Вы здесь

07.10.2019 21:11    5055    2
         

Связующий термин: 

Я не собираюсь говорить про перекладывание ответственности, хотя то, что аниме называют "виновником" или "катализатором" при каждом школьном шутинге изрядно раздражает. Правда, в последнее время эта сомнительная честь перешла к компьютерным играм, но проблема осталась прежней - по какой-то причине многие люди предпочитают винить в разрушительных действиях подростков культурные феномены, а не других людей. Но мне стало интересно, как в аниме переосмысливается тема буллинга - насилия и травли в школе. В силу своей специфики аниме, являющееся массовым продуктом, целевой аудиторией которого выступают подростки, совсем уж обойти эту тему не могло. Оно и не обошло - удивительным образом тема буллинга в школе регулярно появляется в аниме, вот только значимость проблемы растет вместе с осознанием важности проблемы обществом.

Поначалу школьная травля выступала как объяснение изменений характера героя, довольно часто наряду с непонимаем в семье или утратой, то есть, была вторичной по отношению к сюжету. Как пример - аниме "Ichi the Killer", где школьная травля выступает одной из причин превращения героя в будущем в чудовище.

Но в восьмидесятые вообще, похоже, не заморачивались психологическим состоянием подростков. Визуализация расхожих стереотипов, которые подразумевают "мальчики всегда дерутся", "эти подростки вечно что-то поделить не могут". Я утрирую, конечно, но обычно рецепт в случаях буллинга был один - "драться надо - так дерись!". Фактически школьный буллинг представал как одно из испытаний, которое должен пройти герой, чтоб из куколки стать бабочкой - закалить характер и т.д. Прямо как обряд инициации, неприятный, но необходимый.

Даже в седзе травля со стороны одноклассников рассматривалась как испытание, которое героиня должна была преодолеть. Наиболее говорящий пример - сериал "Onii-sama e...", где героиня подвергалась многочисленным нападкам со стороны девушек в женской старшей школе, недовольных, что ее приняли в элитное школьное сообщество Сорарити. К счастью, героине и ее подругам удалось справиться с волной злобных слухов и сплетен, пережить и более разрушительные действия - подставы, прямой обман и драки. Но в "Onii-sama e..." показано взросление героинь через призму насыщенного событиями одного школьного года. В процессе почти все героини прошли путь изменений - одни закалили характер или осознали какие-то истины для себя, другие поняли, насколько гнусными были их действия. То есть и здесь буллинг выступал как элемент истории, неся функцию развития сюжета , но не являясь центральной проблемой.

Вполне возможно, такое невнимательное отношение к проблеме буллинга характерно для консервативных патриархальных обществ, где главенствуют поло-ролевые модели. В таком обществе травля (дедовщина) часто воспринимается как естественный процесс взросления, возможность закалить характер. О тех, кто в результате унижений и издевательств сломался или ожесточился, предпочитается не вспоминать. Более того, тех, кто не может справиться с травлей и жалуется, принято считать "слабаками". Такое мнение поддерживается в том числе и взрослыми, стоит только вспомнить все эти провокации "Ты не мужик, что ли?!". Это все делает травлю в школе табуированной темой и мешает жертвам буллинга рассказать и просить о помощи.

К счастью, прогресс, в том числе социальный, повышает ценность каждой личности для общества, так что неизбежно такие явления как травля в школе становятся осуждаемыми. Но вернемся к аниме. Изменения отношения общества к теме буллинга не остались не замеченными аниме-индустрией. И тут появилась интересная градация рецептов избавления от проблемы, которая полностью, как в зеркале, отражает попытки консервативного общества осмыслить и решить проблему не выходя за привычные рамки представлений о месте отдельной личности для общества. Сейчас поподробнее расскажу, что я имею в виду.

1. Заведи свою "Внутреннюю Монголию"*

Идеальный рецепт для тех, кто не может справиться с проблемой и замыкается в себе. Чтобы не потерять самоуважения, жертва буллинга всегда может отправиться в исекай и стать там выдающимся магом/мечником/королем демонов ect. Не имеет значения, кем ты станешь в мире фантазий, главное, что самым-самым и этим утрешь нос всем обидчикам. Для взрослых, несостоятельных с точки зрения общества (хикки, плохая работа, одиночество и т.п.), - этот рецепт тоже подходит. Как пример "Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou" из новинок, где герой, прозванный "неполноценным", в альтернативном мире смог добиться успеха.

2. Плати той же монетой

Довольно страшный рецепт, но распространенный в аниме и манге не менее, чем побег в исекай. Жертва неожиданно получает возможность (божественные способности, могущественный артефакт или покровительство высшего существа) отплатить обидчикам. Вариант, скажем прямо, тупиковый, который всего лишь помогает жертве утолить жажду мести, а проблему не решает. И жертва, как правило, несет наказание впоследствии. Мы это видим в "Jigoku shôjo", "Mahou Shoujo Site" и др.

Не могу удержаться, но твердо убеждена, что проблематика "Bûgîpoppu wa warawanai" целиком и полностью посвящена теме буллинга, а все эти пришельцы - только лишь хорошая маскировка. Герои сериала - сплошь жертвы травли, принуждения, семейных неурядиц или одиночки в классе, не имеющие друзей. Другой вопрос, что не всем из них удалось отомстить.

