Вы здесь
Настало время для подробного разбора в данном руководстве следующей партии специальностей, перечисляемых в заключительных титрах аниме-эпизода. При описании процесса производства анимации я предупреждал о возможном расхождении в названии должностей в титрах, но это происходит в основном из-за порядка их отображения, или присутствия определенных, специфичных ролей. Здесь проблема становится еще обширней, так как производство аниме не всегда работает в рамках системы «лейауты -> ключевые кадры -> контроль анимации -> промежуточные кадры -> проверка». Не существует стандартного правила, по которому можно разделить обязательные работы (например – хозяйственные) от тех, которые зависят от того, какой именно проект начинает снимать студия. Это означает, что после титров, касающихся производства анимации, завершающие титры могут сильно отличаться (иногда кардинально) несмотря на то, что это проекты одной и той же студии. Учитывая это, давайте рассмотрим следующие примеры, которые позволяют понять большинство вышеуказанных нюансов.
В рамках прошлых статей мы закончили с технической анимацией. Будь то первоначально нарисованная на бумаге, а затем оцифрованная анимация или сделанная полностью в «цифре», теперь у нас есть пачка кадров, которая выглядит следующим образом: ни цвета, ни фона, ни компьютерной графики, просто анимированные кадры (線撮, sensatsu; которые состоят из 線画, линейных рисунков или senga), в руках аниматоров прозванные whites (白い, shiroi) (здесь, видимо, имеется в виду белый цвет не раскрашенных листов анимации. - Прим. пер.). Такая анимация уже что-то из себя представляет, но ей не хватает кучи дополнительных элементов.
- Цветовая координация (色指定, Iroshitei):
Координатор цвета в эпизоде занимается распределением листов с цветовыми моделями в команде художников и разделением рабочей нагрузки между ними. Эти листы содержат подробную цветовую информацию для каждого элемента - от персонажей, до объектов, а также световые эффекты и тени. Координатор необязательно решает все моменты - в производстве аниме обычно задействован еще и цветовой дизайнер (色彩設定/色彩設計, Shikisai Settei/Shikisai Sekkei), который разрабатывает цветовую палитру и, как минимум, устанавливает цвета для стандартных позиций персонажей. Работа цветового дизайнера тесно связана с частью обязанностей арт-директора (美術監督, Bijutsu Kantoku), поскольку он, в конечном счете, отвечает за общее визуальное ощущение. На самом деле, создание цветовой основы - всегда было делом арт-директора, пока дальнейшее разделение задач в производстве аниме не поспособствовало созданию определенной специальности.
Несмотря на то, что в глобальном масштабе они ничего не решают, некоторые координаторы цвета по-прежнему имеют огромное художественное влияние на эпизоды, над которыми они работают: цвета для второстепенных персонажей, декорации, специальное снаряжение - зачастую все эти вопросы решаются ими. В конце дня значительная часть их работы в целом похожа на работу цветового дизайнера, так что хорошему координатору могут дать в обработку даже свои собственные серии.
Неважно, модели ли это для одного эпизода или всего сериала - цвета всегда проверяют на готовых фонах для сериала. Поддержание визуальной гармонии имеет огромное значение: если персонажи и реквизит диссонируют с окружением, арт-директор получит в конечном продукте полный хаос. Учитываемый при производстве концепт - цветной рисунок (イメージカラー): набор цветов и тонов, характерных тому или иному персонажу. Здесь свобода в подборе цвета вполне допустима, если она косвенно отображает характерные черты персонажа. В худшем случае это может варьироваться от легкого неформата до состояния закатывания глаз (это когда у девушек в унылых адаптациях лайт-новелл цвет волос соотносится с их характером), но в лучших случаях - это почти совершенство. Персонаж, «одетый» в цвета, через которые вы можете почувствовать его реалистичность, осознавая его личность, - более подлинен для вас, даже если вы не сможете принять его разумом.
- Финализация (仕上げ/仕上 Shiage; ペイント, Окрашивание; デジタルペイント, Цифровое окрашивание; デジタル彩色, Digital Saishiki):
Это, бесспорно самое значимое, хотя и не вполне понятное название специальности в ание индустрии. Однако идея довольно проста - окраска whites с использованием моделей, созданных координатором цвета.
До сегодняшних дней, когда этот процесс не стал выполняться цифровым способом, используя софт, такой как RETAS’ PaintMan HD (так как RETAS Studio suite доминирует в японской аниме индустрии), титры Shiage существовали довольно продолжительное время. Вернемся во времена технологии целлов, когда карандашные рисунки переводили с помощью сухого процесса ксерокопирования на пластиковые листы. Это обратная сторона целлулоидного листа, который был раскрашен с помощью акриловых красок, и, благодаря прозрачности целла, его лицевая сторона имела нужный вид. Следовательно, этот целл считался законченным и мог быть использован на следующем этапе производства.
