Вы здесь
Я не собираюсь говорить про перекладывание ответственности, хотя то, что аниме называют "виновником" или "катализатором" при каждом школьном шутинге изрядно раздражает. Правда, в последнее время эта сомнительная честь перешла к компьютерным играм, но проблема осталась прежней - по какой-то причине многие люди предпочитают винить в разрушительных действиях подростков культурные феномены, а не других людей. Но мне стало интересно, как в аниме переосмысливается тема буллинга - насилия и травли в школе. В силу своей специфики аниме, являющееся массовым продуктом, целевой аудиторией которого выступают подростки, совсем уж обойти эту тему не могло. Оно и не обошло - удивительным образом тема буллинга в школе регулярно появляется в аниме, вот только значимость проблемы растет вместе с осознанием важности проблемы обществом.
Поначалу школьная травля выступала как объяснение изменений характера героя, довольно часто наряду с непонимаем в семье или утратой, то есть, была вторичной по отношению к сюжету. Как пример - аниме "Ichi the Killer", где школьная травля выступает одной из причин превращения героя в будущем в чудовище.
Но в восьмидесятые вообще, похоже, не заморачивались психологическим состоянием подростков. Визуализация расхожих стереотипов, которые подразумевают "мальчики всегда дерутся", "эти подростки вечно что-то поделить не могут". Я утрирую, конечно, но обычно рецепт в случаях буллинга был один - "драться надо - так дерись!". Фактически школьный буллинг представал как одно из испытаний, которое должен пройти герой, чтоб из куколки стать бабочкой - закалить характер и т.д. Прямо как обряд инициации, неприятный, но необходимый.
Даже в седзе травля со стороны одноклассников рассматривалась как испытание, которое героиня должна была преодолеть. Наиболее говорящий пример - сериал "Onii-sama e...", где героиня подвергалась многочисленным нападкам со стороны девушек в женской старшей школе, недовольных, что ее приняли в элитное школьное сообщество Сорарити. К счастью, героине и ее подругам удалось справиться с волной злобных слухов и сплетен, пережить и более разрушительные действия - подставы, прямой обман и драки. Но в "Onii-sama e..." показано взросление героинь через призму насыщенного событиями одного школьного года. В процессе почти все героини прошли путь изменений - одни закалили характер или осознали какие-то истины для себя, другие поняли, насколько гнусными были их действия. То есть и здесь буллинг выступал как элемент истории, неся функцию развития сюжета , но не являясь центральной проблемой.
Вполне возможно, такое невнимательное отношение к проблеме буллинга характерно для консервативных патриархальных обществ, где главенствуют поло-ролевые модели. В таком обществе травля (дедовщина) часто воспринимается как естественный процесс взросления, возможность закалить характер. О тех, кто в результате унижений и издевательств сломался или ожесточился, предпочитается не вспоминать. Более того, тех, кто не может справиться с травлей и жалуется, принято считать "слабаками". Такое мнение поддерживается в том числе и взрослыми, стоит только вспомнить все эти провокации "Ты не мужик, что ли?!". Это все делает травлю в школе табуированной темой и мешает жертвам буллинга рассказать и просить о помощи.
К счастью, прогресс, в том числе социальный, повышает ценность каждой личности для общества, так что неизбежно такие явления как травля в школе становятся осуждаемыми. Но вернемся к аниме. Изменения отношения общества к теме буллинга не остались не замеченными аниме-индустрией. И тут появилась интересная градация рецептов избавления от проблемы, которая полностью, как в зеркале, отражает попытки консервативного общества осмыслить и решить проблему не выходя за привычные рамки представлений о месте отдельной личности для общества. Сейчас поподробнее расскажу, что я имею в виду.
1. Заведи свою "Внутреннюю Монголию"*
Идеальный рецепт для тех, кто не может справиться с проблемой и замыкается в себе. Чтобы не потерять самоуважения, жертва буллинга всегда может отправиться в исекай и стать там выдающимся магом/мечником/королем демонов ect. Не имеет значения, кем ты станешь в мире фантазий, главное, что самым-самым и этим утрешь нос всем обидчикам. Для взрослых, несостоятельных с точки зрения общества (хикки, плохая работа, одиночество и т.п.), - этот рецепт тоже подходит. Как пример "Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou" из новинок, где герой, прозванный "неполноценным", в альтернативном мире смог добиться успеха.
2. Плати той же монетой
Довольно страшный рецепт, но распространенный в аниме и манге не менее, чем побег в исекай. Жертва неожиданно получает возможность (божественные способности, могущественный артефакт или покровительство высшего существа) отплатить обидчикам. Вариант, скажем прямо, тупиковый, который всего лишь помогает жертве утолить жажду мести, а проблему не решает. И жертва, как правило, несет наказание впоследствии. Мы это видим в "Jigoku shôjo", "Mahou Shoujo Site" и др.
Не могу удержаться, но твердо убеждена, что проблематика "Bûgîpoppu wa warawanai" целиком и полностью посвящена теме буллинга, а все эти пришельцы - только лишь хорошая маскировка. Герои сериала - сплошь жертвы травли, принуждения, семейных неурядиц или одиночки в классе, не имеющие друзей. Другой вопрос, что не всем из них удалось отомстить.