3. Найди единомышленников и реши проблему самостоятельно

Хо, любимый рецепт взрослых, не желающих вмешиваться. "Вы же сможете договориться и все вместе победить", именно такое благодушие демонстрируют в "Youkoso Jitsuryoku Shijou Shugi no Kyoushitsu e" или "Baka to Test to Shoukanjuu". Герой объединяет класс или группу школьников и все вместе они показывают обидчикам, кто тут Д, Артаньян, а кто погулять вышел. Главное условие - быть в коллективе и решать проблему вместе (но без привлечения взрослых). Этакий идеальный пионерский отряд... Внешне такая тактика выглядит удачной и эффективной, но полностью укладывается в представления консервативного общества и работает на и по уже установленным правилам, только подтверждая их: нас официально объявили изгоями, но мы не будем протестовать, а сделаем то, что от нас ждут - станем самыми лучшими и укрепим систему. По мне, так самый лицемерный подход.

Гораздо честнее показывать, что и дети, и взрослые, и общество находятся в растерянности, сталкиваясь с фактами буллинга. Большинство не знает, как реагировать, как пример, отличный фильм "Eiga Koe no Katachi", где герой побывал и на той стороне, и на этой, а родители не всегда вели себя адекватно. К счастью, путем проб и ошибок правильный путь был найден, но мы же понимаем, что это исключение из правил и обидчики не так уж часто могут на себе почувствовать все переживания жертвы.

Но не стоит думать, что в аниме предлагается только убегать, или мстить, или потакать иллюзиям, или просто фиксировать проблему. Есть вдумчивые вещи, предлагающие разобраться и решать проблему буллинга с привлечением взрослых, потому как иначе никак. Подобное мы уже видели в "Great Teacher Onizuka", но я сейчас хочу рассказать об идеальном для себя примере из сериала "Sangatsu no Lion".

Но сначала ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Следующий пассаж - один большой спойлер, так что если вы не смотрели сериал "Sangatsu no Lion", но планируете посмотреть, лучше не читать.

Здесь представлены два "консервативных" рецепта - герой, изгой в школе, находит себя как профессионал в сеги. Причем, несколько раз проговаривается, что сеги для Кириямы изначально - именно уход от проблем, побег. И это, как честно показывается в аниме, ничего не решило. В своей "Внутренней Монголии" он встретился с новыми проблемами: высокомерием, дискриминацией по возрасту, недоверием со стороны старших. Нет, конечно, здесь Кирияма нашел и друзей, и единомышленников. Но постепенно понимаешь, что почти все герои, отдающиеся сеги полностью, заплатили за это и очень одиноки. Так что рецепты не работают. Поэтому, когда девушка, которая нравится герою, становится жертвой буллинга, он ищет новые пути. И вот это мое самое любимое место: проблему можно решить, только если о ней прямо говорится и при помощи взрослых. Причем, здесь последовательно прорабатываются все варианты: и что Кирияма и Хината Кавамото не могут решить проблему самостоятельно, и что намеренное игнорирование ситуации со стороны классного руководителя все только усугубляет, и что замкнуться в себе не спасение и даже, что помощь со стороны, которую предлагал куратор Кириямы в его школе, создаст только видимость разрешения конфликта.

Разрешить проблему оказалось возможным только при помощи родителей и учителей, а именно директора школы. Вот просто мой идеал понимающего взрослого, который не боится ответственности и принимает подростков всерьез. И это потребовало времени, душевных сил от всех участников, принципиальности и терпения. Всего того, что так трудно дается и чего так хочется избежать.

Моя воля, я бы второй сезон "Sangatsu no Lion" в школе учителям как учебное пособие показывала.

Что могу сказать под конец. Никто не ищет ответ, если внутри не созрел вопрос - поэтому назначать аниме, игры, фильмы "виновниками" печальных событий бессмысленно, зачастую они даже не выступают в роли спускового крючка. А только используются для оправдания равнодушия тех, кто мог, но не стал помогать. Лучше, конечно, подумать, по какой причине человек предпочитает "уходить" в аниме, избегая встреч с реальностью. И попытаться помочь.

И еще, аниме показывает проблемы социума так, как их хочет видеть социум. Поэтому то, что аниме стремится всерьез показывать и обсуждать эти проблемы, говорит в его пользу, а не против.

Точно также, чтобы решить проблему, необходимо выйти за рамки, обществу в том числе. Старые приемы на традиционном поле не работают.

* Внутренняя Монголия - современная идиома, означающая, что человек находит что-то значимое только для него и "убегает" в это, спасаясь от проблем реального мира. На западе аналогично понятию "интерзона", которое появилось благодаря студентам, фанатам творчества У. Берроуза.

sariman
Аватар пользователя sariman
Ваша оценка: Нет Средняя: 10 (5 оценок)

Комментарии

Аватар пользователя drugon

Тема, на самом деле, очень острая. Критика и, самое главное, понимание проблемы внушают надежду на то, что эта катастрофическая ситуация в будущем будет больше обращать на себя внимание и как-то исправляться, при необходимости не без контроля взрослых. На мой взгляд, педагоги должны принимать активное участие в том числе и этой неприглядной стороны школьной жизни. Надеюсь, что это начнёт понимать больше людей.

Аватар пользователя Аццкий Критег

Зачётная статья, спасибо и лайк! )) Только что посмотрела "Льва", мысли были те же. Вернее, сначала было тоскливое "опять оно" и опасения, что тему как всегда задвинут, ограничившись выводом типа "вот так вот у нас в Японии всё плохо, прикиньте?". Хорошо, что проблему не просто обозначали, но и решили, причем не по мановению волшебной палочки и не с полпинка. Дополню, что история реально имела место быть в классе племянницы Умино. По крайней мере если верить Вики. И еще - разрулил ситуацию не директор, а классрук.

Добавить комментарий (обзор)