Вы здесь

16.02.2015 10:58    1167    0
         

Фото: 
Sationka

drugon
Аватар пользователя drugon

Сайт: http://higan.org
Название мероприятия: Хиган 2014
Место проведения: город Минск, КЗ "Минск"
Время проведения: 18-19 октября

Осень. Любимая пора для некоторых людей, которые ассоциируют её с золотым листопадом, устилающим землю мягким ковром с характерным терпким запахом. Время лёгкого флёра и в меру щадящей погоды, когда уже не слишком жарко, но и не слишком холодно. В моих же глазах данный сезон неразрывно связан с тонущими в слякоти улицах, дефицитом света и общим ощущением унылости, от которого хочется забиться куда-то под камень. Тем не менее, данное видение не распространяется на столицу Белоруссии (или как предпочитают её называть сами белорусы - Беларусь), в которой вот уже который год проходит фестиваль Хиган. Пожалуй, главный аниме-конвент города, а может и вовсе целой страны. Бывали у него и хорошие времена, и не очень, когда судьба мероприятия в принципе стояла под вопросом. Но на этот раз минский фестиваль проявил удивительную стабильность, пройдя в привычном месте в течение двух дней. Этакая иллюстрация эталона палаты мер и весов. Во многом фестиваль остался идентичным прошлым, за что местами организаторов можно похвалить, а местами и упрекнуть. Но и, конечно, нашлось место сюрпризам.

