Вы здесь
Пожалуй, самым масштабным и, несмотря ни на что, всегда ожидаемым событием в жизни омских поклонников культуры Страны Восходящего Солнца можно назвать ежегодный фестиваль «Дай-фест». В этом году готовится пятый по счету, почти юбилейный запуск.
Много уже сделано, еще больше предстоит сделать…
Не так давно координатор «Дай-феста» Константин Уткин, известный также как EGO, дал интервью, рассказав, как все начиналось, чего добилась его команда за эти четыре года, и к чему они сейчас стремятся.
Это интервью было напечатано в газете факультета филологии и медиакоммуникаций Омского Государственного Университета, но «АниМаг» решил поделиться им также со всеми интересующимися аниме-культурой России.
За фотографии и изображения спасибо Константину Уткину и Александру Минакову. Также некоторые фотографии были взяты с официального сайта фестиваля www.dai-fest.ru.
- Как возникла идея организации омского аниме-фестиваля?
- Идея окончательно сформировалась в 2007 году, после посещения двух фестивалей в других городах: сначала екатеринбургского «Азия-Бриз», затем
всероссийского в Воронеже, который и послужил основным источником вдохновения. В Омске к тому времени уже регулярно проходили массовые показы аниме в Киновидеоцентре, и постепенно назревала мысль сделать что-то большее, и поездки по фестивалям отчасти были и для того, чтобы посмотреть «как это вообще делается».
- Это была коллективная идея, или, возможно, был какой-то инициатор? Кто занимался организацией первого фестиваля, и кто занимается этим сейчас?
С самых первых шагов и по сей день основную ответственность за сей балаган несу я – Константин «EGO» Уткин. Но, разумеется, своим рождением и развитием фестиваль обязан и другим людям: с самого старта над «Дай-Фестом» много работают Константин «Anecamateur» Пономарёв, ответственный за музыкальную часть фестиваля, и Максим «Хинотори» Шелковой, выполняющий ряд важных технических задач.
Кроме того, считаю нужным отметить Андрея «Ломика» Ламакина, ведь именно он подтолкнул меня плотно заняться фестивалем в 2007-м году. Без его поддержки наш первый фестиваль, скорее всего, случился бы годом позже.
Есть также множество других людей, которым мы очень благодарны за помощь, и на их перечисление нужна отдельная страница.
- Как возникло название фестиваля и почему именно «Дай-фест»?
Мы хотели сделать большой фестиваль, а не просто вечеринку, и хотелось это как-то подчеркнуть, отсюда возникла мысль использовать в названии кандзи «дай», что в переводе с японского и означает «большой». Вторую часть названия хотели сначала сделать «-кон» от слова «конвент», так как сложилось бы Daicon, что по японски «редька» (есть и другие значения), что весьма забавно. Но это название было уже давно занято крупным мероприятием в самой Японии. Поэтому остановились на «Дай-фест». .
- Есть ли у фестиваля какие-нибудь логотипы или особые символы? Кто является их авторами? Какие идеи они несут?
Сначала поясню различие двух понятий: есть «талисман», и есть «логотип».
«Талисман», или «маскот» – это непременно живое существо, которое является лицом каждого конкретного фестиваля, меняясь из года в год. Так, нашим талисманом в 2007-м и 2008-м годах была Славя-тян, автор которой своего настоящего имени не назвал, причём он не из Омска, а вообще из Европы. Было очень приятно с ним сотрудничать.
Славя-тян – персонаж довольно скандальный, с ней было весело, но всё же мы хотели для фестиваля что-то местного изготовления, и вот в 2009 году Ольга Быструшкина нарисовала для фестиваля новую девочку – Дайко-тян. Имя девочки – каламбур: «дай» = «большой», «ко» = «маленький».
В 2010 году талисмана стали Симпу-тян со зверьком Гоффу авторства Со-тян. Талисманом фестиваля она останется и в 2011, только на сей раз предстанет в новом облике
«Логотип», в свою очередь, является своего рода «торговой маркой» нашей команды, и из года в год не меняется. На первый год его ещё не было, а ко второму его создал Александр «Вилварион» Минаков, за что ему вечная слава.
- Кто является спонсором фестиваля? Окупается ли он?
Спонсоров, как таковых, у фестиваля не было и нет: все финансовые проблемы лежат на плечах организаторов, а точнее, по сути, трёх человек. Это весьма проблематично, так как практически все затраты нужно произвести ещё до получения денег со зрительских билетов, которые являются единственным источником средств в бюджете фестиваля. Магазин аниме-товаров традиционно помогает материально, но только в виде призов победителям конкурсов.