3. Найди единомышленников и реши проблему самостоятельно
Хо, любимый рецепт взрослых, не желающих вмешиваться. "Вы же сможете договориться и все вместе победить", именно такое благодушие демонстрируют в "Youkoso Jitsuryoku Shijou Shugi no Kyoushitsu e" или "Baka to Test to Shoukanjuu". Герой объединяет класс или группу школьников и все вместе они показывают обидчикам, кто тут Д, Артаньян, а кто погулять вышел. Главное условие - быть в коллективе и решать проблему вместе (но без привлечения взрослых). Этакий идеальный пионерский отряд... Внешне такая тактика выглядит удачной и эффективной, но полностью укладывается в представления консервативного общества и работает на и по уже установленным правилам, только подтверждая их: нас официально объявили изгоями, но мы не будем протестовать, а сделаем то, что от нас ждут - станем самыми лучшими и укрепим систему. По мне, так самый лицемерный подход.
Гораздо честнее показывать, что и дети, и взрослые, и общество находятся в растерянности, сталкиваясь с фактами буллинга. Большинство не знает, как реагировать, как пример, отличный фильм "Eiga Koe no Katachi", где герой побывал и на той стороне, и на этой, а родители не всегда вели себя адекватно. К счастью, путем проб и ошибок правильный путь был найден, но мы же понимаем, что это исключение из правил и обидчики не так уж часто могут на себе почувствовать все переживания жертвы.
Но не стоит думать, что в аниме предлагается только убегать, или мстить, или потакать иллюзиям, или просто фиксировать проблему. Есть вдумчивые вещи, предлагающие разобраться и решать проблему буллинга с привлечением взрослых, потому как иначе никак. Подобное мы уже видели в "Great Teacher Onizuka", но я сейчас хочу рассказать об идеальном для себя примере из сериала "Sangatsu no Lion".
Но сначала ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Следующий пассаж - один большой спойлер, так что если вы не смотрели сериал "Sangatsu no Lion", но планируете посмотреть, лучше не читать.
Здесь представлены два "консервативных" рецепта - герой, изгой в школе, находит себя как профессионал в сеги. Причем, несколько раз проговаривается, что сеги для Кириямы изначально - именно уход от проблем, побег. И это, как честно показывается в аниме, ничего не решило. В своей "Внутренней Монголии" он встретился с новыми проблемами: высокомерием, дискриминацией по возрасту, недоверием со стороны старших. Нет, конечно, здесь Кирияма нашел и друзей, и единомышленников. Но постепенно понимаешь, что почти все герои, отдающиеся сеги полностью, заплатили за это и очень одиноки. Так что рецепты не работают. Поэтому, когда девушка, которая нравится герою, становится жертвой буллинга, он ищет новые пути. И вот это мое самое любимое место: проблему можно решить, только если о ней прямо говорится и при помощи взрослых. Причем, здесь последовательно прорабатываются все варианты: и что Кирияма и Хината Кавамото не могут решить проблему самостоятельно, и что намеренное игнорирование ситуации со стороны классного руководителя все только усугубляет, и что замкнуться в себе не спасение и даже, что помощь со стороны, которую предлагал куратор Кириямы в его школе, создаст только видимость разрешения конфликта.
Разрешить проблему оказалось возможным только при помощи родителей и учителей, а именно директора школы. Вот просто мой идеал понимающего взрослого, который не боится ответственности и принимает подростков всерьез. И это потребовало времени, душевных сил от всех участников, принципиальности и терпения. Всего того, что так трудно дается и чего так хочется избежать.
Моя воля, я бы второй сезон "Sangatsu no Lion" в школе учителям как учебное пособие показывала.
Что могу сказать под конец. Никто не ищет ответ, если внутри не созрел вопрос - поэтому назначать аниме, игры, фильмы "виновниками" печальных событий бессмысленно, зачастую они даже не выступают в роли спускового крючка. А только используются для оправдания равнодушия тех, кто мог, но не стал помогать. Лучше, конечно, подумать, по какой причине человек предпочитает "уходить" в аниме, избегая встреч с реальностью. И попытаться помочь.
И еще, аниме показывает проблемы социума так, как их хочет видеть социум. Поэтому то, что аниме стремится всерьез показывать и обсуждать эти проблемы, говорит в его пользу, а не против.
Точно также, чтобы решить проблему, необходимо выйти за рамки, обществу в том числе. Старые приемы на традиционном поле не работают.
* Внутренняя Монголия - современная идиома, означающая, что человек находит что-то значимое только для него и "убегает" в это, спасаясь от проблем реального мира. На западе аналогично понятию "интерзона", которое появилось благодаря студентам, фанатам творчества У. Берроуза.
Комментарии
Тема, на самом деле, очень
Тема, на самом деле, очень острая. Критика и, самое главное, понимание проблемы внушают надежду на то, что эта катастрофическая ситуация в будущем будет больше обращать на себя внимание и как-то исправляться, при необходимости не без контроля взрослых. На мой взгляд, педагоги должны принимать активное участие в том числе и этой неприглядной стороны школьной жизни. Надеюсь, что это начнёт понимать больше людей.
Зачётная статья, спасибо и
Зачётная статья, спасибо и лайк! )) Только что посмотрела "Льва", мысли были те же. Вернее, сначала было тоскливое "опять оно" и опасения, что тему как всегда задвинут, ограничившись выводом типа "вот так вот у нас в Японии всё плохо, прикиньте?". Хорошо, что проблему не просто обозначали, но и решили, причем не по мановению волшебной палочки и не с полпинка. Дополню, что история реально имела место быть в классе племянницы Умино. По крайней мере если верить Вики. И еще - разрулил ситуацию не директор, а классрук.
Добавить комментарий (обзор)