18 октября

КЗ "Минск" уже не первый раз становится пристанищем для анимешников. Находящееся неподалёку от станции метро большое здание, способное вместить до 1300 человек... в концертном зале. О фойе сказать такое можно с трудом, но об этом чуть позже.
Если театр начинается с вешалки, то аниме-фестиваль, проводящийся в здании, начинается с проходной. Думаю, те, кто уже бывал на такого рода мероприятиях неоднократно, прекрасно понимают, что недостаточно просто войти - нужно встать в очереди, дождаться пока тебя пропустят к дверям, пройти проверку, и только затем оказаться внутри. Честно говоря, сам не подозревал, что это может оказаться проблемой, пока однажды не пришлось простоять в очереди больше часа. И потом и дважды, и трижды. Поэтому сразу хочу похвалить охрану фестиваля и помогающим им волонтёрам - пробки на входе не образовалось, проверяли всех очень оперативно, стараясь не задерживать, на вопросы прессы (то есть, в данном случае, меня) давали адекватный и ясный ответ. Плюс к этому удалось довольно быстро найти программки на оба дня фестиваля, так что к началу косплей-шоу я был во всеоружии.
Могу вас заверить, что на сцену выходят люди, не чурающиеся лучей славы. Конечно, грань между честолюбием и тщеславием не всегда можно обозначить чётко. Тем не менее, слышимые порой то тут, то там жалобы от ведущих на то, что никто о них потом не вспоминает, кажутся мне зачастую справедливыми. Всё-таки на этих людях лежит огромная ответственность и мнение о представлении в целом очень сильно зависит от того, справились ли ведущие со своей ролью хорошо или не очень. Ведь зритель наблюдает их на сцене в куда большем объёме, чем любых других участников шоу. И ведущие Хигана справились со своей ролью хорошо - троица в кигуруми (пижамах в виде животных) весьма живо и интересно забивала паузы между выступлениями участников, не капли не надоев за два дня.
Что же касается первого отделения, начну с лолит. Больше всего хотелось бы отметить Sonoko с её мягким, лёгким образом и подчеркнуть совершенно иных по стилю Юни и ХаруПон, взявшихся за индустриальный стиль, сыгравших на чёрно-белом контрасте своих платьев, обрамлённых популярными нынче светодиодами и светящимися палочками (приз зрительских симпатий этот дуэт получил вполне заслуженно). Приятно удивило чиби-дефиле, учитывая, что детской трогательностью меня не пронять. Однако некоторые участники показали себя на сцене без скидок отлично, что не удивительно, учитывая их богатый сценический опыт. В частности, хотелось бы отметить ловкие движения с мечом Янки-Лисёнка с косплеем по Dynasty Warriors 7, которой и досталось гран-при. Также стоит упомянуть о новом типе конкурса под названием 3.14. Не уверен, вдохновило ли его авторов число Пи, но, честно сказать, не совсем понял сути конкурса, кроме обязательного требования сделать выступление на три минуты и четырнадцать секунд.
Во время перерыва первым делом решил нагрянуть на выставку BJD. В глаза сразу бросилась фурри-кукла. Кажется, увидел такое впервые, хотя эти два фан-движения наверняка столкнулись не вчера. Впрочем, как показывает опыт посещения фестивалей, фурри у нас пользуется не самой большой популярностью. Сама выставка располагалась в довольно узкой коридорной зоне. Фактически - на балконе. Поэтому организация исключительно одностороннего движения была вполне закономерным шагом для уменьшения толкучки. Правда, из-за этого на выставку можно было войти только с одной лестницы и те, кто подошёл с другой стороны вынуждены были спускаться на один этаж, проходить через кучу народа к другой лестнице и затем подниматься.
Сразу же после выхода с BJD-выставки располагалась галерея рисунков. Судя по сильно отличающимся формату и бумаге выставлялись оригиналы. Тут же мне удалось увидеть бланки голосования в руках посетителей, которые оказались прикреплёнными к билетам. Благодаря этому, конечно, бланки имелись почти у всех посетителей, кроме тех, кто прошёл на фестиваль без билета - волонтёры, участник, пресса и т.д. Лично я считал и продолжаю считать, что обилие номинаций только путает посетителей и отбивает охоту участвовать в голосовании. По крайней мере, добросовестное заполнение такой анкеты, без пропусков и со взвешенной оценкой всех участников - равносильна бюрократической процедуре средней тяжести. Тем не менее, рассматривая арт-выставку, был вынужден признать, что по крайней мере в этом случае несколько номинаций было оправдано, так как по моему опыту чистый обработанный CG-арт воспринимается большинством лучше, чем рисунки от руки. К тому же, организаторы пошли на одну хитрость и не стали вводить отдельные графы в бланках по каждой номинации, однако разделяя в итоге голоса по типу рисунков. Благодаря этому простому, но изящному решению зрителю нужно было меньше заморачиваться с заполнение бланка, но при этом призы получили как авторы CG-рисунков, так и те, кто рисовал от руки.
Этажом ниже пространства в целом было побольше. Однако из-за того, что здесь же располагались входы в зал, концентрация народа была максимальной по сравнению с остальными местами. Ближе к центру нашёл два уголка с фото-косплеем, но один из них, неожиданно, обратился в фото-уголок. Сам факт рекурсии, конечно, забавен, но в очередной раз хочу обратиться к фотографам и позирующим им косплеерам - ребята, пожалуйста, выделите несколько минут, чтобы найти место поспокойнее. Во-первых, пытаясь создать пустое пространство в толпе между объективом камеры и косплеером, вы затрудняете движение другим. Во-вторых, вам наверняка и самим неудобно, когда то и дело кто-то лезет в кадр или толкает вас под руку. В итоге посмотреть второй уголок с фото-косплеем получилось, но далеко не сразу и местами издали.