Поэтому окупаемость – наша головная боль, и только третий фестиваль
удалось провести, кое-как получив положительный баланс. Первый дал большой минус, второй вышел почти на ноль. Пятый тоже хотелось бы видеть в плюсе, но для этого нужно либо значительно больше зрителей, либо хорошего спонсора, а лучше и того, и другого.
- С какими наибольшими трудностями пришлось столкнуться при организации первого фестиваля четыре года назад?
Пожалуй, сложнее всего, даже сложнее поиска средств на предоплату всяческой аренды, был поиск участников. Как выяснилось в процессе, народ в основной своей массе ещё не был морально готов заниматься косплеем. Сценическая постановка была вообще всего лишь одна. Но ведь надо было с чего-то начинать. Впрочем, и сейчас поиск участников и содействие им в подготовке выступления – наша большая и важная задача.
- Что изменилось в структуре фестиваля и в отношении к нему?
Первый фестиваль был экспериментом, и его структура была скопирована с некоторыми переделками с Воронежского. То есть, мы сделали три дня: в пятницу вечером было открытие с показом аниме; в субботу косплей, концерт и показ аниме; в воскресенье – показ аниме, семинары и закрытие.
Второй проходил два дня, где произошло разделение на день концерта и день косплея. Именно тогда мы поняли, что фестиваль у нас никакой не «современной японской культуры», а «современной японской музыки и анимации».
Третий сохранил структуру второго, обретя более качественное наполнение. Отношение к фестивалю постепенно эволюционирует и у организаторов, и у участников, и у зрителей, ведь нет ничего постоянного.
В общем и целом видна тенденция постепенного роста интереса к событию. Люди стали чаще спрашивать: «Когда же следующий «Дай-Фест»?!», и это весьма приятно.
- Каковы организаторские впечатления от последнего четвертого «Дай-феста»?
В этом году косплееры порадовали нас ростом количества и качества выступлений, надеемся, что этот рост продолжится. Кроме выступлений, стоит отметить косплей-кафе и раменную, которые очень понравились публике, и радуя глаз, и доставляя столь необходимое питание.
А вот концерт, к сожалению, не удался - на третьем «Дай-Фесте» он был значительно полнее и интереснее…
- Расскажи в общих чертах, в чем заключается процесс подготовки к фестивалю.
Сначала проводится подготовительная работа – формулирование правил участия,
обновление информационных источников, подсчёт бюджета исходя из цен в этом году, проходят переговоры с администрацией предполагаемого места проведения. Когда это сделано, объявляется официальная дата проведения и открывается приём заявок. За этот период происходит весьма плотное общение с участниками – кому-то надо помочь, кого-то мотивировать, где-то посмотреть промежуточный результат, и всем постоянно напоминать про сроки. Одновременно с этим ведётся работа над полиграфией. По завершению приёма заявок формируется программа фестиваля, считается число призовых номинаций, определяется призовой фонд. Кроме того, подготавливаются инструкции для всего вспомогательного персонала. Параллельно всему этому решаются различные мелкие технические вопросы, ведётся работа над собственными костюмами, организуется посильная реклама и прочее
- Можешь ли поделиться какими-нибудь планами на пятый? Планируете ли каким-нибудь образом отметить его пятилетний юбилей в ходе фестиваля?
По поводу пятого фестиваля - да, пожалуй, уже можно анонсировать некоторые изменения:
1) Будет два дня косплея, т.к. мы решили отказаться от концерта;
2) Будет новый вид косплей-дефиле - "тематическое", и темой выбрано аниме «Neon Genesis Evangelion». На это дефиле будут приниматься костюмы исключительно персонажей NGE (по аниме, манге, артам, фигуркам). Обычное одиночное дефиле при этом никуда не денется, равно как и групповое;
3) Изменятся правила конкурса фотокосплея - теперь оцениваться будет не каждая отдельная фотография, а образ персонажа, представленный набором из трёх фотографий, и от каждого участника - только один персонаж;
4) Снова проведём конкурс караоке, сохранив требование к обязательному сценическому или видео-сопровождению. На четвёртом фестивале песен было немного, но качество исполнения в целом весьма порадовало;
5) В качестве эксперимента проведём конкурс танцевальных выступлений.
Этим нововведения не ограничатся, но не всё сразу.
-Каким бы хотели организаторы видеть «Дай-фест» в будущем?
Нам хочется, чтобы фестиваль благополучно вырос до всероссийских масштабов, когда на него будут стремиться участники и зрители со всех уголков страны. Насколько это возможно в омских реалиях – большой вопрос.
Добавить комментарий (обзор)