Вы здесь
Сайт: https://vk.com/tanibata
Место проведения: Ростов-на-Дону
Время проведения: с 15 по 16 июля
Я бы, конечно, мог сказать, что вот это не баг, а фича — вспоминаем летний фестиваль зимой, чтобы прикоснуться к тёплым лучам знойной поры, согревающей душу посреди бескрайней белоснежной пустоши... И это было бы откровенным лукавством, потому что правда заключается в том, что с этим материалом я тянул аж полгода, так как отчёты по фестивалям самый сложный и выматывающий тип статей, с которым мне доводилось работать в рамках АниМага. Но в принципе махнуть рукой на освещение этого события было бы преступлением против собственной совести. Потому что Танибата после перерыва в несколько лет наконец-то вернулась. А учитывая, что я пропустил её в 2018-ом и 2019-ом, долгожданное возвращение одного из любимых фестивалей было ещё более трепетным. Хотя меня терзали некоторые сомнения относительно финансовой целесообразности этой поездки, но искренний энтузиазм младшего брата заставил подтянуть пояс и влезть в долги ещё глубже. Всё-таки он на аниме-фестивалях ещё не присутствовал и я решил, что если уж с чего начинать, то всенепременно это должно быть что-то действительно крутое. Тут бы мне стоило напустить интригу в духе — и хотя Танибата не потеряла свою хватку несмотря на перерыв, но... Однако к чёрту все "но"! Я слишком соскучился по хорошим, живым аниме-фестивалям (что никак не противоречит тому, сколько я потом собираюсь с духом, чтобы написать отчёт по ним!). И Танибата уверенно вновь воздела своё яркое, бурлящее от ветра волнами знамя, чтобы занять видное место среди прочих косплей-конвентов в России.
От "Неясный туман прошлого" до 15 июля
В последние несколько лет в нашей стране прошли в ощущении тревожной неизвестности и полного отсутствия хоть какой-то уверенности в завтрашнем дне. Массовым мероприятиям пришлось особенно несладко, учитывая, что проводить их долгое время не разрешали, да и когда строгие запреты спали, их всё равно могли отменить аж в день проведения (сам на один из таких чуть было не поехал). И если для гостей фестиваля подобная ситуация, скорее всего, обернулась бы испорченным отпуском, то для организаторов такой удар мог в принципе поставить крест на дальнейшем будущем самого мероприятия. Однако спрос всё равно понемногу подтягивает предложение и в случае с Ростовом-на-Дону в сентябре 2022-го всё-таки получилось провести довольно крупный "Алоха! Косплей-фест". В марте следующего года уже подтянулся Нян-фест. И вот, наконец, пришла очередь Танибаты.
Несмотря на прошедшее время, фестиваль во многом остался верен своим традициям, избрав ту же площадку проведения и формат в целом. Да, тут всё ещё не позволяют забить всё сценическое время дефиле и k-pop танцам, хотя и того и другого хватило в этот раз с лихвой. Но лично я особенно порадовался наличию сценок, среди которых оказалась пара поистине завораживающих жемчужин. Традиции, впрочем, не во всём были положительными. Ситуация с билетами, увы и ах, осталось такой же непростой. Боюсь, что если бы не наличие дорогих VIP-билетов на первый день, нам, возможно, вообще бы пришлось его пропустить. Такой ажиотаж, конечно, служит дополнительным стимулом стать участником сценической программы, пойти в волонтёры или организовать какую-нибудь интересную активность вроде турнира по боям на тямбара (мягких мечах), но я бы предпочёл какую-нибудь положительную мотивацию. Что любопытно, с Танибатоходами получился заметный перекос — на жёлтый билеты оставались вплоть до самого фестиваля, тогда как на синий всё разобрали в первый же день продаж. Интересно, как же так получилось? *подозрительно косится в сторону знакомых косплееров
Но как бы то ни было, Танибата остаётся окном в прошлое, благодаря которому можно увидеть, а как вообще фестивали выглядели лет так десять-пятнадцать назад за вычетом косплей-шествий по городу и акцента на аниме-фэндомы. И тема фестиваля вполне ему соответствовала, потому что не была ни анимешной, ни новомодной.