Из дополнительных развлечений, тут же неподалёку находилось две игровые консоли, одна из которых была подключена к телевизору, а другая к проектору. Самыми популярными играми на конвентах являются файтинги и именно в них в основном люди и играли. Понаблюдав слегка за дубасящими друг друга персонажами, решил вернуться в зал. Правда, чтобы пройти туда, пришлось, подождать своей очереди - волонтёры проверяли абсолютно всех на предмет наличия еды и питья, которые категорически запретили проносить внутрь.
Второй блок начался с японского караоке. Хотя первое выступление скорее стоит отнести к каверам, так как группа Мохито состояла из двух гитаристов и одной вокалистки. One Ok Rock - Et Cetera в их исполнении звучала весьма неплохо, а наличие живых гитар делало выступление ещё более интересным. А вот второе выступление относилось как раз к разряду караоке. Если, конечно, таким кощунственным словом можно назвать чудесное исполнение Ikimono Gakari - Nostalgia Стельмаковой Алиной Валерьевной. Высокие нотки звучали иногда резковато, но в остальном всё было просто идеально. Весьма положительное впечатление оставил косбэнд "Дивизион Дерево 5 - Портянки Гарена" с косплей-зарисовкой по League of Legends, взявший приз зрительских симпатий. Ребята очень основательно подошли к реквизиту - ходули, украшенный диодом наконечник стрелы и даже пулемёт Гатлинга с вращающимся блоком стволов. А ещё в блоке была как минимум одна хорошая сцена. Команда "Сборная по квиддичу", взялась за весьма популярную в своё время Durarara. В основе сюжет лежала рекламная кампания русских суши и сказка "Красная шапочка", которые как-то умудрились объединиться в неплохой коктейль. Ну и, увы, не обошлось без обыгрывания пейринга Идзаи и Сидзуо.
В дефиле по играм хотелось бы похвалить косбэнд Tsuki no Kodomo за отличные костюмы персонажей Phantasy Star Online 2, косбэнд Aino-skary за Blade and Soul (да, у меня откровенная слабость к некоподобным персонажам) и, конечно же, Mystic за каноничный косплей Соника. В одиночном дефиле больше всех впечатлила Yuzika в роли Асуны Юки (Sword Art Online). Из лолит крайне порадовала Оксана Вальтер, украсившая свой выход элементами балетного танца, а также мрачные Амая и Такутока, представшие в качестве вестников смерти под соответствующую жуткую мелодию. И, заканчивая о примечательном дефиле, под конец блока во внеконкурсе вышли Zafrina и Sayuri в роли фавнов с весьма забавным танцем, который смотрелся особенно интересно из-за того, что девушки передвигались на искусственных копытах.
Ещё в конце прошлого перерыва заметил грустную картину - человека, безуспешно пытающегося найти мусорку. Тут можно было бы пожаловаться на прорехи в организации, но в этом перерыве рядом со входами в зал появились чёрные мусорные пакеты, приклеенные к стенкам. Так что непредусмотрительность вполне была компенсирована оперативностью. Также стоит похвалить организаторов за развешенные указатели, благодаря которым BJD-выставка и другие объекты находились значительно быстрее и проще. Не совсем однозначной можно назвать ситуацию с косплеершами в мужском туалете. К сожалению, зрелище довольно ординарное и подозреваю, что проблема не только в бесцеремонности отдельных людей, но и в дефиците гримёрок, особенно для косплееров-зрителей, не участвующих в программе. Хочется верить, что организация нужного количества гримёрок станет таким же показателем хорошего тона, как и быстрый пропуск на конвент. И опять же, в противовес можно похвалить организаторов за перенос всех торговых точек на первый этаж. Иначе, чую, на втором этаже было бы вообще не протолкнуться.
Третий блок шоу также был наполнен дефиле всех мастей. В одиночном дефиле неформат особенно запомнилась Arata с удивительно похожей на оригинал Убивашкой (Kick Ass), а также шикарная Queen of Pain из Dota 2 от Ringo Tsurai. Среди лолит весьма понравилась Mormolikaya в образе классической ведьмочки с метлой. Sonoko на примере Орухи из Clover смогла доказать, что крыльям не обязательно быть огромными и пышными - даже вполне небольшие, но двигающиеся впечатляют отнюдь не меньше. Так что полностью поддерживаю жюри за решение отдать ей первое место. Крайне тёплые впечатления оставил блок бэкстейджа, состоящий из видеороликов косбэндов, в которых показывалась их подготовка к фестивалю. Во время просмотра калейдоскопа фотографий и видео как-то невольно проникся дружеской и уютной атмосферой групп косплееров, за что им большое спасибо, особенно косбэнду 404 not found.
На этой тёплой ноте можно было бы закончить рассказ о первом дне, но боюсь, что мне придётся в кои-то веки упрекнуть кое-кого из участников. Да, в отчёте упомянуты далеко не все косплееры, но при таком пёстром разнообразии нужно быть в чём-то лучше, в чём-то оригинальнее остальных, чтобы запомниться. Запомнилась и косплей-зарисовка по Borderlands 2, однако не с лучшей стороны. Хотя ребята попросились выйти на сцену второй раз, так как в первый выход была запущена другая версия фонограммы, но, честно, и второй раз получилось не многим лучше. Хотелось бы, чтобы косплееры в будущем лучше готовились к выступлению и соответствовали уровню фонограммы, которая и правда была хороша.
Что интересно, несмотря на мультифэндомность Хигана, его одарило своим вниманием японское посольство. Помимо речи от японского посла, был подготовлен специальный приз за японское караоке. И первое место заняла Стельмакова Алина Валерьевна, захватив попутно и приз зрительским симпатий. Но девушка к тому моменту, видимо, была не в зале, так как не вышла на сцену. А жаль, с удовольствием бы послушал её на бис.