Много изменилось с тех пор, так как переход к «цифре» максимально облегчил процесс финализации. Исправления стали оперативными, а создатели получили доступ к широчайшей палитре цветов, так что если вы и пропустили уникальный стиль «целлулоидного» аниме (который все еще можно воспроизвести), внедрение новых технологии следует рассматривать как огромный позитивный шаг для отрасли. Для того, чтобы отличить цифровые методы от традиционных средств производства, некоторые студии начали обозначать в титрах эту должность как «цифровое окрашивание» (デジタル彩色), и продолжают придерживаться этого термина, несмотря на то, что практически всё аниме сейчас окрашивается в «цифре».
- Окончательная проверка (仕上げ検査, Shiage Kensa):
Эта специальность заключается в обеспечении правильной окраски каждой сцены и ликвидации всех незамеченных промахов. Этот титр практически всегда прописывают рядом с координацией цвета, так как этот человек отвечает за управление расцветкой эпизода. Процесс Shiage требует участия нескольких человек (или нескольких компаний, если ситуация совсем уж ужасна), что открывает множество возможностей для появления косяков. От неправильного цвета теней, до полного разрушения сцены к удовольствию зрителей – так как эти глюки довольно быстро находятся фанатами. Зачастую это результат того, что каждый следующий проверяющий считает, что предыдущий уже заметил все возможные ошибки, исправил их, не допуская попадания в эфир.
-Фоны (задники) (背景, Haikei):
Художники, которые рисуют все новые задники для эпизода. У них нет творческой свободы, приходится следовать набору директив. Изначально существует набросок сцены с указаниями, каким должно быть окружение (понятно, что не все кадры будут новыми, многие из них - это переработка старых задников), но, прежде всего художники следуют указаниям арт-директора, который разработал дизайн всего окружения во время стадии подготовки. Сюда входят все эскизы, которые должны отражать видение режиссера данного шоу. После утверждения эти эскизы, разработанные арт-директором (или арт-дизайнером/美術デザイン, в случае, если кто-то был специально делегирован на это место), становятся моделью для окончательных задников.
Некоторые анимационные студии имеют специальный арт-отдел, но, как и в работе с цифрой (а может даже и чаще) такие отделы при своих маленьких размерах имеют тенденцию не справляться с работой над целым сериалом. Даже самые удачливые компании, которые имеют в штате сильную команду и арт-директоров, зачастую полагаются на аутсорсинг сторонних, специализированных компаний. Такие компании, из которых в индустрию приходит большинство арт-директоров, имеют довольно большое влияние на то, как в конечном итоге выглядит аниме. Это привело к тому, что фанаты аниме начали выделять команды, которые проделывают отличную работу с фонами и зарабатывают известность вместе со студиями Pablo, Anime Kobo Basara или Atelier BWCA, чьи арт-директора участвуют в проектах.
Отрисовка задников сегодня - это работа с «цифрой», но поклонники традиционных подходов все еще выискивают в аниме потоке классические работы. Будучи ограниченными по численности компании, предлагающие отрисованные вручную задники, выжили и все еще достаточно востребованы, так как предлагают довольно редкую услугу.
- Незначительные дизайнерские задачи
Нередко можно увидеть несколько дизайнерских обязанностей, связанных со всеми видами второстепенных задач в производстве аниме, объединенных вместе из-за отсутствия лучшего варианта их размещения. Подробнее о некоторых: дизайн поддержки (プロップデザイン) - универсальный термин, относящийся к аксессуарам и небольшим повторяющимся предметам в сценах, например сумкам и сотовым телефонам. Всё понятно с дизайном логотипа названия (タイトルロゴデザイン/ロゴデザイン), дизайн типографии (отвечает за шрифты) тоже вопросов не вызывает. Более интересны дизайнеры второстепенных персонажей (キャラクターデザイン協力/キャラクターデザイン補佐), которые также известны, как дизайнеры суб-персонажей (サブキャラクターデザイン). Если количество персонажей огромно или сроки уже горят, дизайнер может заниматься только созданием основных персонажей аниме и оставить второстепенных или одноразовых персонажей другим людям. В титрах всех их отмечают либо как «режиссер анимации», либо как «аниматор», если режиссер уже был размещен выше.
Добавить комментарий (обзор)