15 июля
Вообще, её можно назвать суперолдовой, потому что ближе всего она тем, чьё детство пришлось на 90-ые. Выбор организаторов пал на мультсериал "Чип и Дейл спешат на помощь". Формально, впрочем, о франшизе всем в прошлом году напомнил одноимённый полнометражный фильм, вызвавший в меру бурные обсуждения нескольких спорных визуальных и сценарных решений, но по итогу собравший в целом неплохие отзывы и даже получивший пару наград. В роли спасателей выступили уже хорошо знакомые многим ведущие: Гайку, конечно же, сыграла Усаги, Див и Кир показали отличную химию дружбы, соответственно, Чипа и Дейла, Рокфором стал Larnir, а в роли Вжика оказался маленький сын Усаги, Тим. Интермедии и видеовставки раскрывали конфликт с кошачьими ведущими Нян-феста. И разжёг его, кто бы сомневался, кот Толстопуз. Смотрелись выяснения отношений представителей фестивалей весьма забавно, учитывая, что некоторых персонажей из разных лагерей отыгрывали одни и те же люди. Всех деталей конфликта я вам, конечно же, не раскрою, потому что пересказ читать не настолько интересно, как наблюдать за всем самому, да и объём отчёта хотелось бы удержать в разумных пределах. Но, конечно же, исход был ожидаемо положительным. Засим перейдём к косплей-шоу.
В первом отделении за роликом прошедшего Нян-феста последовал короткий блок номеров, в котором, честно говоря, меня ничего особо не зацепило. Хотя выступление близняшек из Atomic Heart, одного из главных игровых хитов 2023-го года, было как минимум примечательно благодаря балетным элементам. Основной же интерес, как ни странно, представляло дефиле-люкс, темой которого стала Dungeons & Dragons — легендарная ролевая система и прародитель всех RPG. Конечно же, с кучей шуток по броскам двадцатигранных дайсов с уймой критических промахов и критических успехов. Среди выступающих же просто бурю эмоций у публики вызвала баба Зина из того же Atomic Heart. Конечно, костяк столь любимых косплеерами фэндомов вроде DotA 2, League of Legends и Smite (Найт и Идзанами вышли очень хищными и эротичными) получили своё внимание и достойные воплощения на сцене. Но теперь к этой плеяде прибавился Genshin Impact, которого за оба дня было столько, что невольно закралось подозрение, а не тайная ли это тема фестиваля? Среди же чего-то менее мейнстримного, привлёкшее моё внимание, стал косплей на мультсериал "Дом совы", о котором до фестиваля я вообще не слышал. Но уж больно меня заворожил внушительный парик Иды Клаторн. Среди же анимешного хотелось бы отметить милую троицу из Spy x Family. А также девушек из Akiba Meido Sensou, показавших очень насыщенную по меркам дефиле сценографию — думаю, что если бы этот номер был чуть длиннее, его вполне можно было поставить в качестве отдельного выступления в основной программе.
В антракте между отделениями успел слегка пробежаться вдоль стенки с фотокосплеем и артом, с удивлением узнав, что голосование на этот раз проводится через форму на сайте и QR-код на билете. В какой-то мере более удобный метод, чем бумажное голосование, но хотелось бы, конечно, иметь возможность посмотреть все эти работы, в том числе в номинации видео, не только на самом фесте, но и дома тем же вечером, чтобы спокойно и взвешено отобрать фаворитов. Вообще, я с ним откровенно поспешил, потому что тот же блок видео, оказывается, пришёлся на начало второго отделения. Большую же часть антракта, как обладатель VIP-билета "добро", я вместе с парой дюжин других зрителей провёл на сцене, где Усаги рассказывала об организации фестиваля, немного о его истории и попутно показывала что и как тут работает. Вновь оказаться в закулисье ОДНТ, не скрою, было приятно, хотя, конечно, в роли участника это было бы ещё интереснее, пускай и на порядок более заморочно.