19 октября

Поскольку все нюансы организации были разобраны в предыдущей части статьи, сосредоточусь на косплей-шоу. В одиночном дефиле первого отделения было крайне приятно увидеть классику - Oh My Goddess от Lensher. Её однокрылая Линд производила поистине потрясающее впечатление. И, конечно, запомнилась непоседливая Няруко (Haiyore! Nyaruko-san), которую на удивление живо сыграла Мокка. В одиночном неформат дефиле порадовала глаз эротичная Аiko, хорошо подчеркнувшая... достоинства своего персонажа - Anzu Kobayashi. Отлично был принят залом Битлджус из одноимённого фильма, которого мастерски удалось подать Semantic. Арсеня же показала, что в роли брутального хищника вполне может выступить и девушка, подчеркнув своё выступление яростным треком Роба Зомби. Стоит также упомянуть и блок AMV, где, на мой взгляд, отличилась весьма живая и трогательная работа по Black Bullet, а также динамичный клип по Redline. Жюри, впрочем, остановило свой выбор на других AMV, так что не претендую на объективность.
Набрав разгон, фестиваль выдал ну удивление крепкое второе отделение. Начать следует с дефиле по компьютерным играм (которое вообще бы стоило переименовать в дефиле по видео-играм, ну да ладно), а именно с совместной работы косбэнда 404 not found по Castlevania. Хотя впечатляющий косплей Cornell'а из этой игровой серии видел ещё на Хигане 2011, но и здесь он смотрелся очень грозно, даже несколько оттеняя своих партнёров. В групповом дефиле отлично себя показали Liya, Patricia, Kisaru, Veliya, Denika Kiomi в косплее на Mahou Shoujo Madoka Magica. Опять же не впервой видеть косплей по "Ходячему замку Хаула", но всё равно считаю нужным похвалить косбэнд Tsuki no Kodomo, правда у Хаула уж больно явно женская фигура бросалась в глаза. Хотя если говорить о популярных фэндомах, то Art band SNN, можно сказать, и вовсе взялись за баян. Впрочем, не могу их упрекнуть - Trinity Blood неизменно пользуется успехом у испытывающих тягу к комплексным нарядам и вычурному реквизиту, и в данном случае ребята выдержали марку, что было подтверждено как гран-при от жюри, так и выбором зрителей. И ещё за BlazBlue: Alter Memory хотелось бы отметить косбэнд KOHAKU SEKAI, в частности подчеркнуть удачное использование диодов. Аналогичную похвалу заслужили и Van-Frei с Ren Sinclair, косплеящих, в рамках группового дефиле неформат, League of Legends - светящийся лук Ezreal'а смотрелся очень эффектно. В одиночном же дефиле хочу поблагодарить Knekht за воплощение Трисс Меригольд из The Witcher 2 (должен сказать, этот персонаж покорил меня ещё в книжной серии). Стоит также отметить сурового космодесантника от MoH@xа из вселенной Warhammer 40,000.
Ни для кого не секрет, что в последние несколько лет на фестивалях активно начала всплывать корейщина всех мастей. Интересно то, что первоисточником подобных выступлений в подавляющем большинстве случаев является не художественное произведение, а популярная музыка. Как правило, K-pop'еры выбирают танцевальный формат, и на Хигане в том числе были и танцы. Однако на этот раз поклонники корейской музыки выбили для себя ещё аж целую номинацию - корейское караоке. И наверное самым удивительным было услышать корейскую версию Let It Go из Frozen. Причём у дуэта La Resistance получилось весьма удачное исполнение, разве что с несколькими запинками - видимо, девушки кое-где подзабыли текст. Кого-то такая тенденция может пугать и наводить на мысль, что косплей-шоу, каковыми они были лет пять назад, уходят в прошлое. Я бы не стал паниковать, пока на сцене появляются такие ребята как творческая группа Personal Heaven, ставившая сценку по Ragnarok Online. За время их выступления я успел неоднократно посмеяться. Чего только стоит: "Хилера! Тут хилеру плохо!" Или: "Глаза - окна в душу. В твоём случае застеклённые". Остаётся только восхититься, как всего у двух человек получилось поставить полноценную сценку с крепким сценарием, завязанным на романтику и юмор. На мой взгляд - одно из самых лучших выступлений на фестивале, за что Personal Heaven и получили справедливое первое место. Под конец отделения ещё был блок видеокосплея, среди которого особенно отличилась команда Joint CT, сделавшая небольшой ролик по мотивам Warhammer 40,000. Хорошие эффекты, операторская работа и грамотное использование слоу-мо. Разве что актёрский состав заметно повторяющийся. Но это не помешало сорвать косплеерам как гран-при, так и приз зрительских симпатий.
