпиться у входа. Конечно, до меня доходили слухи о том, что в Белоруссии могут задержать на улице троих людей лишь потому, что они собрались вместе, но я до сих пор продолжаю в этом сомневаться. Хотя, уже не так сильно. Потому как на самом фестивале организаторы попросили косплееров не выходить на улицу, учитывая проходящие рядом народные гулянья. Объяснили это тем, что на упомянутом мероприятии разрешена лишь повседневная одежда и народные костюмы. Надеюсь, никого из косплееров за косплей не задержали.
Сильнее! Послесловие
Если вы спросите, лучше ли был данный Хиган предыдущего, точного ответа вам не дам. Да, Хиган-2010 имел в моём случае несколько очень сильных козырей (две сценки по Blame! и одна по Contra: Hard Corps), но и нынешнее мероприятие отличалось своими плюсами. Например, площадкой. Дворец Спорта — потрясающее место, которого так не хватает всероссийскому фестивалю японской анимации в Воронеже, чтобы туда, наконец, попали все (или почти все) желающие. Подробный отчёт по сценической программе вы уже прочитали, так что сами понимаете — посмотреть было на что. В общем и целом — ваш покорный слуга остался более чем доволен. Стоит ли съездить на Хиган в будущем году? Для меня этот вопрос риторический — была бы возможность, а за желанием дело не постоит. Оно есть и оно огромно.
Теплейшая благодарность моей замечательной минской компании — форумчанам ресурса Evangelion-Not-End и Капеллану в частности за предоставленный приют.
Добавить комментарий (обзор)