Второе отделение получилось, пожалуй, куда занимательнее. Сразу же после видеоблока выступили Mirror's Edge Project с танцем Jo Kwon — Animal в стилистике BDSM-вечеринки, который они хотели показать уже три года. И надо сказать, это время не прошло даром — команда успела отточить выступление до крайне впечатляющего уровня, который не так часто встречаешь на фестивалях. Завораживающей и чувственной получилась миниатюра от YouKnowMe на Shoujo Kakumei Utena — удивительной живучести фэндом, который из классики вспоминают, пожалуй, даже чаще Евангелиона (хотя на фестивале было ещё несколько человек в футболках с Евой помимо меня и косплей как минимум Рей и Мисато, но на сцену NGE в этот раз не попал). Невероятно стильную и шикарную постановку песни "Мой милый, мой дорогой" из мюзикла "Чикаго" показали "Всё те же на манеже". Отличные образы и идеальная вокальная партия заставили меня несколько раз уважительно кивнуть и рассыпаться в искренних аплодисментах. Косбенд "Омаэ Ва Мо Щиндэиру" удивил стремительным превращением милых неко-горничных в опасных, разъярённых кошек из триллера. Что послужило этому причиной я не совсем понял, но отыграли косплееры отлично. "Стекляшки" в сценке по "Академии маленьких ведьмочек: Кто призвал демона?" очень удачно впихнули кроссовер со "Сверхъестественным". Я не особо большой почитатель похождений братьев Винчестеров, но их присутствие здесь меня откровенно позабавило. Ну и последней хочу упомянуть Belaerna, покусившейся на святое в моей системе координат музыкальных ценностей — группу Queen. К каверам на их песни я отношусь очень ревностно и тем удивительнее, что распевшаяся к концу Somebody to Love вокалистка вызвала у меня исключительно положительные эмоции.
Третье отделение удалось захватить не полностью, потому что перерыва, увы, на трапезу не хватило, но упустил разве что лотерею. Зато успел аккурат к началу сценки "Свадьба косплееров" от команды "Слепышарики". Полагаю, что показанные страхи и тревоги главных героев были понятны многим в зале. Впрочем, выступление в первую очередь было юмористическим, и в этом плане тоже ничуть не подкачало, удачно комбинируя общепонятные хохмы и шутки для тех, кому косплей знаком не понаслышке. Поразительно профессиональное выступила Ryuichi с Why Don't You Do Right? из "Кто подставил кролика Роджера". Да, опыта ей, конечно, не занимать, но уровень она продемонстрировала такой, что хоть сейчас пиши студийную версию с одного дубля. Однако лучшим выступлением этого дня, на мой взгляд, стала сценка от Panic Apart на фильм Wolfwalkers, вызвавшая у меня калейдоскоп флешбэков на нашу сценку по волкам на воронежском аниме-фестивале в 2019-ом. Честно говоря, у Томма Мура полностью я видел только "Тайну Келлс", но его работы определённо одни из самых ярких и самобытных в океане прочих современных анимационных картин. И команде удалось отлично передать тревожно-драматичную атмосферу, присущую фильмам Мура. Да к тому же в великолепных декорациях, с замечательным отыгрышем, и очень литературно прописанными диалогами. Тот самый случай, когда косплей-сценка фактически становится короткой театральной постановкой.