Перед тем, как отпустить зрителей на перерыв, организаторы прокрутили фрагменты показывавших AMV и показали слайды участников, чтобы напомнить, как выглядели выступающие и какой у них был номер. Урна же для голосования стояла прямо на краю сцены, чтобы избежать казусов с её поисками. Помнится, на нескольких фестивалях не смог проголосовать именно потому, что не нашёл злосчастную урну. Тем временем заметил, что слайды идут несколько вразнобой, но в любом случае - даже в таком виде голосование было похоже на чётко организованный процесс, а не на никому не нужную формальность. Хигану в этом плане, конечно, тоже ещё есть над чем работать, но на фоне остальных фестивалей с аналогичным количеством номинаций - он является образцом для подражания.
Как ни странно, но в третьем отделении косплей-шоу и не подумало сбавить обороты, подарив несколько приятных сюрпризов. Во-первых, Миками, Кей, Гаара, Тестаросса, Драник и Вик поставили просто потрясающую сценку по Bastion, которая наверняка бы получила несколько призов, если бы не стояла во внеконкурсе. Сама игра получила признание не в последнюю очередь за оригинальную подачу истории - все происходящие события комментирует рассказчик, благодаря чему создаётся впечатление истории, которой с тобой решил поделиться харизматичный незнакомец у костра или в полупустом тихом вечернем баре. Озвучена сценка была просто потрясающе - такой голос приятно было бы услышать и в официальной локализации. Сценарист даже вставил неявную отсылку к Transistor - другой игре от того же разработчика. Впрочем, сидя в компании, и взглянув друг на друга в тот момент, когда прозвучала ключевая фраза, каждый из нас понял, что отсылка была абсолютно прозрачной для тех, кто в курсе. Сам сценарий же представлял из себя грамотно подрезанный пересказ сюжета игры с одной из двух концовок. Я бы мог поругать ребят за спойлеры, но они сделали всё настолько хорошо и настолько живо отыграли на сцене, бережно перенеся атмосферу игры, что упрекать их не хочется. Можно даже сказать, что зрители полностью ощутили, что же представляет из себя Bastion не по геймплею, но по духу.
Во-вторых, организаторы подготовили специальный фестивальный ролик. Вообще, такая традиция присутствует на многих фестивалях и обычно кадры прошлогоднего или нескольких прошлогодних конвентов показывают в начале косплей-шоу. Но тот факт, что на Хигане такой ролик был показан в конце объясняется очень просто. Он был сделан по этому фестивалю! То есть, каким-то неведомым чудом отснятый материал был смонтирован и выстроен в клип за считанные часы! Причём ощущения халтуры не возникло даже близко. Если это не рекорд оперативности, то я тогда не знаю что (автор с упрёком смотрит в зеркало). Надеюсь, что такие реактивные ролики станут традицией.
В-третьих, именно на Хигане состоялась премьера Ru.Comix 3.5 - крупного проекта, в рамках которого собирается множество AMV-мейкеров, готовя небольшие юмористические ролики, лучшие из которых попадают затем в данную компиляцию. Как всегда, было чертовски смешно и чертовски жаль, что всё закончилось довольно быстро - меньше, чем за каких-то полчаса!
О церемонии награждения, после всего перечисленного, даже как-то особо нечего сказать. Всё тот же пустой на две трети зал, всё та же звучащая по кругу Lift Me Up от Moby (которая мне теперь нравится уже не так сильно как раньше, учитывая, насколько ей злоупотребляют во время вручения наград), всё то же ощущение затянутости. Как будто обычного зрителя тут просто не ждут. Уже много лет эта ситуация не меняется, но может быть, когда-нибудь... В любом случае, сам фестиваль это ни в коем случае не портит. Хиган 2014 был наполнен множеством замечательных выступлений и в основном неплохо себя показал с организационной точки зрения. А если говорить предвзято, то он занимает одну из самых верхних позиций в списке моих любимых фестивалей. И если вы ещё не побывали на Хигане, то крайне советую это сделать хотя бы в 2015-ом году.

Большое спасибо ENE'шникам, составившим мне компанию на время проведения фестиваля, в особенности Капеллану за то, что в очередной раз приютил у себя.

Ваша оценка: Нет Средняя: 10 (2 оценок)

Добавить комментарий (обзор)