Формально на этом отделении косплей-шоу закончилось, но учитывая небольшой перерыв перед концертом, а также объём и разнообразие программы, можно смело называть его DLC-отделением с преимущественно музыкальной направленностью. Преимущественно, потому что помимо ожидаемых вокальных номеров и чуть менее ожидаемых танцевальных, сюда тоже затесался небольшой блок дефиле. В нём я просто не могу не отметить Аду Вонг, как по мне, лучшую девушку всего Resident Evil, а также забавный ковёр-самолёт из Аладдина, покоривший сердца всех в зале. Среди вокала же хотелось бы сразу начать со своего фаворита концерта — песни WILDFIRE & Take the Journey из Honkai: Star Rail в исполнении HaruWei. Услышал этот трек впервые, но сочетание мощи, контроля и чистоты вокала оставили очень сильное впечатление. Однако и помимо этого было много классных номеров. Например, танец Break My Heart Myself от слаженного дуэта Heydoll. Дико круто прошли все выступления Лисандры: как соло, так и в дуэте с Дивом. Aria очень уверенно спела Lewis Capaldi — Someone You Loved. Milka и HaruWei порадовали исполнением Tabi no Tochuu из "Волчицы и пряностей" (как преданный поклонник оригинала с волнением жду перезапуск аниме). Чарующе джазовую атмосферу в зал привнесла Ryuichi c Cry no More из Blood+. Удивительно много народа на сцене собралось на дуэт Rain и HaruWei, чтобы зажигать под песню 99 из Mob Psycho 100. И ещё больше, чуть ли не половина из всех присутствовавших в зале, оказалась на сцене во время исполнения Waka Waka от Belaerna. И как вишенка на торте, победителем в вечерней лотерее оказался младший брат. Что ж, как говорится — новичкам везёт. Нужно ли говорить, что лечь спать получилось уже заметно за полночь. Но мы твёрдо решили приехать на следующий день пораньше, чтобы хотя бы час посвятить залу интерактивностей.
16 июля
Несмотря на скромные масштабы, зал интерактивностей мог похвастаться самостоятельной плотной программой, так что даже исключительно тут не скучно было бы провести оба дня. К явным минусам я бы отнёс то, что для выступающих с лекциями не было нормальной площадки и их заглушал гул, царящий в зале постоянно, но, пожалуй, придраться мне больше не к чему. А нашим выбором стал стол для маджонга, где представители клуба "Паренчан" обучали основам игры. Да, если что, речь не о пасьянсе, в котором в одиночку нужно разбирать пирамиду, снимая парные фишки с краёв. Оригинальный маджонг — это весьма комплексная азартная игра, где на изучение всех нюансов может потребоваться не один десяток часов. Но общие правила можно и правда примерно усвоить за полтора, особенно если вы знакомы с покером, потому что сходство между этими играми довольно ощутимое. В завершение нам порекомендовали обратить внимание на онлайновую версию игры, Mahjong Soul, в которой, забегая вперёд, было проведено затем немало часов. Но время уже поджимало, до начала косплей-шоу оставалось всего ничего, и мне очень хотелось прийти на него вовремя.
Интерес мой был продиктован тем, что перед первым отделением внезапно набрался блок аж на четыре выступления по Королю и Шуту — определённо любимой группе в период старшей школы, которая недавно, в связи с выпуском одноимённого сериала, обрела новую популярность. Единственное, что меня не устроило в этом блоке, так это неудовлетворённое желание самому вылезти на сцену и поорать знакомые с детства песни. Но без серьёзной подготовки это было бы, конечно, фиаско, к тому же участники, моё почтение, заморочились с воплощением сценических образов самих музыкантов. В общем, как некогда большой фанат группы и до сих пор поклонник почти всего её творчества, остался этим мини-концертом крайне доволен.
Большую же часть самого первого отделения вновь заняло дефиле, но на этот раз без приставки люкс. То есть, без какой-то общей сюжетной канвы, разбавляющей выходы косплееров, что естественным образом привело к замыленности восприятия. Несмотря на это несколько выступлений всё-таки обратили на себя внимание. Прежде всего это энергичный отыгрыш V из Cyberpunk 2077 (да-да, как-нибудь я до неё доберусь). Крайне аутентичным и жутким получился клоун из It. И в противовес невероятно чарующей оказалась Трисс Меригольд, заворожившая своим выступлением с двумя танцевальными веерами, да и, чего уж там, совершенно нереальным декольте (теряюсь в догадках, как эта конструкция удерживается в принципе). И всё же я был весьма благодарен команде CheerUp! за танцевальное выступление на песню Queencard в конце блока — прямо необходимый заряд игривой бодрости после целого часа дефиле.
Первую половину второго отделения внезапно простоял за камерой, подменяя знакомого оператора, участвующего аж в двух номерах блока. С одной стороны, приятно было сменить зрительскую роль на что-то более любопытное, да и сцена была прямо перед носом. С другой, большую часть отделения провёл стоя, и фокус внимания постоянно гулял между камерой и выступлениями, так что какие-то из них прошли незаметно. Впрочем, несколько номеров выделились и тут. Перво-наперво — это хищный, жёсткий и энергичный танец от команды SEISHUN на трек wotaku — Mafia. Косбэнд "Месть ёкодзуна", напротив, сделал в своём танцевальном выступлении ставку на погружение в историю, а точнее, в "Притчу о Карпе и Мотыльке". Ребята интересно рассказали красивую легенду, а в самом выступлении очень грамотно использовали светодиоды. Наконец, лучшей сценкой дня, на мой взгляд, стала постановка на игру Pizza Tower ("Падение Пиццеанской Башни") от косбенда "Психоциркуль". Не знаю уж каким образом, но учитывая, что моим главным интересом являются инди-игры, почему-то до Танибаты о Pizza Tower я не слышал. И знакомство с этой вселенной через сценку оказалось крайне весёлым, очень насыщенным событиями, полным хорошо отснятым видео, прекрасным отыгрышем и несколькими интересными монтажными и сценическими решениями.
Третье отделение открылось отличной комедийной сценкой от команды "Товарняк": "Геншин: Цыганский переполох в Мондштадте", по сюжету которой капитан кавалерии пытается найти себе коня. Учитывая, что с Genshin Impact я знаком лишь понаслышке, могу похвалить сценариста за то, что юмор и сюжет для стороннего человека оказались вполне понятными. Совершенно шикарный, стильный дуэт получился у Votan'а и HaruWei, спевший Daddy ! Daddy ! Do ! из Kaguya-sama: Love Is War. И именно Votan исполнил вживую главную тему из Chip 'n Dale: Rescue Rangers во время финального танца, чередуя русский, английский и японский текст.
На этом фестивальная программа в ОДНТ завершилась, но после небольшого перерыва, хватившего аккурат на обед, народ загрузился в Танибатобусы, чтобы гурьбой высыпать на набережную, в очередной раз удивляя своей пестротой прохожих. Здесь уже перед посадкой на Танибатоходы можно было успеть немного пообщаться как со знакомыми, которых не получалось поймать во время самого феста, так и с героями сцены прошедших двух дней — расспросить их про подготовку к Танибате или просто похвалить за классное выступление. На Танибатоходах я, вместе с другими преданными фанатами, ушёл в отрыв на танцполе во время небольшого блока Короля и Шута. В остальном же поездка прошла за приятной беседой, в её середине традиционно за борт были выброшены связки бамбука с прикреплёнными к ним тандзаку (листиками с пожеланиями), а после причаливания мы долго и упорно собирались большой толпой, чтобы отправиться в местный бар, оказавшийся, ожидаемо, доверху забитым косплеерами и организаторами фестиваля. Ну, на этот раз хотя бы удалось заказать что-то перекусить и пообщаться с теми, кто был жутко занят на самом фестивале.
В итоге удивительно, но Танибата, не проводившаяся три года, умудрилась вернуть мне такое приятное ощущение фестивалей прошлого, словно я перенёсся лет на десять назад. Это возвращение, которого ждали многие и, думаю, что большинство, как и я, были чертовски рады, что фест состоялся и тому, как он прошёл. Хотя всё-таки предпочту говорить исключительно за себя, дописывая этот текст с лёгкой улыбкой в четыре ночи — она уж точно не даст соврать.
P.S. Передаю горячий привет всем новым и старым знакомым, с которыми удалось нормально пообщаться на фестивале: EVE, Захар, Александр, Слоупоков, Веня, Дракоша, вы клёвые! Особая благодарность Nex'у за безумные выходки, не дававшие заскучать лишний раз и, конечно же, за вписку.
Добавить комментарий (обзор)